Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
ПАРАД ДЕРЕВЬЕВ
(познавательная викторина в 5–9 классах)
О б о р у д о в а н и е : информационный лист о деревьях.
Продолжительность жизни
Название дерева
Лиственница
Сосна
Кедровая сосна (кедр)
Ель
Береза
Ольха
Дуб
Тополь
Осина
Клен
Липа
Ива
(лет)
400–500
150–200
400–500
300–400
100–150
80–100
400–500 (до 1000)
400
80–90
200
300–400
100–150
Х о д в и к т о р и н ы
Высота (м)
35–45
40
35
30
30
30
40
30–35
35
30
32
10–15
В е д у щ и й . Ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине,
посвященной двенадцати главным деревьям наших лесов и городских парков.
Это лиственница, береза, осина, сосна, ольха, клен, кедровая сосна, дуб, липа,
ель, тополь, ива. Перед вами на стенде – информационный лист об этих
деревьях.
Деревья – это легкие нашей планеты. Деревья кормят и лечат, одевают и
обувают, дают древесину и жаркие дрова. А взамен требуют только одного –
бережного к себе отношения. Чтобы выполнить это требование, нужно, конечно,
быть добрым человеком, любить все живое на Земле. Но нужно быть еще и
человеком знающим, нужно знать, как живут деревья.
Мы надеемся, что после викторины «Парад деревьев» вы новыми глазами
посмотрите на наших зеленых друзей и защитников.Игра может быть индивидуальной и командной. За каждый правильный
ответ – жетон.
К о н к у р с 1. Деревья рассказывают о себе
– Выслушайте рассказы деревьев о себе и угадайте, о каком из них идет речь.
(Это задание можно театрализовать, пусть дети разыграют роли
деревьев.)
1. Я люблю почву влажную и плодородную, но на болоте расти не могу. Не
выношу дыма и гари. Далеко на юг я не рвусь, в жарких странах меня не бывает.
Мы с сестрами растем очень густо, поэтому в моем лесу всегда темно, тихо,
прохладно, мрачно и жутковато.
Темень тут вечная,
Тайна великая.
Солнце сюда
Не доносит лучей…
Эти стихотворные строчки – про меня.
Так я борюсь со своими соседями, деревьями других пород, и неизменно
побеждаю.
Расту я очень медленно, за год могу вырасти разве что человеку по пояс, не
больше. Поэтому и живу я долго.
Землю в моем лесу устилает толстый слой сухой опавшей хвои. Правда, в
период расцвета, когда мой лес становится спелым, мы с сестрами разрешаем
стелиться по земле зеленым мхам и черничнику – в ягодный сезон здесь есть чем
полакомиться!
Одно плохо – корни мои расположены в почве под самой поверхностью (так
называемое расположение звездой), и сильный ветер валит меня и моих сестер...
Кто же я? (Ель.)
2. Благодаря своей нетребовательности к почве я расселяюсь от крайнего
севера до крайнего юга. Я могу расти на сухих песках и на моховых болотах, на
голых меловых склонах и на гранитных скалах. Корни мои уходят глубоко в
землю и крепко держат меня на любой поверхности. Недаром мое научное
название в переводе с латыни означает «скала».
Моя главная слабость – я очень светолюбива и совершенно не переношу
затенения. Но я думаю, что эту слабость мне можно простить, потому что мои
леса не только очень красивы и богаты ягодами и грибами, но и целебны. Дело втом, что я выделяю в воздух летучие вещества фитонциды, обладающие сильной
способностью убивать микробы и бактерии, поэтому воздух в моем лесу –
лучшее лекарство от многих болезней.
Я с ног до головы пропитана смолистыми веществами, это предохраняет меня
от загнивания, но малейшей искры бывает достаточно, чтобы я превратилась в
огненный факел.
Я очень чувствительна к газам, которые выбрасывают трубы заводов и
фабрик. Особенно отравляет меня сернистый газ, который образуется при
горении каменного угля и нефти.
Итак, кто я? (Сосна.)
3. Я привыкла отзываться на чужое имя – имя дерева, которое растет за
пределами России: в Гималаях, горах Ливана и в Северной Африке. И по
правде сказать, это имя мне к лицу: короткое, но величественное, как и я сама.
