по трудовому обучению.
Пояснительная записка
Цели:
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. подготавливать их к общетехническому
труду, который будет осуществляется на базе школьных мастерских в старших классах.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать
и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарногигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки,
определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Общая характеристика учебного курса
В процессе трудового обучения осуществляется коррекция недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников с
особыми образовательными потребностями.
Перечень изделий выполняемый на уроках труда, имеет общественнополезное значение: различные наглядные пособия, дидактический
материал. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, способствует
более прочному усвоению знаний. В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены
экскурсии в мастерские школы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план по программе составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю( 34 недели). Согласно календарному планированию и
рассписанию уроков 20162017 уч .года составило 70 часов
1я чтверть 16 ч, 2я четверть 16 ч, 3я четверть 21 ч, 4 четверть 17 ч
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами. В программе дан перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и
др. Особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Результаты освоения конкретного предмета и система их оценки
Личностные учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, бучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрастных
ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению
в природе и обществе.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарногигиенических
требований при работе с ними;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать
инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения
деталей; умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарногигиенические
требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки;
экономно расходовать материалы;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Оценка устных ответов . При оценке знаний и умений учащихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания,
(ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Оценка «5»
•полностью усвоил учебный материал;
•умеет изложить его своими словами;
•самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
•правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
•в основном усвоил учебный материал;
•допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
•подтверждает ответ конкретными примерами;
•правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
•не усвоил существенную часть учебного материала;
•допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
•затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
•слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» •почти не усвоил учебный материал;
•не может изложить его своими словами;
•не может подтвердить ответ конкретными примерами;
•не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
• тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
•правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
•изделие изготовлено с учетом установленных требований;
•полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
•допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
•в основном правильно выполняются приемы труда;
•работа выполнялась самостоятельно;
•норма времени выполнена или недовыполнена 1015 %;
•изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
•полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3» •имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
•отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
•самостоятельность в работе была низкой;
•норма времени недовыполнена на 1520 %;
•изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
•не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
•имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
•неправильно выполнялись многие приемы труда;
•самостоятельность в работе почти отсутствовала;
•норма времени недовыполнена на 2030 %;
•изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
•не соблюдались многие правила техники безопасности.
Работа с глиной и пластилином
Содержание учебного предмета.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина
строительный материал. Применение глины
для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин
материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина
разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков
―
― пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание
шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание»
(объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих
прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных
материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места
работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,
объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из
скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с
бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их
применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по
короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование
деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел .
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажнопереплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды
работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Приемы шитья: «игла вверхвниз», Вышивание. Что делают из ниток.
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани).
Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками
(раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Шитье. Завязывание узелка на нитке.
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки
(толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо»,
«намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные
материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки;
проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Тематическое планирование
№ Содержательная линия
Кол. Коррекционных развивающие задачи
Педагогические средства. Технологии Час.
Работа с природным
материалом
Обобщить ранее полученные сведения о приёмах
лепки
Совершенствовать мелкую моторику
решений коррекционных задач
Личностноориентированные средства.
Элементы игровой технологии
Формировать умение ориентироваться в задании.
Упражнения на развитие и коррекцию
Формировать умение предварительно планировать
ход работы
Формировать навык контроля и самоконтроля
высших психических функций, особенности
памяти, внимания.
Элементы индивидуального и
дифференцированного подхода.
Традиционные методы обучения
с использованием игровой технологии
1
2
3
4
Работа с бумагой и
картоном
Работа с глиной и
пластилином
Работа с текстильным
материалом
Познакомить с правилами безопасности при работе
с иглами, ножницами, булавками.
Учить размётке и раскрою ткани, выполнять
стежки. правильно хранить инструменты и
приспособления Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)» включает:
учебнопрактическое оборудование: материалы:
―
краски акварельные, гуашевые;
―
―
―
―
―
―
―
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
бумага рисовальная а3, а4 (плотная);
бумага цветная разной плотности;
картон цветной, серый, белый;
бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
бумага в крупную клетку; ―
―
набор разноцветного пластилина;
нитки (разные виды);
―
ткани разных сортов;
―
природные
материалы
(засушенные листья,
шишки,
желуди,
скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);
―
древесные опилки;
―
―
―
―
―
―
―
―
―
―
―
―
―
алюминиевая фольга;
проволока цветная;
клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
шнурки для обуви (короткие, длинные); инструменты:
кисти беличьи № 5, 10, 20;
стеки;
ножницы;
циркуль;
линейки;
угольники;
иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;
булавки швейные;
шило с коротким стержнем; ―
―
―
―
―
―
―
―
напильник;
карандашная точилка;
―
гладилка для бумаги; вспомогательные приспособления:
―
подкладные доски;
подкладной лист или клеенка;
коробка для хранения природных материалов;
подставка для кисточки;
баночка для клея;
листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
коробочка для мусора;
―
тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук; печатные пособия ,таблицы по народным промыслам, русскому
костюму, декоративноприкладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточкизадания по технологии изготовления
изделия; информационнокоммуникативные средства: мультимедийные
обучающие программы по ручному труду;
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов; модели
геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных
коллекций; конструкторы. Н.П.Павлова Трудовое обучение в 13 классах вспомогательной школы.
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Пояснительные записки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.