Пояснительная записка
по изобразительному искусству
Цели:
воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствовать формированию личности ребёнка с ОВЗ,
воспитанию у него положительных навыков и привычек
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные
задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитикосинтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать
активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Коррекционные возможности предмета: изобразительное искусство, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для
развития у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; исправления недостатков двигательной сферы; воспитания у
учащихся художественного вкуса.
Общая характеристика учебного курса
Формирование изобразительнографических умений и навыков.
Приемы рисования карандашом:
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной
формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании
линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром
ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной
резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и
т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и
качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция».Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми
предметами. Главное и второстепенное композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое),
светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятие «форма».Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве.
Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в рисунке признаков сходства объекта с натурой (или образцом).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды орнаментов по форме (в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию
(геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.). Принципы построения орнамента (в полосе, квадрате, круге,
треугольнике). Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой, Гжельской росписи и др.
Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева, дома, животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в
рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Приемы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам; дорисовывание; обведение шаблонов; рисование по клеткам;
самостоятельное рисование, составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятие «цвет».Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом некоторые ясно различимые оттенки цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета
(светло зеленый, темно зеленый и т.д.).
Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).
Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача от общего частному. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности этике:
отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир
природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов
России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Виды изобразительного искусства:
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная, Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи,
Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи. Декоративноприкладное искусство. Истоки этого искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной
культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Образ человека
в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражение в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий)
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы на темы: «Как и о чем создаются картины», «Как и о чем создаются скульптуры».
Художники создали произведения живописи и графики: В. Ван Гог, Ю.Васнецов, К.КоровинА.Куинджи, А Саврасов И.Остроухова,
А.Пластов, В Поленов, И Левитан, К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин и т.д. ; Скульпторы: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план на год 34 часа ( 1 час в неделю), согласно календарному графику работы на 20162017 уч. года 34 часов.
1 четверть 8 ч, 2четверть 8ч, 3четверть 11 ч , 4 четверть 8 ч
Декоративное рисование
Рисование с натуры
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
Содержание учебного предмета Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при
рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной
формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании
с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДУ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Результаты освоения учебного предмета и система оценки
Личностные результаты освоения отражают :
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень усвоения учебного материала
: знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных
работ; знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно
прикладного искусства, архитектуры; знание названий крупнейших музеев Москвы, СанктПетербурга, родного города; знание
названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно
гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.
умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за
столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; умение
применять приемы работы карандашом, акварельными краска
ми с целью передачи фактуры предмета; умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение
одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; умение адекватно передавать цвет изображаемого
объекта, определять
насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
Достаточный уровень
: знание отличительных признаков видов изобразительного искусства;
форм произведений изобразительного искусства; знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобрази
тельном искусстве; знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.; знание названия крупнейших музеев страны; умение находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках; умение оценивать результаты собственной художественнотворческой деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); умение устанавливать причинноследственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта; умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу.
Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по изо
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка “5″
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка “4″
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка “3″
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка “2″
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка “1″
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть
приравнена к оценке «2». Тематическое планирование
№ Содержательная линия
Кол.
Коррекционных развивающие задачи
Педагогические средства. Технологии
Декоративное рисование
Час.
Рисование с натуры
Рисование на темы
1
2
3
Развивать правильное восприятие формы,
величины, цвета. и положения в пространстве
предметов окружающей действительности.
развивать эстетическое восприятие.
Развивать умение передавать в рисунке
характерные особенности формы предмета и его
деталей.
решений коррекционных задач
Личностноориентированные средства.
Элементы игровой технологии
Упражнения на развитие и коррекцию
высших психических функций, особенности
памяти, внимания.
Элементы индивидуального и 4
Беседы по картинам
дифференцированного подхода.
Традиционные методы обучения
с использованием игровой технологии
Развивать умение сравнивать и исправлять ошибки.
Развивать представления на основе
предварительного наблюдения, восприятия
графического образа и его словесного значения.
Формировать элементарные навыки по композиции.
Развивать творческую активность
Материальнотехническое оснащение предмета «Изобразительное искусство» предполагает наличие:
печатных пособий:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству;
―
―
―
―
дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте информационнокоммуникативных средств: мультимедийные
―
обучающие художественные программы; обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств
обучения; экраннозвуковых пособий:
―
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
презентации памятников архитектуры и художественных музеев; ―
презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий; учебнопрактического оборудования: конструкторы; краски
акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти беличьи ножницы; рамки для оформления работ; тренажеры
(прозрачные папки) для выработки навыков рисования; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
ряда:
―
муляжи фруктов и овощей (комплект);
―
моделей и натурального
―
―
―
гербарии;
изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов
керамические изделия; Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
И.А.Грошенков Уроки рисования в 14 классах вспомогательной школы
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.