В России же у меня есть ближайший родственник, от которого я во многом
отличаюсь.
Я дерево теневыносливое,
хорошо расту вместе с другими
нетребовательными к свету деревьями. Не боюсь сильных морозов, весенних
заморозков, резких колебаний температуры. Я нетребовательна и к почве, могу
расти на горных склонах, сухих песках, сфагновых болотах, на участках с
неглубокой вечной мерзлотой.
Редкие деревья могут сравниться со мной по красоте. Недаром меня
называют «пальмой Севера». У меня толстый могучий ствол и несколько вершин;
раскидистая крона так густа, что медведь залезет – не разглядишь.
А еще благодаря вкусным семенам, которыми питаются и птицы, и звери, и
люди, я приобрела славу таежного хлебного дерева. (Сибирская, или кедровая,
сосна; ошибочно: кедр.)
4. Не хвастая, скажу, что я удивительно сумела приспособиться к суровым
условиям жизни. Я хорошо переношу холодную зиму, избыток влаги и сухую
землю. Мои корни могут и уходить глубоко в почву, и находиться почти у ее
поверхности. При этом мое единственное требование – побольше света. Мы с
сестрами стоим поодаль друг от друга, чтобы ничто не мешало нам наслаждаться
светом и быстро расти. А растем мы действительно очень быстро, особенно в
молодости, другим лесным деревьям за нами трудно угнаться!
Я единственное в мире хвойное дерево, которое осенью полностью
сбрасывает свой зеленый наряд. Но при этом я не являюсь лиственным. Это
качество помогает мне переносить неблагоприятную погоду – засуху, мороз. Яухожу в «сон» до наступления благоприятных условий следующего года.
(Лиственница.)
5. Я пришел к людям из глубины веков. Горжусь тем, что мои плоды еще пять
тысяч лет назад были пищей человека, его первым хлебом. Это подтверждают
археологические находки в разных точках земного шара.
Своими корнями, которые уходят в землю на семь метров, я прочно стою на
земле, я – сама мощь, крепость, сила. Я стойко переношу многие невзгоды,
выпадающие на долю деревьев: вредителей, бури, засуху. Моя древесина
крепкая, твердая, тяжелая и не боится гнили.
Могу похвастаться: ранней весной, в половодье, я легко переношу временное
затопление водами рек, чего не выдерживают многие другие древесные породы.
Недаром в поймах рек пышно растут мои чистые леса.
За Уралом я почти не встречаюсь: суровые условия тайги (заморозки и
холодные зимы) – не для меня. Я люблю тепло и требую плодородную почву:
достаточно влажную, легкую, богатую питательными веществами. В таких
условиях я живу долго, например моему прадедушке почти 900 лет! (Дуб.)
6. Среди деревьев я золушка: невысокое, слегка корявое, невзрачное на вид.
Но именно меня называют «деревом плодородия», и именно про меня
сложили поговорку: «Где … (ольха), там сена вороха». А все потому, что мои
опавшие листья, богатые азотом, быстро разлагаются и обогащают верхний слой
почвы этим элементом, и потому еще, что мои корни способны поглощать азот из
воздуха и передавать его почве. Там, где я, там и заросли малины и крапивы,
отзывчивых на азотистое питание. Но вот чего не бывает в моем лесу – так это
грибов!
Я часто селюсь на вырубках, пожарищах и старых заброшенных пашнях. Но
особенно люблю берега ручьев. Я и ручей – неразлучные друзья. Вода питает
меня, а я укрепляю корнями берега ручья, не даю талым водам размывать их.
Многое во мне может удивить вас. Например, мой ствол даже в старом
возрасте остается с гладкой, без трещин, корой. Древесина у меня необычного
для наших деревьев оранжевого цвета. Мою листву совершенно не трогает
домашний скот и зайцы. Я использую это обстоятельство в своих интересах:
сильно разрастаюсь в местах выпаса скота.
Меня легко узнать по плодам, напоминающим небольшие мягкие шишечки.
