пояснительные записки

  • Документация
  • docx
  • 05.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

календарно-тематический план

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала пояснительная по изо.docx
Пояснительная записка по изобразительному искусству Цели: воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствовать формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные  задачи: ­способствовать   коррекции   недостатков   познавательной   деятельности   школьников   путем   систематического   и   целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; ­находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ­содействовать развитию у учащихся аналитико­синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ­ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; ­исправлять   недостатки   моторики   и   совершенствовать   зрительно­двигательную   координацию   путем   использования   вариативных   и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; ­дать   учащимся   знания   элементарных   основ   реалистического   рисунка,   формировать   навыки   рисования   с   натуры,   декоративного рисования; ­знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно­прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально­эстетическое отношение к ним; ­развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.Коррекционные возможности предмета:  изобразительное искусство, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития   у   учащихся   процессов   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения;   исправления   недостатков   двигательной   сферы;   воспитания   у учащихся художественного вкуса. Общая характеристика учебного курса Формирование изобразительно­графических умений и навыков.   Приемы рисования карандашом:  ­ рисование   с   использованием   точки   (рисование   точкой;   рисование   по   заранее   расставленным   точкам   предметов   несложной формы по образцу).   ­ рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);  ­ рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);  ­ штрихование     внутри   контурного   изображения;   правила   штрихования;   приемы   штрихования   (беспорядочная   штриховка   и упорядоченная штриховка в виде сеточки);  ­ рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.  Приемы работы красками:­ приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;  ­ приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной  резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п;   ­ приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.  Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:  ­ ­ правила обведения шаблонов;  обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.  Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и  качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).  Обучение композиционной деятельности  Понятие «композиция».Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в  построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр  композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).   Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).  Понятия: линия горизонта, ближе ­ больше, дальше ­ меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми  предметами. Главное и второстепенное композиции.  Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое),  светлотный  контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью    симметрии и т.д.Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.  Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию  Понятие «форма».Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные  формы. Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт. Передача разнообразных предметов на  плоскости и в пространстве.  Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в рисунке признаков сходства объекта с натурой (или образцом).  Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).  Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.  Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.  Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды орнаментов по форме (в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию  (геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.).  Принципы построения орнамента (в полосе, квадрате, круге,  треугольнике). Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой, Гжельской росписи и др. Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева, дома, животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в  рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.  Приемы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам; дорисовывание; обведение шаблонов; рисование по клеткам;  самостоятельное рисование, составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.  Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи  Понятие «цвет».Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.  Практическое овладение основами цветоведения.Различение и обозначением словом некоторые ясно различимые оттенки цветов.  Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета  (светло зеленый, темно зеленый и т.д.).  Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).       Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных  образов: добрые, злые образы.  Обучение восприятию произведений искусства  Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,  передача  от общего частному. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности этике:  отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир  природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на  примере культуры народов  России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и  региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных  искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.  Виды изобразительного искусства:  Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими  материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная, Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,  выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.  Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи, Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.  Образы природы и человека в живописи.Декоративно­прикладное искусство. Истоки этого искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражение в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий)  Беседы об изобразительном искусстве. Беседы на темы: «Как и о чем создаются картины», «Как и о чем создаются скульптуры».   Художники создали произведения живописи и графики: В. Ван Гог, Ю.Васнецов, К.КоровинА.Куинджи, А Саврасов И.Остроухова, А.Пластов, В Поленов, И Левитан, К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин  и т.д. ; Скульпторы:  В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.  Место учебного предмета в учебном плане. Учебный план на год ­  34   часа    ( 1 час ­в неделю), согласно календарному графику работы на  2016­2017 уч. года 34 часов. 1 четверть ­8  ч,           2четверть ­  8ч,            3четверть ­  11 ч  ,  4 четверть   8 ч Декоративное рисование Рисование с натуры Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве Содержание учебного предметаУчить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при  рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,  прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной  формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.      РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать  изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. БЕСЕДУ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые  средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.Результаты освоения учебного  предмета и система оценки Личностные результаты освоения отражают : осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;   развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;   овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;   владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации;  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей;формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям.  Минимальный уровень усвоения учебного материала  :   знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных    работ;  знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно­ прикладного искусства, архитектуры; знание названий крупнейших музеев Москвы, Санкт­Петербурга, родного города; знание  названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно­ гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.      умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;        правильно сидеть за  столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;   целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых  практических действий и корректировку хода практической работы; умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению  предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; умение  применять приемы работы карандашом,  акварельными краска­ ми с целью передачи фактуры предмета; умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение  одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;  умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять  насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.  Достаточный уровень    :   знание отличительных признаков видов изобразительного искусства;  форм произведений изобразительного искусства; знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобрази­ тельном искусстве; знание основных изобразительных, выразительных и гармоничныхсредств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации  формы предмета и др.; знание названия крупнейших музеев страны; умение находить необходимую для выполнения работы информацию в  материалах учебника, рабочей тетради;  следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других  информационных источниках;  умение оценивать результаты собственной художественно­творческой деятельности и одноклассников  (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);  умение устанавливать причинно­следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства  изображаемого объекта;  умение различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу.   Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по изо   НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Оценка “5″ учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка “4″ учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное. Оценка “3″ учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка “2″ учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Оценка “1″ Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть  приравнена к оценке «2».Тематическое планирование № Содержательная линия Кол.  Коррекционных­ развивающие задачи Педагогические средства. Технологии Декоративное рисование Час. Рисование с натуры Рисование на темы 1 2 3 Развивать правильное восприятие формы,  величины, цвета. и положения в пространстве  предметов окружающей действительности. развивать эстетическое восприятие. Развивать умение передавать в рисунке  характерные особенности формы предмета и его  деталей.  решений коррекционных задач Личностно­ориентированные средства. Элементы игровой технологии Упражнения на развитие и коррекцию  высших психических функций, особенности  памяти, внимания. Элементы индивидуального и4 Беседы по картинам  дифференцированного подхода. Традиционные методы обучения  с использованием игровой технологии Развивать умение сравнивать и исправлять ошибки. Развивать представления на основе  предварительного наблюдения, восприятия  графического образа и его словесного значения. Формировать элементарные навыки по композиции. Развивать творческую активность    Материально­техническое оснащение  предмета «Изобразительное искусство» предполагает наличие:  печатных пособий:   портреты русских и зарубежных художников;    таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;   схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;    таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно­прикладному искусству;  ― ― ― ―  дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте информационно­коммуникативных средств: мультимедийные  ― обучающие художественные программы; обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств  обучения; экранно­звуковых пособий:   ―  аудиозаписи музыки к литературным произведениям;  презентации  памятников  архитектуры  и художественных музеев;―   презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий; учебно­практического оборудования: конструкторы; краски  акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти беличьи  ножницы; рамки для оформления работ; тренажеры  (прозрачные папки) для выработки навыков рисования; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;  ряда:  ―  муляжи фруктов и овощей (комплект);   ―  моделей и натурального  ― ― ―  гербарии;    изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов  керамические изделия;Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса И.А.Грошенков Уроки рисования в 1­4 классах вспомогательной школы