Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
20.03.2017
Материал пригодится учителям начальных классов, работающих по ФГОС.
Повышение качества образования – одна из главнейших проблем современной педагогической науки и практики.
В связи с таким переходом исследователи в области педагогики пришли к заключению о том, что одна лишь успеваемость как показатель качества образования является недостаточно эффективным и необходимо говорить о личностном росте учащихся, то есть об успешности учащихся в учебной деятельности.
статья.docx
Повышение успешности учебной деятельности младших школьников
на основе саморегуляции. Иваницких О.Н.
Повышение качества образования – одна из главнейших проблем
современной педагогической науки и практики. Такая постановка вопроса
обусловлена тем, что современное российское образование, в том числе и педа
гогическая наука, переживают значительные изменения, которые обусловлены не
только тем, что Россия вошла в Единое европейское образовательное
пространство, подписав Болонское соглашение; но и тем, что в нашей системе
образования внедряются новые образовательные стандарты, влекущие измене
ние цели и ориентира образования, процесса оценивания результата образования,
а следовательно, и его качества. В связи с таким переходом исследователи в
области педагогики пришли к заключению о том, что одна лишь успеваемость как
показатель качества образования является недостаточно эффективным и
необходимо говорить о личностном росте учащихся, то есть об успешности
учащихся в учебной деятельности.
Значительное внимание роли и значению успешности учащихся уделено в
образовательных стандартах нового поколения. В них же говорится о том, что в
условиях внедрения новых образовательных стандартов роль учителя меняется:
от транслятора знаний педагогу необходимо перейти к роли координатора,
который будет мотивировать детей к поиску ответов на вопросы, при
необходимости регулировать данный процесс.
Следовательно, в условиях внедрения новых образовательных стандартов
учащийся становится полноправным субъектом образовательного процесса и
именно он становится заинтересованным и ответственным лицом в получении
качественного образования. От его активности и желания зависит то, насколько
он будет успешным в учебной деятельности. Такой переход позволяет сделать
вывод о том, что значительное место в данном процессе будет занимать саморегуляция младшего школьника. А.К. АбульхановаСлавская, А. Бандура,
Б.В. Зейгарник в своих исследованиях описывают множество факторов
успешности учебной деятельности, но одним из главных в условиях рассмотрения
ученика как полноправного субъекта образовательного процесса они называют
саморегуляцию.
Н.Ф. Круглова и О.А. Черкашина в своих исследованиях пишут о том, что
саморегуляция является ведущим фактором в повышении успешности не только
учебной деятельности, но и жизни в целом [1, с. 126]. Изучение возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста и указанных выше факторов
позволяет сделать заключение о том, что значительную роль в повышении
успешности учебной деятельности может занимать эмоциональноволевая
регуляция, о значимости которой в образовательном процессе писали в своих
трудах Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн и другие [3].
Под саморегуляцией понимается личностное новообразование младшего
школьного возраста, которое представляет способность ребенка ставить перед
собой цель, определять способы и пути ее достижения, оценивать достигнутый
результат и степень своего участия в достижении цели. Личностная
саморегуляция представляет собой способность управлять своим поведением и
подчинять его общепринятым нормам и правилам [3]. На наш взгляд, личностная
саморегуляция является более широким понятием по отношению к
эмоциональной регуляции и включает его.
В условиях внедрения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к учащемуся, в том
числе и к ребенку младшего школьного возраста, предъявляются качественно
иные требования, выраженные в результатах образования, одним из которых
является умение планировать и анализировать результаты своей деятельности,
соблюдать правила поведения и многое другое, что представляет собой составляющие саморегуляции [4]. Одним из структурных компонентов
саморегуляции является мотивация, а именно наличие положительной мотивации,
которая заключается в переживании ощущения радости от полученных
результатов у детей младшего школьного возраста, позволяет регулировать свое
поведение, ставить цель и определять пути ее достижения. Наличие цели и
умение определить способы ее достижения и реализовать их, а затем осознание
собственных усилий и признание собственности.
