Использование диагностической методики Кондаш.
Тревога – наш постоянный спутник. А каковы
причины возросшей тревожности современных детей и подростков?
Рост тревоги отражает несколько социальных изменений и культурных сдвигов,
которые мы наблюдаем последние пару десятилетий. Вот десять основных
причин:
1. Гаджеты предлагают нездоровый выход.
Постоянный доступ к цифровым устройствам позволяет детям избегать неприятных
эмоций – скуки, одиночества, грусти: они погружаются в игры во время поездки на
машине или переписываются в соцсетях, когда их отправляют «подумать о своём
поведении» в свою комнату.
Электронные устройства заменили возможности для развития психологической
устойчивости, и дети не приобрели навыков для решения повседневных проблем.
2. Мода на счастье.
Счастью придается такое значение в нашей культуре, что некоторые родители
думают, что их задача беспрерывно радовать своих детей. Когда ребенку грустно,
родители стараются его развеселить. Если он злится – успокаивают.
Дети растут с верой в то, что если они не чувствуют себя счастливыми
круглосуточно, то с ними что-то не так. Это создает у них сильное внутреннее
смятение. Они не понимают, что чувствовать грусть, фрустрацию, вину,
разочарование и злость – это нормально и естественно.
3. Родительские похвалы содержат
нереалистичные ожидания.
Такие фразы, как «Ты бегаешь быстрее всех ребят» или «Ты самый умный в классе»,
не повышают самооценку. Вместо этого они давят на детей, заставляя их
соответствовать этим ярлыкам. Это может привести к парализующему страху неудачи
или отвержения.
4. Родители вовлекаются в крысиные бега.
Многие родители стали для своих детей кем-то вроде личных помощников. Они
усердно трудятся ради конкурентоспособности своих детей: нанимают репетиторов и
частных спортивных тренеров, оплачивают дорогостоящие курсы подготовки в вузы.
Они делают все, чтобы помочь своим подросткам получить аттестаты, достойные
лучших учебных заведений. Посыл этих родителей состоит в том, что их подросток
должен преуспеть во всем, чтобы получить желанное место в таком вузе.
5. Дети не обучаются навыкам регулирования
эмоций.
Мы уделяем особое внимание академической подготовке, но прилагаем мало усилий
для обучения детей эмоциональным навыкам, необходимым для успеха. И
действительно, опрос студентов первого курса показал, что 60 процентов
чувствуют себя эмоционально неготовыми к университетской жизни.
Умение управлять своим временем, бороться со стрессом и заботиться о своих
чувствах – ключевые навыки для достойной жизни. Неудивительно, что подростки,
которые не знают, как справляться с эмоциями, испытывают тревогу из-за
повседневных неприятностей.
6. Родители считают себя скорее
защитниками, чем наставниками.
В какой-то момент многие родители начали считать, что их роль состоит в том,
чтобы помочь детям вырасти с как можно меньшим количеством эмоциональных и
физических шрамов. Они стали настолько гиперопекающими, что их дети не имели
никакой возможности попробовать самостоятельно решать проблемы. Как следствие,
эти дети выросли с убеждением, что они слишком хрупки, чтобы справляться с
реалиями жизни.
7. Взрослые не знают, как правильно помочь
детям столкнуться лицом к лицу со своими страхами.
Одна крайность – это родители, которые слишком сильно давят на своих детей,
заставляют их делать то, что их пугает. Другая крайность – родители, которые
вообще не подталкивают детей. Они позволяют своим детям отказываться от всего,
что вызывает малейшее беспокойство.
Возможность столкнуться лицом к лицу с риском – лучший способ победить страх,
но только тогда, когда это делается постепенно, шаг за шагом. Без практики,
мягкого подталкивания и нашего руководства дети никогда не обретут уверенности
в том, что они способны посмотреть в лицо своим страхам.
8. Родители руководствуются чувством вины
и страха в воспитании детей.
Родительство поднимает в нас разные неприятные эмоции, например чувство вины и
страха. Но вместо того, чтобы позволить себе испытывать эти эмоции, многие
родители меняют свою тактику. Теперь они не сводят с детей глаз, потому что их
тревожит, когда дети исчезают из поля зрения; или они чувствуют себя настолько
виноватыми, отказывая своим детям, что предпочитают уступить и сдаться. В
результате они учат детей, что неприятные эмоции невыносимы.
9. Детям не предоставляют достаточно
свободного времени для игры.
Конечно, спортивные секции и кружки играют важную роль в жизни детей, но там
создают правила и обеспечивают их исполнение взрослые. Свободная же игра учит
детей жизненно важным навыкам, например, как справляться с разногласиями без
помощи родителей. А одиночная игра учит детей оставаться наедине со своими
мыслями и чувствовать себя комфортно с самим собой.
10. Нарушена иерархия внутри семьи.
Хотя иногда нам кажется, что наш ребёнок хотел бы быть главным, в глубине души
дети знают, что они неспособны принимать верные решения. Они хотят, чтобы
родители вели их – даже когда есть разногласия. И когда иерархия размывается –
или даже переворачивается с ног на голову – их тревога резко возрастает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.