Пояснительная записка для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)
Оценка 4.8

Пояснительная записка для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)

Оценка 4.8
Документация
docx
информатика
7 кл—9 кл
24.03.2017
Пояснительная записка  для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)
Настоящая программа рассчитана на учащихся, которые обучаются на основе Государственных общеобразовательных стандартов 2004 года, поэтому составлена на основе Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Федерального компонента государственного стандарта общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.), Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования». А так же программа на основе программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Пояснительная записка 7-9 класс база.docx

Пояснительная записка  для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)

 

Настоящая программа рассчитана на учащихся, которые обучаются на основе  Государственных общеобразовательных стандартов 2004 года, поэтому составлена на основе Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,  Федерального  компонента государственного стандарта общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.), Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».  А так же программа  на основе программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует  Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

  В соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области и, соответственно, одного предмета «Информатика и информационные технологии», из расчёта 2 учебных часа в неделю.

             Согласно статусу  лицея № 81 (статус углубленного изучения математики, физики и информатики с 1997 года) изучение информатики начинается с 7 класса основной школы по разным программам: общеобразовательной и предпрофильной (углубленной). Данная программа рассчитана на изучение общеобразовательного  курса информатики и ИКТ учащимися 7-9 классов в объёме   часов, которые в соответствии с учебным планом лицея 81 распределены следующим образом:

·         7 класс – 36 часов

·         8 класс – 36 часа

·         9 класс – 68 часов

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 

 

 

 Цели и задачи обучения

Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат;
  3. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  5. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
  6. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача  состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения  информационных систем, преимущественно автоматизированных.

 

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на базовом уровне рассчитана на 140 учебных часов (3 года обучения: 1 часа в неделю в 7 классе ,1 часа в неделю в 8 классе, по 36 часа в год и 2 часа в неделю в 9 классе, 68 часов в год)

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах составлена с учетом

САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003 3 118.

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение

непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в домашнюю работу и проектную деятельность.

 

 

 Место предмета в учебном плане лицея.

                         Согласно статусу  лицея № 81 (статус углубленного изучения математики, физики и информатики с 1997 года) изучение информатики начинается с 7 класса основной школы по разным программам: общеобразовательной и предпрофильной (углубленной). Данная программа рассчитана на изучение общеобразовательного  курса информатики и ИКТ учащимися 7-9 классов в объёме   часов, которые в соответствии с учебным планом лицея 81 распределены следующим образом:

·         7 класс – 36 часов

·         8 класс – 36 часа

·         9 класс – 68 часов

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

 

 Универсальные учебные действия

Личностные:

        владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

        оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

        организация  индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых      программных средств;  

        использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.   

Метапредметные:

      владение основными общеучебными умениями  информационного характера:  анализа ситуации,

      планирования деятельности,  обобщения и сравнения данных и др.;

       получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации

      структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании  различных

      объектов, явлений и процессов;

      умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать

      защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

      владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами

      информационных и коммуникационных технологий;

      умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении

      проекта.

Предметные:

в сфере познавательной деятельности:

      освоение основных понятий и методов информатики;

      выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и

      различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных

      системах;

      выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение

      формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы,

      диаграммы и др.);

      преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и 

      полноты информации;

      оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота,

      актуальность и т.п.);

     развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;

    разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;

    определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;

    освоение основных конструкций языка программирования;

    оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);

    построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

    определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;

    решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;

    целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;

    приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

     формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

            в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

    понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

    умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;

    оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

    выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;

    отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;

    следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.    

            в сфере коммуникативной деятельности:

    понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

    осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

    получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

    овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

    соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

            в сфере трудовой деятельности:

    определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

    понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;

    овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);

    знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);

    умение тестирования используемого оборудования и программных средств;

    использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

    определение пропускной способности используемого канала связи;

    выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

    использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

    решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;

    создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);

     использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;

    использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

    создание и наполнение собственных баз данных;

    приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

            в сфере эстетической деятельности:

    приобретение навыков компьютерного дизайна;

    овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

     демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.  

           

в сфере физической деятельности:

    понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;

    владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;

    соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий. 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

• Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от

05.03.2004 г.)

• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

• Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• Областной базисный учебный план (Приказ МОиН Челябинской области №01-269 от

06.05.2009 г «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»);

• Приказ МОиН РФ от « 9 » декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год».

• Методические рекомендации ЧИПККРО «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в ОУ Челябинской области в 2009-2010 учебном году от 03.08.2009 № 103/3431

• Учебный план МОУ СОШ №25 при МаГК на 2009-2010 учебный год;

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-    методического комплекта, в который входят:

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 178 с.:ил.;

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;

3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 178 с.:ил.;

 

а также дополнительная литература:

1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,

2001. – 304 с.: ил.;

2. Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;

3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008.

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

·         Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

·         Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

·         Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

·         Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

·         Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

·         Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

·         Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

·         Операционная система.

·         Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

·         Антивирусная программа.

·         Программа-архиватор.

·         Клавиатурный тренажер.

·         Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

·         Звуковой редактор.

