Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»
Оценка 4.7

Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл—10 кл
17.04.2020
Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
толерантность 2.docx

Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»

 

Цель знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

1.     Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

2.     Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

3.     Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

Развивающая:

1.     Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

2.     Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

3.     Способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Воспитательная:

1.     Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать

Планируемые результаты:     

Познавательные: уметь наблюдать и самостоятельно делать выводы, анализировать, убедительно доказывать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь определять цель выполнения задания в процессе деятельности.

Коммуникативные: участвовать в беседе в течение всего занятия.

Направленность:  познавательная, нравственная.

Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, сотрудничества.

Методы и приемы:

-игровые, словесные, здоровьесберегающие, демонстративные.

Внеклассное мероприятие составили и провели:

Учителя ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкар

Кушманова Жанна Дмитриевна (учитель начальных классов)

Пилипавичене Вера Александровна (учитель окружающего мира)

 

Ход мероприятия:

Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или неприличное, с вашей точки зрения? (ответы учащихся)

Кого-то это может просто раздражать?

Как быть, как поступать?

О чем сегодня пойдет речь? (о взаимоотношениях друг с другом)

-    16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности!

- Что это за праздник?

- Почему он международный?

( Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово «Толерантность» и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.)

-У каждого праздника есть свои символы.

-Посмотрите на символы «Международного дня толерантности»

- Что вы здесь видите? (много рук, солнце, все взялись за руки)

- О чем мы сегодня с вами будем говорить? (о дружбе, о взаимопонимании)

Этот мир многогранен и тесен,
Человеку непросто в нем жить.
Так, чтоб обществу был он полезен,
Мог дружить и, конечно, любить.
И какой бы он ни был натуры,
В шутке, юморе меру чтоб знал.
Категории «долг», «честь», «культура»
Без условий всегда понимал.

  -Что же это за слово такое –толерантность? Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью». В мире живёт около 7 миллиардов людей и все они не похожи друг на друга цветом кожи, глаз, волос, мировоззрением, состоянием здоровья и так далее. Так как жить в мире, где столько разных людей? Как строить отношения?  Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно.

 - А вы хотите знать, как строить отношения с теми, кто находится рядом  не похож на вас?

-Мы сегодня будем раскрывать цветок толерантности

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, с чего начинается общение? (Любое общение начинается с приветствия)

Здравствуйте! Здравствуйте! - ты скажешь  человеку.
Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт он в аптеку
И здоровым будет много лет.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку Солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

  Давайте сначала поприветствуем друг друга

(игра «поприветствуем друг друга»)

-  Вспомните уроки иностранного языка и поприветствуйте друг друга (говорят «Привет» на англ., нем., франц.  языках).

 - А как сказать «Здравствуй» на коми языке? (виддза оланныд)

-В мире проживает огромное количество людей разных национальностей, и все они говорят на разных языках. Посмотрите как приветствуют друг друга в разных странах

прикоснуться носом (Новая Зеландия);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия);

 обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж);

легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

 легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

 мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

      -Давайте теперь и вы поприветствуйте друг друга

Как вы думаете здороваясь, что мы хотели сказать друг другу? ( варианты ответов:  пожелать здоровья, приятное общение,  проявление желания общаться,  уважение)

Это одно из черт толерантности УВАЖЕНИЕ (Открывается один из лепестков цветка символа толерантности).

Девиз нашего мероприятия:  «Все различны, все равны».

Как вы понимаете наш девиз?

На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!

Посмотрите на своего соседа. Мы все разные. Разный цвет волос, цвет глаз, разные привычки у всех, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Упражнение  на закрепление понятия «толерантность»  

  Мы тоже все разны, но у нас есть много общего

- Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

- карие глаза;

-умеет вышивать;

– любит мороженое ;

- любит рисовать; 

- Мы с вами показали друг другу, что все мы разные, индивидуальные личности, с различными взглядами и принципами, с различными увлечениями и характером, привычками. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое, но у нас есть и много  общего.

-  Подумайте, что вас объединяет? ( варианты ответов: мы дети,  живем в РК, находимся в РПБ, учимся в одном классе, лежим в одной палате и тд).

Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. 
Мы разные – в этом наше богатство. 
Мы вместе – в этом наша сила 

Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели.     Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

Второй лепесток –  принимать людей такими, какие они есть

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны и сегодня.

Баснописец И. А. Крылов в своих произведениях раскрывал недостатки, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни - маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова - значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. 

