Пояснительная записка
по изобразительному искусству
Цели:
воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствовать формированию личности ребёнка с ОВЗ,
воспитанию у него положительных навыков и привычек
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные
задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитикосинтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать
активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.Коррекционные возможности предмета: изобразительное искусство, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для
развития у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; исправления недостатков двигательной сферы; воспитания у
учащихся художественного вкуса.
Общая характеристика учебного курса
Формирование изобразительнографических умений и навыков.
Приемы рисования карандашом:
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной
формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании
линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром
ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной
резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и
т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и
качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция».Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми
предметами. Главное и второстепенное композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое),
светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятие «форма».Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве.
Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в рисунке признаков сходства объекта с натурой (или образцом).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды орнаментов по форме (в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию
(геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.). Принципы построения орнамента (в полосе, квадрате, круге,
треугольнике). Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой, Гжельской росписи и др.
Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева, дома, животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в
рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Приемы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам; дорисовывание; обведение шаблонов; рисование по клеткам;
самостоятельное рисование, составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятие «цвет».Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Практическое овладение основами цветоведения.Различение и обозначением словом некоторые ясно различимые оттенки цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета
(светло зеленый, темно зеленый и т.д.).
Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).
Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача от общего частному. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности этике:
отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир
природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов
России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Виды изобразительного искусства:
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная, Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи,
Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.Декоративноприкладное искусство. Истоки этого искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной
культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Образ человека
в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражение в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий)
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы на темы: «Как и о чем создаются картины», «Как и о чем создаются скульптуры».
Художники создали произведения живописи и графики: В. Ван Гог, Ю.Васнецов, К.КоровинА.Куинджи, А Саврасов И.Остроухова,
А.Пластов, В Поленов, И Левитан, К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин и т.д. ; Скульпторы: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план на год 34 часа ( 1 час в неделю), согласно календарному графику работы на 20162017 уч. года 34 часов.
1 четверть 8 ч, 2четверть 8ч, 3четверть 11 ч , 4 четверть 8 ч
Декоративное рисование
Рисование с натуры
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
Содержание учебного предметаУчить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при
рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной
формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании
с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДУ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.Результаты освоения учебного предмета и система оценки
Личностные результаты освоения отражают :
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень усвоения учебного материала
: знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных
работ; знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно
прикладного искусства, архитектуры; знание названий крупнейших музеев Москвы, СанктПетербурга, родного города; знание
названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно
гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.
умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за
столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; умение
применять приемы работы карандашом, акварельными краска
ми с целью передачи фактуры предмета; умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение
одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; умение адекватно передавать цвет изображаемого
объекта, определять
насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
Достаточный уровень
: знание отличительных признаков видов изобразительного искусства;
форм произведений изобразительного искусства; знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобрази
тельном искусстве; знание основных изобразительных, выразительных и гармоничныхсредств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.; знание названия крупнейших музеев страны; умение находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках; умение оценивать результаты собственной художественнотворческой деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); умение устанавливать причинноследственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта; умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу.
Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по изо
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка “5″
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка “4″
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка “3″
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка “2″
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка “1″
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть
приравнена к оценке «2».Тематическое планирование
№ Содержательная линия
Кол.
Коррекционных развивающие задачи
Педагогические средства. Технологии
Декоративное рисование
Час.
Рисование с натуры
Рисование на темы
1
2
3
Развивать правильное восприятие формы,
величины, цвета. и положения в пространстве
предметов окружающей действительности.
развивать эстетическое восприятие.
Развивать умение передавать в рисунке
характерные особенности формы предмета и его
деталей.
решений коррекционных задач
Личностноориентированные средства.
Элементы игровой технологии
Упражнения на развитие и коррекцию
высших психических функций, особенности
памяти, внимания.
Элементы индивидуального и4
Беседы по картинам
дифференцированного подхода.
Традиционные методы обучения
с использованием игровой технологии
Развивать умение сравнивать и исправлять ошибки.
Развивать представления на основе
предварительного наблюдения, восприятия
графического образа и его словесного значения.
Формировать элементарные навыки по композиции.
Развивать творческую активность
Материальнотехническое оснащение предмета «Изобразительное искусство» предполагает наличие:
печатных пособий:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству;
―
―
―
―
дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте информационнокоммуникативных средств: мультимедийные
―
обучающие художественные программы; обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств
обучения; экраннозвуковых пособий:
―
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
презентации памятников архитектуры и художественных музеев;―
презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий; учебнопрактического оборудования: конструкторы; краски
акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти беличьи ножницы; рамки для оформления работ; тренажеры
(прозрачные папки) для выработки навыков рисования; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
ряда:
―
муляжи фруктов и овощей (комплект);
―
моделей и натурального
―
―
―
гербарии;
изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов
керамические изделия;Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
И.А.Грошенков Уроки рисования в 14 классах вспомогательной школы