·         Простая система управления базами данных.

·         Программа-переводчик.

·         Система оптического распознавания текста.

·         Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

·         Система программирования.

·         Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

·         Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

·         Программа интерактивного общения

·         Простой редактор Web-страниц

 

       Список литературы для учителя:

1.       Бочкин  А. И.  Методика  преподавания  информатики.  Учебное пособие. – Минск: 1998.  – 431 с.: ил.

2.       Епанешников А. М., Епанешников В. А.  Программирование в среде Turbo Pascal 7.0.  – М: 2001. – 367 с.

3.       Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.  – Москва: 2000. – 160 с.

4.       Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.

5.       Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов.  – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.

6.       Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.

7.       Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».

8.       Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».

9.       Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CDROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008.

Интернет-ресурсы

1. www.ege.edu.ru

2. www.fipi.ru

3. www.kpolakov.narod.ru

 

 

Содержание учебного предмета

Содержание информатики  для 7–9 классов  построено на единой системе понятий, отражающих основ-

ные содержательные линии:

·         информация и информационные процессы;

·         компьютер как универсальное устройство обработки  информации;

·         алгоритмизация и программирование;

·         информационные модели из различных предметных  областей;

·         информационные и коммуникационные технологии;

·         информационное общество и информационная безопасность.

 

 

Основное содержание

Информация и информационные процессы

Информация. Информационные объекты различных видов. 

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

1.       Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

2.       Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

3.       Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

4.       Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

5.       Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

6.       Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

7.       Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

8.       Вставка в документ формул.

9.       Создание и форматирование списков.

10.   Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

11.   Создание гипертекстового документа.

12.   Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

13.    Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I

Обработка графической информации

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы:

14.   Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

15.   Создание  изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

16.   Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

17.   Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II

Мультимедийные технологии

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

18.   Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

19.   Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

20.   Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

21.   Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

22.   Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III, работа IV

Обработка числовой информации

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Практические работы:

23.   Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

24.   Создание и обработка таблиц.

25.   Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

26.   Построение диаграмм и графиков.

Практикум: работа V

Представление информации

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

27.   Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

28.   Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

29.   Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

30.   Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

31.   Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

32.   Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

33.   Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

34.   Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

35.   Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

36.   Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI

Формализация и моделирование

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.  Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

37.   Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

38.   Построение генеалогического дерева семьи.

39.   Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

40.   Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

41.   Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

42.   Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VII

Хранение информации

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

43.   Поиск записей в готовой базе данных.

44.   Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VIII

Коммуникационные технологии

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

45.   Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

46.   Путешествие по Всемирной паутине.

47.   Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

48.   Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

49.   Загрузка файла из файлового архива.

50.   Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

51.   Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

52.   Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Практикум: работа IX

Информационные технологии в обществе

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

53.   Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

54.   Защита информации от компьютерных вирусов.

55.   Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Практикум: работа X

 

Практикум

I.        Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления.

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

II.     Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

Создание изображений с использованием графической панели.

Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

III.  Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации; вставка изображений.

Настройка анимации.

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

IV.  Запись и обработка видеофильма

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии,  искусство, филология, обществознание.

V.     Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

 Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

VI.  Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

VII.           Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение,  технология, естествознание.

VIII.         Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

IX.  Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

·                основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·                программный принцип работы компьютера;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·                оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-    создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-    создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-    создавать записи в базе данных;

-    создавать презентации на основе шаблонов;

·                искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

·                проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·                организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·                передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Информатика и ИКТ»  7-9  класс (общеобразовательный уровень)

 

раздел

 

Темы / часы

Основная школа

7 класс

8 класс

9 класс

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Представление информации.

2

2

 

Информация, информационные объекты различных видов.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

 

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

 

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий

Передача информации.

2

3

 

Процесс передачи информации. Источник и приемник информации.

 

Сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче.

Скорость передачи информации.

 

Обработка информации.

 

 

 

 

 

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

3

6

 

Основные компоненты компьютера и их функции.

Программный принцип работы компьютера.

 

Программное обеспечение, его структура.

Представление о программировании

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя

Программное обеспечение общего назначения.

 

 

Информационные процессы в обществе.

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Основные устройства ИКТ

 

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

 

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира

 

 

 

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Архивирование и разархивирование.

Защита информации от компьютерных вирусов

- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

Организация информационной среды

 

 

 

 

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

 

 

Поиск информации

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов

 

создание и обработка информационных объектов

 

 

 

Рисунки и фотографии.  Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе.

Создание записей в базе данных

Проектирование и моделирование.

 

 

 

Чертежи.

Двумерная и трехмерная графика.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Тексты.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

 Работа с фрагментами текста.

Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари.

Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

 

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.

 

 

 

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)

Пояснительная записка для 7-9 класса (общеобразовательный профиль)

Цели и задачи обучения Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний , составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,…

Цели и задачи обучения Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний , составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,…

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Интернет. в сфере ценностно-ориентационной деятельности: • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; • умение выделять критерии…

Интернет. в сфере ценностно-ориентационной деятельности: • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; • умение выделять критерии…

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: •

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: •

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Алгоритмы и исполнители Алгоритм

Алгоритмы и исполнители Алгоритм

Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения

Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Содержание курса «Информатика и

Содержание курса «Информатика и

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017