Научнометодическое обеспечение инновационных процессов в
учреждениях общего и дополнительного образования значимости сказываются на
успешности учебной деятельности. Важное место в реализации цели занимает
умение планировать предстоящую работу. Данные исследований, проведенных
О.А. Анищенко, Д.И. Воробьевой, свидетельствуют о том, что дети младшего
школьного возраста способны к планированию, которое на первом этапе тесно
связано с речью. Они могут обдумывать и выражать в слове то, что собираются
делать. Особенности планирования детей младшего школьного возраста
выражаются в неспособности придерживаться первоначального замысла. Другой
особенностью является схематичность целей, когда ребенок намечает лишь
основные этапы работы, но не способы ее выполнения [2, с. 44]. Необходимость
выработки у младших школьников умения планировать и контролировать свою
деятельность также обусловлена еще и тем, что данный фактор влияет на успе
ваемость младшего школьника. Связь этих двух понятий заключается в том, что
младший школьник, умеющий организовать свой труд, контролировать его и
оценивать результаты своей учебной деятельности будет быстрее и продуктивнее
осваивать программу начальной школы, а следовательно, успеваемость его будет
выше.
Успеваемость же является составной частью успешности. Следовательно,
умение определить план действия по достижению цели представляет собой не что
иное, как процесс саморегуляции, т.е. поэтапное достижение цели наиболее приемлемо для детей младшего школьного возраста, а получаемые при этом
удовлетворение от процесса и похвала со стороны взрослых представляют собой
успешность, которая благоприятно сказывается на учебной деятельности
младших школьников.
В литературе саморегуляция рассматривается не только как умение
планировать и координировать свою деятельность, но и как умение справляться
со стрессовыми ситуациями. В процессе учебной деятельности младший
школьник, как и любой другой ребе нок, сталкивается с различными ситуациями,
которые могут вызывать нервное напряжение, требовать от ребенка
выносливости, высоко го уровня работоспособности, достаточно высокой
скорости переработки информации и т.д. Младшие школьники, у которых сфор
мирована и развита саморегуляция, подобные моменты переносят достаточно
легко [3].
Следовательно, они успешно справляются с образовательными задачами,
что в итоге положительно влияет на успешность учебной деятельности. Таким
образом, можно говорить о том, что саморегуляция обладает значительными
возможностями в повышении успешности учебной деятельности за счет того, что:
– посредством саморегуляции ребенок овладевает приемами рационального рас
пределения своих сил и времени на достижение цели; – происходит обучение
детей приемам планирования и определения шагов, которые необходимо
совершить на пути достижения цели. Достижение каждого шага и успешное
решение задач, которые стояли перед младшим школьником, позволяют ему
почувствовать себя успешным; – неоднократное переживание ребенком
положительных эмоций, получаемых при успешном решении тех или иных задач,
вопросов, проблем, приводит к тому, что у ребенка закрепляется привычка в
получении одобрения со стороны взрослых, собственной положительной оценке и
т.д. Следовательно, можно сказать, что у младшего школьника вырабатывается
потребность в успешном решении тех или иных вопросов, задач; – саморегуляция как психологическое явление позволяет младшему школьнику справляться с
воз никающими в процессе учебной
психологическими нагрузками,
деятельности.
Список литературы
1. Морозова И.С. Особенности саморегуляции учебной деятельности
студентов на начальных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского
государственного университета. 2011. №1. С. 124 – 131.
2. Муталимова А.М. Анализ психологических факторов успешности
Известия Дагестанского государственного
учебной деятельности
педагогического университета. Психолого педагогические науки. 2012. № 3 (20).
//
С. 44 – 49.
3. Погосян С.Р. Роль психологической саморегуляции младших
школьников в процессе усвоения знаний [Электронный ресурс]. – URL:
http://sociosphera.com/publication/
conference/2012/133/rol_psihologicheskoj_samoregulyacii_mladshih_shkolnikov_v_p
rocesse_ usvoeniya_znanij/.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образо вания [Электронный ресурс]. – URL: http://xn80abucjiibhv9a.xn
p1ai/documents/922.
Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Повышение успешности учебной деятельности у младших школьников на основе саморегуляции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.