ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г. Иркутска»
Познавательная игра «Знатоки Байкала»
Воспитатель Быстрова Татьяна Сергеевна.
Цель: повторить и обобщить знания воспитанников об истории, культурных традициях и экологических особенностях озера Байкал.
Задачи: 1. Познакомить детей с природой Байкала.
2. Формировать умение работать в команде.
3.Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.
Ход занятия.
I.Водная часть.
1.Организационный момент.
Сейчас я вам загадаю загадку, вы должны отгадать ее. Тем самым узнаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
Древен род его в природе,
кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
как его мы назовем? (Байкал)
2.Сообщение темы
Молодцы. Сегодня мы с вами совершим путешествие по игре «Знатоки Байкала»
II. Основная часть
1.Актуализация знаний.
Для того чтобы отправиться в путешествие освежим и обобщим свои знания о Байкале посмотрим презентацию «Жемчужина Сибири»
(Для проведения игры необходимо выбрать 2 команды участников)
-А теперь, ребята, переходим на нашу познавательную игру.
1-я станция «Вопросительная»
Каждой команде по очереди задаются вопросы с вариантами ответов, если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
1.От какого слова произошло слово «Байкал» и что оно означает? (Предположительно, слово «Байкал» произошло от тюркского «Бай-Куль», что означает - «богатое озеро»)
2. Возраст о. Байкал?(более 25 млн. лет)
3.В каком году и кто стал первооткрывателем озера Байкал?(1643г, Казак Курбат Афанасьевич Иванов)
4.Длина озера Байкал?(636 км)
5. Максимальная глубина озера Байкал?(1642 м.)
6. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем почему? (Морские явления штормы, при которых высота волн может достигать 5 метров)
7. Сколько рек впадает в Байкал? (336рек и вытекает одна Ангара)
8. Как называется камень, разделяющий озера Байкал и Ангару? (Шаман- камень)
9.Почему чиста байкальская вода? (Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки эпишуры. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле эпишуры остаются загрязняющие вещества)
10.Сколько островов на Байкале. Самый крупный остров? (На Байкале 30 островов. Ольхон)
2-я станция – “Зоологическая” – загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.
Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.
1.Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге.(Медведь)
2.И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский…(Кедр)
3. Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
4.У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)
5.Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это…(Лось)
6.Бледно-розова, нежна,
студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Рыбка эта... ( Голомянка)
7. Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей Земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост.
Как их название - вопрос? (Бычки).
8.Какие рыбы обитают в озере Байкал? (сиг, хариус, Омуль)
9.Что такое голомянка? (Голомянка – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков)
10.Какое животное обитает в водах Байкала? (Байкальский тюлень или нерпа)
3-я станция – “Изобразительная”
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
шубки белые менять.
Если очень повезёт –
лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)
(Каждую команде выдается ватман и краски)
5 минут
Нарисовать и разукрасить нерпу.
4-я станция «Логическая»
Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя. Время выполнения задания – 3–5 минут.
На картинки подписать
Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:
1 команда: Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы.
2 команда: Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя.
5 -я станция – “Экологическая”
Расшифровать поговорки
Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. (Говорится как предостережение от недальновидного поведения по отношению к кому-либо или о совершении необдуманного поступка. О том, что плохое возвращается бумерангом)
На сердитых, воду возят. (Это выражение говорят тем людям, которые понапрасну гневаются, чтобы быстрее их успокоить)
2.Определить в каком стаканчике налита вода из крана, а в каком из недр Байкала?
6-я станция «Географическая»
Собери пазлы. Картинка озеро Байкала. Кто быстрее соберет получает 5 баллов.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов познавательной игры «Знатоки Байкала».
Команда/этап |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ИТОГ |
«Нерпята» |
|
|
|
|
|
|
|
«Голомянка» |
|
|
|
|
|
|
|
- О Байкале можно говорить и говорить, изучать и познавать. Это игра лишь малая частица этих познаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.