Дата: 4/09
Тема: Методы исследования и наблюдения за природой.
Цели: Знакомство с основными способами изучения природы, с их особен-
ностями, развитие наблюдательности и речи учащихся, воспитание бе-
режного отношения к природе;
Ход урока:
I. Оргмомент
II. .Актуализация знаний.
- Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
-Что такое природа? ( всё то, что нас окружает).
-Для чего человек изучает природу?
-Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
III. Организация восприятия и осмысления новой информации:
1) объяснение учителя: (запись в тетрадях)
Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый («методос» – с греческого означает способ познания, путь).
Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
1. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
2. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
3. Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.
В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».
На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.
С помощью опытов изучают живую и неживую природу:
1. Поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
2. Учёные исследуют, как влияют удобрения на растения.
3. Изучают человека (пищеварение, память, внимание и т. д.)
Вот несколько простых опытов, которые можно провести дома:
1. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет.
2. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде.
3. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
4. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете?
Часто наблюдения и опыты сопровождаются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Несколько простых измерений ты можешь провести самостоятельно:
1. Проведите измерения площади стола с помощью измерительной ленты.
2. Проведите измерения роста всех членов своей семьи.
Дополнительный материал:
Итальянский учёный Галилео Галилей (1564 – 1642) первым изобрёл
телескоп. Он в 1609 году, используя изобретённый им телескоп, начал наблюдение за небесными телами. Уже первые наблюдения в корне изменили представления учёных Древней Греции и Рима о строении Вселенной.
Если невооружённым глазом можно увидеть на небе около 3000 звёзд, то с помощью первого простейшего телескопа было установлено, что количество их превышает в несколько раз это число. Галилей обнаружил только в одном созвездии Плеяды более 40 неизвестных ранее звёзд. Учёный, используя телескоп, в результате последующих наблюдений открыл наличие гор на поверхности Луны, солнечные пятна, 4 спутника у Юпитера, кольца вокруг Сатурна. Телескоп Галилея был усовершенствован впоследствии другими учёными.
С помощью различных видов телескопа можно не только осуществлять прямые наблюдения за небесными телами, но и фотографировать их.
Используя микроскоп, первые наблюдения за микроорганизмами осуществил голландский естествоиспытатель Антонии Ван Левенгук (1632 – 1723) Первый микроскоп увеличивал всего в несколько сот раз. Несмотря на это, он увидел в одной капле воды огромное множество «зверушек», не улавливаемых простым глазом. Некоторые из них – длинные и извилистые, другие – плоские, третьи имеют хвост. А четвёртые настолько малы, что, если бы составить цепь из десятков миллионов их, то невозможно получить крупинку, едва , заметную глазом.
IV. Домашнее задание: с.22 – 24 пересказ
V. Итог урока, рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.