Когда из них высыпаются мелкие плоские семена, «шишечки» еще долго
остаются на ветвях. Их можно заметить даже зимой. (Ольха.)7. Я не береза. Ни песен обо мне, ни стихов, ни поговорок приятных не
сложено, а все какието небылицы унизительные. Про то, что трусиха я, что в
старину на мне разбойников вешали, что колом, из меня сделанным, колдунов
убивали. Другим деревьям почет, забота, любовь. Кому за красоту, кому за
деловые качества. Меня же никто не похвалит, возле крылечка не посадит, о
безвременной гибели жалеть не будет.
А ведь и у меня совершенств немало. Расту я быстро, светолюбива,
заморозков не боюсь. Случится пожар или вырубка – я тут как тут. Хорошо
сажать меня на заболоченных местах, я отсасываю и испаряю большое
количество влаги.
Любит меня и лесной народ. Дятлы считают меня лучшим деревом для дупла.
Моей корой и тонкими ветвями, не уступающими по питательности хорошему
луговому сену, кормятся лоси и олени, зайцы и бобры. Мои запаренные веники
(«кашу») с удовольствием жуют зимой домашние животные. А мой «личный»
гриб – один из самых красивых и крепких лесных грибов.
На зиму люди запасают мои дрова. Моя древесина мягкая, податливая, легко
пилится и легко колется. И хотя дрова мои тепла много не дают, но при горении
не коптят. Моя древесина не желтеет и не темнеет – всегда остается белой, как
будто ее только что остругали. Но что самое интересное – она очень долго не
гниет в воде. Потому испокон веков на Руси из нее делали и делают срубы для
колодцев и погребов, бочки, корыта, дранку для крыш и спички. (Осина.)
8. Я всегда там, где люди. Не случайно ботаники дали мне название
«народного дерева».
Ну и что ж, что древесина у меня плохая и что мой пух в начале лета
надоедает всем. Зато я – чемпион среди деревьев по умению очищать городской
воздух от пыли и сажи. Я – настоящая фабрика кислорода: одно мое дерево
выделяет его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей! Недаром еще
древние греки любили сажать меня на площадях и центральных улицах.
Каждая моя клеточка очень жизнелюбива. Не только побег, но и черенок
легко пускает корни и становится деревом. Случалось даже, мое полено,
лежащее на земле, начинало расти!
А еще люди взяли меня в союзники для борьбы с песками и оврагами,
наступающими на пашню. (Тополь.)
К о н к у р с 2. «Самыесамые»
1. Чемпион по скорости роста (до 6 см в сутки). (Тополь.)2. Самое высокое из деревьев, растущих в нашей стране. (Лиственница.)
3. Деревьяпионеры. (Береза, ольха, осина.)
4. Дереводолгожитель. (Дуб.)
5. Самое стройное среди наших деревьев. (Ель.)
6. Самое светолюбивое дерево нашей страны. (Лиственница.)
7. Самое теневыносливое дерево. (Ель.)
8. Самое прочное из деревьев Европейской части России. (Дуб.)
9. Царь зверей – лев, царь деревьев – … (Дуб.)
10. Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (Липа.)
11. Самые «певучие» и «музыкальные» деревья. (Ель, клен.)
12. Деревьягорожане. (Липа, тополь, ива.)
К о н к у р с 3. «Как называется лес?»
1. Еловые леса – … (Ельники.)
2. Сосновые леса – … (Сосняки.)
3. Березовые леса – … (Березняки.)
4. Осиновые леса – … (Осинники.)
5. Леса из кедровой сосны – … (Кедровники, кедрачи.)
6. Дубовые леса – … (Дубравы, дубняки.)
7. Ольховые заросли – … (Ольшаники, ольсы.)
8. Ивовые заросли – … (Ивняки.)
9. Рябиновые заросли – … (Рябинники.)
10. Вязовые леса – … (Вязники.)
11. Кленовые леса – … (Кленовники.)
12. Лиственничные леса – … (Лиственничники, листвяги.)
13. Тополевые леса – … (Тополевники.)
14. Липовые леса – … (Липняки.)
К о н к у р с 4. «Занимательные вопросы о деревьях»
1. Почему лес, состоящий из высоких и хорошо развитых деревьев дуба,
сосны или лиственницы, называют корабельным лесом? (Петр I в конце XVII
века учредил понятие «корабельные леса»,
древесина которых
предназначалась для постройки кораблей.)
