Познавательная викторина "Овощное изобилие"

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
Иконка файла материала познавательная виктрина овощное изобилие.docx
ОВОЩНОЕ ИЗОБИЛИЕ (познавательная викторина для обучающихся 7–8 классов) Ц е л и : 1. Дать подросткам новые, занимательные знания об овощах. 2. Привлечь внимание подростков к книгам об огородных растениях. О б о р у д о в а н и е : 1. Набор иллюстраций, изображающих различные овощи. 2. Набор семян овощей. 3. Карточки с крупно написанными буквами алфавита. 4. Написанные на листах бумаги темы заданий: «Вопросы», «Самые­самые», «Сравните»,   «Угадай   по   описанию»,   «Узнай   овощи   по   семенам»,   «Найди лишнее», «Овощи от А до Я». 5. Выставка популярных книг об овощах. Правила игры. Можно разделиться на команды (две команды, по рядам и т. д.), можно играть «на   личный   интерес»,   то   есть   дать   каждому   возможность   проверить   свои интеллектуальные способности. Игра   проводится   так:   ведущий   задает   вопрос;   за   правильный   ответ   или действие   команда   или   игрок   получают   жетон.   В   конце   викторины подсчитываются очки, чествуется победитель. Перед началом игры надо уточнить следующие в о п р о с ы : 1)  Что такое  овощи?  (Овощами  называют  сочные  части  возделываемых травянистых растений. В мире известно более 600 видов овощных культур. Одной капусты насчитывается 250 разновидностей. У овощей в пищу идет все: корни, стебель, листья, почки, цветки и соцветия, плоды.) 2) Чем отличаются овощи от фруктов и ягод?  Овощи Фрукты, ягоды 1. Это всегда травы 2. Съедобная часть – не только плод,  съедобной может быть любая часть  растения 3. Почти всегда подлежат  переработке (варка, сушка и т. д.) 1. Это деревья, кустарники, травы 2. Съедобная часть –  всегда плод 3. Как правило, едят сырыми4. Как правило, не очень сладкие, но  приятные на вкус 5. По структуре твердые, их  приходится кусать, разжевывать  с усилием 6. Как правило, насыщают (можно  наесться, утоляют голод) 4. Как правило, сладкие и ароматные 5. Плоды мясистые, сочные, мягкие,  тают во рту 6. Десерт (после еды – что­то  вкусненькое) Ход игры Объясняются   условия   проведения   конкурсов:   можно   разделиться   на команды,   можно   играть   каждому   за   себя   и   проверить   свои   знания.   За каждый   правильный   ответ   вручается   жетон.   В   конце   игры   жетоны подсчитываются, победители чествуются. 1. Вопросы, вопросы, вопросы… Почему? Где? 1. Почему у капусты, репы, брюквы одни и те же привычки: они не боятся холода, а засухи не выносят, у них одни и те же вредители и болезни?  (Они – одна   семья,   семейство   крестоцветных.   Их   семейный   герб   –   цветок   с четырьмя лепестками, расположенными крест­накрест.) 2. Почему веселые самодеятельные представления называют капустниками?   Выберите правильный о т в е т : –  раньше   во   время   Великого   поста   в  театрах   не   давали   представлений,  и артисты   устраивали   вечера   для   узкого   круга   друзей.   По   традиционному постному блюду – капусте – эти вечера и получили название «капустники»; –   в   старину   в   деревенских     домах   девушки   рубили   осенью   капусту.   На «капусту»   в   избу,   где   собирались   девушки,   приходили   и   парни   –   девчат повеселить и выбрать невесту. Отсюда и название – «капустник». 3. Почему в России в XIX веке крестьяне прозвали картофель «чертовым яблоком» и отказывались сажать его? (Потому что верили слухам: посадишь картофель – ничего не получишь и землю запоганишь.) 4. На огородах   Киевской  Руси   свеклу   возделывали уже в Х веке,   но ни князь Владимир Красное Солнышко, ни летописец Нестор ни разу в жизни не пробовали борща. Почему? Как это могло быть? (Была свекла­вершки. Свекла­ корешки появилась в России лет 500 назад.)5.   Почему   морковь   оранжевая?  (В   моркови   содержится   каротин   – вещество   красного   цвета,   который   в   организме   человека   переходит   в витамин А (витамин  роста).) 6.   Где   были   посажены   первые   привезенные   в   Европу   заморские   овощи томаты? (На цветочной клумбе в саду.) Какие? У каких? Из каких? 1.   Родиной   каких   овощей   является   Америка?  (Тыква,   картофель,   перец, томат (помидор), баклажан, сладкая кукуруза.) 2. Какие овощи едят только в сыром виде? (Редис, редька.) 3. У какого овоща человеческое имя? (Петрушка.) 4. У какого овоща два названия? (Томат, помидор.) 5. Золотая карета, в которую превратился овощ, была только в сказке. Но и в жизни можно увидеть бочонок, ведро, бутыль, сделанные из этого растения. Из какого? (Из тыквы.) У тыквы самые большие в мире плоды, они могут достигать 100 кг. 6. В каких оранжево­красных овощах, кроме моркови, содержится красящее вещество каротин?  (Репа, томат, тыква, красный перец, брюква.) 7. До прихода испанцев в XV веке индейцы Америки не знали соли. Они посыпали   кушанья   едким   порошком   красного   цвета.   Из   какого   овоща изготавливалась эта «соль»? (Красный острый перец.) 8. Какими овощами кормилась русская деревня, пока не было картофеля? (Капустой и репой.) 9.   Из   каких   растений   получают   пищевой   сахар?  (Сахарный   тростник, сахарная свекла.) 10.   Как,   каким   образом   используют   белую   сахарную   свеклу,   оранжевую кормовую, фиолетовую столовую?   – Из белой сахарной свеклы получают сахар; – оранжевая кормовая идет на корм скоту; – из фиолетовой столовой варят борщ, делают салаты, винегрет. Что это? 1. На юге нашей страны их ласково называют «синенькими». В летнюю пору базары   Одессы,   Тбилиси,   Баку,   Еревана   завалены   ими.   Они   бывают   самой причудливой формы: как яйцо, как груша, как шар, как колбаса, как змея. Что это? (Баклажан.)2. Брюссельская, цветная, кольраби, савойская. О чем идет речь? (Капуста.) 3.   Для   древних   индейцев   Америки   уже   тысячу   лет   назад  папа (существительное женского рода) была тем, чем для нас является хлеб. Что это за овощ? (Картофель.) 4. Это одно из немногих растений, плоды которого употребляют в пищу в недозрелом виде. (Огурец.) 5. С перьями, да не птица,     С чешуей, да не рыба. Что это? (Лук.) 6. Что такое кочан? (Это огромная нераспустившаяся почка.) – Да, кочан капусты – это обыкновенная почка. Точно такая же, какие бывают на деревьях весной. Капустный кочан – самая крупная на Земле почка. В Англии в 1973 году любитель­овощевод вырастил кочан весом 43 кг 525 г. 7. Эти овощи используют в крайне малых дозах для придания пище аромата, жгучести   и   привкуса.   Кроме   того,   эти   овощи   чудесным   образом   повышают сохранность   пищевых   продуктов   при   их   консервации,   потому   что   обладают свойством   подавлять   бактерии   гниения.   Применяются   они   также   как лекарственные вещества для очищения организма от шлаков. Назовите самые распространенные из них. (Укроп, лук, чеснок, петрушка – пряности.) 2. Самые­самые… 1.   Назовите   самые   древние   овощи,   то   есть   те,   которые   возделываются человеком   дольше   других.  (Огурец   (6   тысяч   лет),   горох,   тыква,   свекла, морковь (4 тысячи лет).) 2. Назовите самые распространенные овощи в России и других странах. (В России: капуста, морковь, свекла, огурец (до прихода «иностранцев»  из Америки) + томат, картофель; – Болгария: томат, перец, лук, зеленый горошек, огурец, цветная капуста и ранний картофель; – Италия: томат, артишок; –   США:   сахарная   кукуруза,   томат,   зеленый   горошек,   фасоль,   салат, огурец; – Англия: зеленый горошек, цветная и брюссельская капуста, салат, лук; –   Япония:   пекинская   и   белокочанная   капуста,   репчатый   лук,   огурец, редька. Выбор овощей зависит от почвы, климата и традиций страны.)3. У какого овоща самые большие плоды? (У тыквы обыкновенной. В 1970 году в Англии была выращена тыква весом 92 кг 750 г. Почти центнер!) 3. Сравните: что объединяет? В чем отличие? 1. Горох, фасоль, бобы.  ( (1) Это бобовые культуры.  2)   Бобовые   называют   растительным   мясом   за   большое   количество растительного белка, по составу похожего на кровь человека.  3) На корнях бобовых образуются маленькие клубеньки, в которых живут особые   бактерии,   которые   усваивают   азот   из   воздуха   и   таким   образом обогащают почву азотом.) 2. Тыква, кабачок, патиссон. (Кабачок и патиссон – разновидности тыквы. Кабачок похож на колбаску или детский воздушный шарик, а патиссон – на летающую тарелку.) 