                 Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

     - Почему в басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смогли сдвинуть телегу ?(так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду)

     Действительно, каждый старается, работает во благо, да только воз и ныне там. --- Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно,  люди, не понимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

 Это история о том, как плачевно заканчиваются истории, где компромисс не найден, где нет СОГЛАСИЯ 

 Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

Итак, еще один лепесток цветка-символа- СОГЛАСИЕ

 

  - Обратите внимание, наш цветок-символ постепенно раскрывается. Каждый лепесток цветка- это черта толерантности. Можно ли на основе услышанного ответить на вопрос «Что такое толерантность?»Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

 - Подумайте, какие еще черты толерантности мы прочтем на лепестках цветка ? Слово «толерантость» происходит от латинского слова tolerantia, что переводится как «ТЕРПЕНИЕ».

Это слово существует во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях, произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и тоже.

·         Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский) ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ

·         Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский) СНИСХОДИТЕЛЬСТВО

·         Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский) ВЕЛИКОДУШИЕ

·         Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,  терпение. (Арабский) МИЛОСЕРДИЕ

•       Терпимость (русский) – способность терпеть что–то или кого–то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего–либо, кого–либо.

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

     Понятие толерантность очень широкое. Я хочу чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли вы?

-    Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди. Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот.  Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»

                          Будьте осторожны в словах и поступках!

А сейчас мы немного поиграем, игра называется  «Давайте дарить друг другу комплименты».  

У меня в руке клубок белых ниток. Я передаю белый клубок одному из вас и говорю приятные слова о вас и ваших умениях и достоинствах. Конец нити остается у меня (и так далее по кругу, пока клубок не вернется ко мне).

- Все комплименты сказаны? Никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? (Предположительные ответы детей: мы все связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее).

- А чем мы с вами связаны? Что нас объединило? (Хорошие, добрые слова).

- А пока слова не сказаны вслух, как они называются? (Наши мысли).

- Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге.

- Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и она ко мне вернулась. Как вы думаете, улучшилось ли у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы?

- А теперь, представьте себе, что я послала бы кому-то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение) и у вас в руках сейчас черная нить. - Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно? (Ответы детей)

- Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим).

Определение качеств толерантной личности;

     Можно ли сказать , что умение дружить тоже относится к толерантности?     УМЕНИЕ ДРУЖИТЬ

   «А каким быть легче – добрым или злым?»

Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.

-А какой по-вашему должен быть друг? Имеет ли значение цвет кожи или разрез глаз?
Искренний – правдивый, чистосердечный, откровенный, выражающий подлинные качества.
Заботливый – проявляющий заботу по отношению к кому- либо.
Верный – надежный, преданный.
Вежливый – соблюдающий правила поведения.
Особенный – непохожий на других.
Отзывчивый – быстро отзывающийся на чужие просьбы. Всегда готовый помочь.
Правдивый – честный, говорящий правду.
Решительный – твердый, уверенный, непреклонный.
Сердечный – добрый, чуткий.
Смелый – не боящийся опасности.
Чуткий – внимательный к людям.

Закончим наше занятие  китайской притчей. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья» 

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

·         любовь;       прощение;       терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. ПРОЩЕНИЕ,    ЛЮБОВЬ ( открываются лепестки цветка-символа)

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

-  какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
( любовь, терпение, прощение. )

-  А также дружба, доброта, уважение… всё то, о чём вы сегодня  говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Итог «В добрый путь».

 

-Посмотрите на наш цветок-символ толерантности , он расцвел.

                                Что такое толерантность?

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения, это и есть толерантность.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

          Наше отделение– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Быть толерантным! ( хором)

Теперь попрошу всех встать.  Возьмемся за руки, друзья,  и по моей команде все  хором весело скажем

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Литература

1.                  Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.  

2.                  Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.

3.                  Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

4.                  « 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.

5.                  « Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.

6.                  Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

7.                  http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

8.                  http://www.tolerance.ru/

Ссылки:

 

http://ypk/yspu/yar/ru/tolerance/3/htmКак воспитать толерантность;

http://wiki/iot/ru/index/php/ Классный час Воспитание толерантности;

http://summercamp/ru/index../Игры психологические.

 

       


 

Скачано с www.znanio.ru

Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»

Познавательно- игровое мероприятие «Возьмемся за руки друзья»

Ход мероприятия: Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или неприличное, с вашей точки зрения?…

Ход мероприятия: Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или неприличное, с вашей точки зрения?…

Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте!

Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте!

Нужно очень постараться, Словно братьев всех любить

Нужно очень постараться, Словно братьев всех любить

Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь,

Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь,

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (

Быть добрым – значит отдавать

Быть добрым – значит отдавать

Закончим наше занятие китайской притчей

Закончим наше занятие китайской притчей

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020