2. Дуб чаще других деревьев поражается молнией. Ученые подсчитали, что из
ста ударов молний, попавших в деревья, 54 удара приходится на дуб. Эта его
особенность часто бывает причиной лесных пожаров. Попробуйте объяснить,
почему дуб чаще других деревьев поражается молнией. (Это объясняетсяглубоким залеганием его корней, которые достигают водоносных слоев
подпочвы и служат своеобразным заземлением.)
3. Какое дерево ухудшает качество почвы, на которой растет, и почему? (Ель
высасывает из почвы много влаги, заглушает другие растения, больше всего
мусорит иголками.)
4. Из какого дерева изготавливают самые хорошие спички? (Из осины,
древесина которой ровно колется и не дымит.)
5. Из древесины какого дерева изготавливают самую хорошую бумагу? (Из
ели.)
6. Из какого дерева режут посуду? (Из липы. Древесина липы легкая,
мягкая, не коробится.)
7. Какая связь существует между сосной и Янтарной комнатой (воссоздана в
Екатерининском дворце в Царском Селе к 300летию СанктПетербурга)?
(Сосна – очень древнее дерево. Предки сосны росли на Земле много млн лет
назад. На берега северных морей волны часто выбрасывают окаменевшую
смолу древних сосен. Онато и является янтарем.)
8. Какая связь существует между кедровой сосной и мышами, белками,
птицей кедровкой? (Эти животные разносят по лесу кедровые орешки,
помогая таким образом расселению кедра. От урожая кедровых орехов
зависит численность этих животных.)
9. Когдато в древности дубы росли на обширной территории, но сейчас
основная масса дубрав давно уничтожена. Почему? (Дубовые леса росли на
плодородных почвах, благоприятных для земледелия, и поэтому еще в
старину наши предки, когда им нужна была земля под пашню, в первую
очередь вырубали именно дубовые леса.)
10. Весной, когда уже все зелено – и трава, и кустарники, и деревья, – дуб
явно не спешит распускаться, ветви дуба чернеют на фоне ясного голубого неба,
словно ждут какогото сигнала. Какого? (Дуб – самое теплолюбивое дерево из
наших лиственных пород и ждет, когда минуют весенние заморозки, чтобы
сберечь новые побеги с молодой листвой.)
11. В няньках у какого дерева ходит береза? (У ели. Любят маленькие
елочки селиться в березняке: среди берез и тепло,и света хватает. Елочки
крепнут, перерастают березу и затеняют ее.)
12. Где слаще березовый сок: у корней березы или на макушке? (На макушке,
нет земляного привкуса.)13. Ольха не принимает участия в празднике золотой осени. Как это понять?
(Осенью листья деревьев становятся желтыми, красными, бурыми, а
листья ольхи падают на землю совершенно зелеными.)
14. В старину за Уралом в массовом количестве делали деревянные сундуки,
которые продавались не только на рынках России, но и в Индии. Ценились
сундуки потому, что в них не заводилась моль, надежно хранились шерстяные
ткани и изделия. Это загадочное свойство теперь объясняется высоким
содержанием фитонцидов, которые придавали стойкость и долговечность
сундукам. Из какого они были дерева? (Из кедра.)
15. Знаменитый мореный дуб – это твердая, очень тяжелая, черного цвета
древесина, из которой делают красивую и прочную мебель. Как получают
мореный дуб? (Опускают на дно реки ствол дуба, и он начинает впитывать в
себя растворенное в воде железо. Мореный дуб не гниет.)
16. Назовите дерево, которое очень любят пчелы. (Липа.)
17. Почему липу называют деревомгорожанином? (Липа очищает воздух от
пыли, дыма, гари, глушит шум, ослабляет напор ветра, служит защитой от
пожаров, выдерживает асфальтовое покрытие, хорошо растет, хорошо
переносит подрезку. Липа – очень красивое дерево.)
18. Как понять выражение, что лиственница держит на себе весь Санкт
Петербург? (Древесина лиственницы крепкая, смолистая, она хорошо
противостоит гниению, в особенности под водой. Поэтому лиственница
хороша для свай мостов и всевозможных подводных сооружений. Когда
строился Петербург, в болотистую почву вбивали сваи из лиственницы.)