3.   Чеснок,   лук,   хрен.  (Они   выделяют   фитонциды   –   особые   вещества, уничтожающие   болезнетворные   микробы.   При   обработке   (очистке)   этих овощей   летучие   защитные   вещества   вызывают   у   человека   обильное слезотечение.) 4.   Что   объединяет   слова  капуста,   капитан,   капор,   капюшон,   капитель? Слово   «капуста»   произошло   от   латинских   «капут»,   «капициум».   Переиначив латинское слово, мы называем овощ «капуста» за сходство кочана с… чем? (С человеческой   головой.   Перечисленные   слова   –   родственные   по происхождению.) 5.   Чем   отличается   крахмалистая   кукуруза   от   сахарной   свеклы? (Крахмалистая кукуруза – это злак, сахарная свекла  – овощ, ее родина  – Америка.) 6. Что объединяет морковь, свеклу, редис?  (Съедобная часть у них – это корни, которые изменили свой внешний вид, потому что в них отложилось столько запасных питательных веществ, что это заставило корешки сильно разрастись. Иначе эти корни называют корнеплодами.) – Корнеплоды являются самыми тяжелыми в растительном мире корнями. В ноябре 1978 года газета «Неделя» сообщила о таджикском земледельце, который вырастил кормовую свеклу весом более 20 кг. 7.  Чем  отличается  тыква  от  своих  родственников  –  кабачка  и патиссона? (Тыква – лиана, у нее есть усы, она «лазает» по деревьям и «ползает» по земле. У кабачка и патиссона нет усов, они растут кустом.)4. Угадай по описанию. В   конкурсе   участвуют   двое   от   каждой   команды.   Один   участник   по предложенной   ведущим   иллюстрации,   изображающей   овощ,   должен   его описать в трех предложениях (цвет, форма, размеры, какую его часть едят, вкус, где растет и т. д.); другой участник должен назвать овощ по этому описанию. Н а п р и м е р : – Это овощ зеленого цвета. Он имеет удлиненную форму. Его используют для засолки на зиму. (Огурец.) –   Этот     овощ     бывает     сладкий   и   горький.     Бывает   зеленого,   желтого   и красного цвета. Родом он из Америки. (Перец.) –   Этот   овощ   выкапывают   из   земли   осенью.   Он   является   для   нас   вторым хлебом. Его можно варить, запекать, жарить, тушить. (Картофель.) – У этого овоща в пищу идут семена – маленькие, круглые. У растения есть усы, которыми оно цепляется за другие растения или колышки. Хорош моченый и в супе. (Горох.) Задание можно изменить следующим образом: описание дает ведущий, ребята угадывают овощ. 5. Узнай овощи по семенам. На темной мягкой тряпочке раскладываются кучками семена различных овощей.   Участники   команд   по   очереди   отгадывают   названия   овощей. (Представляются следующие овощи: морковь, свекла, редька, редис, укроп, томат, перец, тыква, огурец.) Можно усложнить задачу, выложив и семена некоторых фруктов и ягод, например семечки арбуза. Когда ведущий укажет на семечки арбуза, отвечать не нужно или ответить, что это не овощ. 6. Найди лишнее. Ведущий   показывает   по   три   иллюстрации.   Нужно   найти   лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя в этом ряду. 1) Репа, тыква, арбуз. (Арбуз лишний, это ягода.) 2)   Лук,   чеснок,   свекла.  (Лишняя   свекла,   потому   что   она   не   является овощем, содержащим фитонциды.) 3) Морковь, репа, помидор.  (Лишний помидор, потому что у моркови и репы съедобными являются корешки.) 4) Свекла, редис, огурец. (Лишний огурец, он зеленого цвета, свекла и редис – различных оттенков красного цвета.)5) Огурец, морковь, тыква.  (Лишняя тыква, потому что она круглая по форме, а огурец и морковь – продолговатые.) 6) Щавель, укроп, капуста.  (Лишняя капуста, потому что она не зеленнй овощ.) 7. Овощи от А до Я. Ведущий называет букву алфавита. Нужно быстро назвать овощ на эту букву. Б – баклажан, бобы, брюква Г – горох К – кабачок, капуста, картофель Л – лук М – морковь О – огурец П – патиссон, перец, петрушка Р – редис, редька, репа С – салат, свекла, сельдерей Т – томат, топинамбур (земляная груша), турнепс, тыква У – укроп Ф – фасоль Х – хрен Ч – чеснок Щ – щавель П р и м е ч а н и е . Если ребята не знают ответ на тот или иной вопрос, можно предложить воспользоваться книгами с выставки книг об овощах.