Дата:
Класс: 6
Учитель: Осмаева А.З.
Предмет: Обществознание
Тема: «Познание как вид деятельности»
1. Контролируемые элементы содержания
· Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
2. Контролируемые умения
· Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития (Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли)
· Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин (Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
3. Проверяемые элементы содержания
· Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности (игра, труд, учение, общение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
4. Предметные умения
· Овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики; умение составлять на их основе план
· Сравнивать основные виды деятельности
· Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями.
5. Личностные результаты
· Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
· Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении
· Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира
6. Функциональная грамотность
· Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
· Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
· Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Ход урока
1. Мотивация на учебную деятельность
Реши кроссворд, используя знания, полученные на предыдущем уроке. https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
По горизонтали: 1. Способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. 3. Разновидность деятельности, происходящая в условной ситуации, имеющей правила и роли. 6. Образ предполагаемого результата. 8. Вид деятельности, целью которой является передача информации.
По вертикали: 2. Деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и (или) общества. 4. Продукт, произведенный для продажи. 5. Конечная цель любой деятельности. 7. Она формируется в процессе деятельности. 9. Под его воздействием осуществляется активность животных.
Прослушай фрагмент песни «Из чего же, из чего».
О каком виде деятельности в песне идет речь?
Попытайся сформулировать тему и цель урока.
https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
Примерный ответ: о познавательной деятельности.
2. Освоение нового материала
Ты знаешь, что основными видами деятельности являются труд, игра и учение. В основе любой деятельности лежат разнообразные потребности человека. Важнейшей потребностью, отличающей человека от животного, является потребность в познании мира.
Познание — особый вид деятельности, в результате которой люди получают знания о различных явлениях, процессах и закономерностях их протекания.
Каким же образом человек может получать эти знания?
1. В семье. Именно в семье закладываются основы
воспитания, прививаются ценности семьи, общества. В семье закладывается
фундамент для будущего развития общества.
2. В
школе. В школе дети узнают, как
правильно писать и читать, получают представления о мире, знакомятся с
различными науками. Школьное обучение отличается целенаправленностью и системностью.
3. В
процессе жизнедеятельности. Это
те знания, которые человек приобретает в ходе получения личного
опыта, складывающегося на основе различных жизненных ситуаций. Такой вид
познания называют обыденным.
Источниками знаний также могут быть телевизионная
передача, прочитанная книга, сайт в интернете, музей, экскурсии, знания, полученные от сверстников или родителей и
т. д.
Как мы видим, источники познания разнообразны, но цель одна — получить достоверное знание.
Прочитай фрагмент статьи и ответь на вопросы:
· Что такое самооценка, самосовершенствование, самореализация?
· Какая бывает самооценка?
· Как самооценка может повлиять на человека?
· Что бы ты мог изменить в себе и что надо сделать для этого?
Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к себе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать. Ты можешь оценить свои физические качества («я сильный»), практические умения («я могу работать рубанком»), поступки («я уважаю мнение старших»), моральные качества («я всегда держу данное слово»). Самооценка может соответствовать реальности (то, что есть в действительности) или не соответствовать ей, быть относительно высокой или низкой. Заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Соответствующая реальности самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Познание человеком себя не ограничивается кратковременными действиями, а представляет собой длительный и непрерывный путь самосовершенствования. Этот процесс является неотъемлемой частью жизни любого человека, который стремится быть лучше, идти вперед, ставить новые задачи и достигать успеха.
Под самосовершенствованием понимается непрерывная работа над собой, самостоятельное развитие своих способностей, умений и навыков, осознанное управление своим личностным ростом. Если ты хочешь развиваться, важно понять, в каком направлении двигаться, какие шаги необходимо сделать на пути к самосовершенствованию.
Самореализация — это процесс осознания собственных задатков, потенциала и их дальнейшее воплощение в выбранной деятельности. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей.
В процессе самореализации большое значение имеет активная позиция личности, ее целеустремленность. Старайся не только демонстрировать свои возможности, но и подкреплять их реальными достижениями (в учебе, спорте, хобби). В этом процессе самоутверждения особенно важны поддержка и одобрение со стороны других (класса, друзей). Процесс самореализации помогает развивать волевые качества, умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную, изнурительную, но необходимую работу.
Посмотри фрагмент художественного фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и ответь на предложенные вопросы. https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
Ответь на вопросы:
· Как зовут героя?
· По содержанию какого произведения был снят фильм?
· Что случилось с Робинзоном Крузо?
· Что ему помогло выжить на острове?
· А что было бы, если бы Робинзон не обладал достаточными знаниями?
3. Применение изученного материала.
Тест в форме ГИА https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
Изучи результаты социологического опроса «Отношение россиян технологиям искусственного интеллекта», ответь на вопросы и выполни задание.
· Что такое искусственный интеллект и какое отношение он имеет к теме урока?
· Все ли граждане понимают сущность искусственного интеллекта?
· Перечисли три направления, в которых государство, по мнению граждан, в первую очередь должно использовать технологии искусственного интеллекта.
· Сделай вывод по поводу опроса.
4. Проверка приобретенных навыков, умений и знаний
Тест в форме ГИА https://lesson.edu.ru/lesson/cfb7d7bc-abab-480d-bc35-f1d534a75bb1
Пояснение:
1. Верный ответ человек познает мир для того, чтобы лучше удовлетворять свои потребности; познавая мир, человек познает самого себя.
Только человек познает мир, все животные приспосабливаются к нему. Процесс познания мира человеком осуществляется всю жизнь. Знания - результат познания. В процессе познания кроме органов чувств участвует еще и разум.
2. Слух, осязание, обоняние, зрение и вкус - пять органов чувств человека.
3. Только в процессе деятельности происходит познание. Источников получения знаний огромное количество, Интернет - один из них, но не единственный. К сожалению, человек не всегда развивает свои способности.
4. Последнее предложение четко отвечает на поставленный вопрос по тексту.
5. Талант - это выдающиеся способности человека, проявляемые в определенной сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
6. Именно гениальность представляет собой высочайший уровень реализации возможностей личности.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.