19. Основное богатство кедровой сосны (кедра) – это орешки. Как собирают
урожай спелых кедровых шишек? (Специальными палками – колотами (весом
30–60 кг) – стучат по основанию ствола, упавшие шишки собирают и
потрошат. Так собирали урожай раньше, так собирают его и теперь. Этот
способ самый безопасный и для кедра, и для человека.)
20. Царские дрова – это дрова какого дерева? (Ольхи.)
21. На Руси плели лапти из липового или березового лыка, то есть из их
очищенной коры. Какие лапти были прочнее, а какие – наряднее? (Липовый
лапоть – прочнее, березовый – наряднее.)
22. Назовите деревья с яркой окраской ствола. (С белой – береза, с
зеленоватой – тополь и осина.)23. Ракита, верба, ветла, тальник, краснотал. О каком дереве идет речь? (Это
виды ивы.)
24. Какое дерево используют для создания лесозащитной, снегозащитной и
полезащитной полос? (Ель.)
25. Почему лиственницу нельзя сплавлять по реке? (У лиственницы очень
тяжелая древесина, дерево тонет.)
26. Какая связь существует между корой дуба и ивы и кожаной обувью? (Из
коры дуба, ивы, лиственницы, ели получают дубильные вещества, которые
помогают изготавливать прочную, эластичную, красивую кожу.)
27. Из каких прутьев плетут корзины? (Из ивовых.)
К о н к у р с 5. Играем в ассоциации
– А теперь давайте проверим, как вы запомнили то, что услышали сегодня в
нашей игре. Вам назовут несколько слов, которые вызывают ассоциации с тем
или иным деревом, а вы должны сразу сказать, какое дерево имеется в виду.
• Резные листья, могучий, стоит у лукоморья зеленый, желуди, дубильные
вещества. (Дуб.)
• Мягкие иголки, сбрасывает иголки на зиму, не колется. (Лиственница.)
• Смоляной запах, смола, строительный материал, бор, янтарь. (Сосна.)
• Дрожит, кол, подосиновик, спички. (Осина.)
• Пух; сережки, похожие на гусениц; высокий, пирамидальный. (Тополь.)
• Шишечки, царские дрова. (Ольха.)
• Лучший мед, пчелы, чай, лапти, лыко, мочало. (Липа.)
• Плакучая, прутья, корзина. (Ива.)
• Орешки, масло, Сибирь, часто дают неправильное название. (Кедровая
сосна.)
• Веники, сережки, береста, русская красавица, белая подруга, роща.
(Береза.)
• Новый год, шишки, лапник, вечнозеленая, маленькой… холодно зимой.
(Ель.)
• Осенью красивые листья, форма листа похожа на раскрытую человеческую
ладонь. (Клен.)
Другие возможные задания.
Эти задания можно использовать как переменки или физкультминутки
между основными заданиями.1. Чьи это листья?
Показываются засушенные листья (или аппликации, выполненные из
бумаги) разных деревьев. Нужно назвать деревья, с которых они сорваны.
2. Как называется дерево?
Показываются цветные изображения деревьев. Нужно сказать, как они
называются.
3. Чьи это шишки?
Детям показываются различные шишки и плоды; нужно назвать, с
каких они деревьев.
Н а б о р : еловые шишки, сосновые шишки, кедровые шишки, шишки
лиственницы, ольховые «шишечки», желуди, кленовые «носики», плоды
(горошины) липы.
4. Назовите кустарники и деревья от А до Я.
А – акация, арония
Б – бук, береза, бересклет, бузина
В – вяз
Г – граб, груша
Д – дуб
Е – ель
Ж – жимолость, жасмин
И – ива, ильм, ирга
К – кедр, клен, крушина
Л – липа, лещина, лиственница
М – малина, можжевельник
О – облепиха, ольха, осина
П – пихта
Р – рябина
С – сосна, смородина
Т – тис, тополь, туя
Ч – черемуха, чубушник (жасмин садовый)
Э – эвкалипт
Я – яблоня, ясень
5. Песенный конкурс.
– Назовите песни, в которых упоминается то или иное дерево.