Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная вода»
1 младшая группа
Выполнили: Капорская Е.Л.
Проектная деятельность в первой младшей группе. Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная вода»
Актуальность разработки и реализации проекта: 2017 год объявлен годом экологии. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким и доступным является вода, поэтому объектом исследования мы выбрали воду.
Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.
Достижение поставленной цели возможно, при решении следующих задач:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.
3) Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
4) Обогатить словарный запас детей по данной теме.
5) Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: воспитатели, дети первой младшей группы, родители, младший воспитатель.
Срок реализации: 6 месяцев.
Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап это подготовительный.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.
3. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, игр, иллюстративного материала, с использованием воды.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
Второй этап основной, на котором были организованны различные виды детской деятельности:
Это - двигательная деятельность:
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».
2. Комплекс утренней гимнастики «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!».
3. Физминутка «У лесного родничка».
Познавательно-коммуникативная деятельность:
1.Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.
2. Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.
3. Проведение НОД по формированию целостной картины мира «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
4. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде. Сказка «Заюшкина избушка»
5. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.
6. Дидактическая игра «Купание куклы».
7. Пальчиковые игры «Рыбки» « Пять маленьких рыбок».
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Сосульки».
2. Рисование красками «Дождик», «Весенняя капель»
3. Конструирование «Лодочка».
4. Аппликация «Синее море»
Музыкальная деятельность:
1. Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».
2. Музыкальная игра в движении «Солнышко и дождик».
3. Отстукивание на металлофоне капели.
4. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.
Самостоятельная деятельность:
1.Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу)», «Угостим кукол чаем», «Постираем куклам платья».
2. Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду?»
3. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
Исследовательская деятельность:
1. Наблюдение за дождем, снегом, капелью из окна и на прогулке.
2.Игры детей в центре «Песок – вода». Экспериментальная деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».
3. Наблюдение за аквариумными рыбками.
Трудовая деятельность:
1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек, стирка кукольного белья.
2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.
3. Наблюдение за трудом младшего воспитателя: как Анна Евгеньевна моет посуду, пол.
Работа с родителями. Рекомендации родителям:
На заключительном этапе:
1. Подведение итогов проекта.
2. Создание выставки макетов.
3. Организация творческой мастерской на день открытых дверей «Да здравствует мыло душистое!».
Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная вода»
ЯНВАРЬ |
||
-Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. - Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. животные. - Рисование водой - Чтение А.Барто «Девочка чумазая» Наблюдение за испарением воды - Эксперимент «В воде не тонет» - Игра «Пускаем кораблики» - Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик» - Кукольный театр «Как Иван Царевич природу спасал» |
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. |
Воспитатели Родители
Братский театр |
ФЕВРАЛЬ |
||
-Заучивание потешки «Водичка…» - Прослушивание аудио «Шум воды» -Эксперимент превращения снега в воду - Беседы «Что пьют животные и птицы зимой» - Лепка из пластилина «Снеговики» |
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире. |
Воспитатели |
МАРТ |
||
- Наблюдение за рябью на воде - Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» - Наблюдение за тем ,куда исчезает весь снег на улице. - Прослушивание детской песенки «Синяя вода» -Чтение сказки «Заюшкина избушка» - Прослушивание детской песенки «Вода «Буль-буль» - Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» |
Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. |
Воспитатели |
АПРЕЛЬ |
||
- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. - Пальчиковая игра «5 маленьких рыбок» - Эксперимент «Воздух под водой» - Апликация «Синее море» |
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками) |
Воспитатели Родители |
МАЙ |
||
- «Купание куклы Кати» - Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться. - Наблюдение за дождем, лужами. - Прослушивание аудио «Звуки дождя» - Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» - Эксперимент «Окрашивание воды» - Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого Творческая мастерская на день открытых дверей «Да здравствует мыло душистое!». |
Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде. |
Воспитатели
Родители, воспитатели |
Консультации для родителей
«Учим детей наблюдать»
Наблюдения – это планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения, большое значение имеют знания ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения взрослый задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Прогулка отлично подходит для проведения наблюдения. Взрослый обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.
Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.
Подготовка к наблюдению включает в себя:
- определение места наблюдения
- выбор объекта наблюдения
- подготовка объекта к наблюдению
- подготовка всего необходимого для наблюдения:
если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.
Приложение 1
«Весна идёт, весне дорогу!!! »
Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять с малышами одно удовольствие.
Весна — это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе — это всегда интересное и полезное занятие.
Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом. Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.
В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.
Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.
Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.
Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.
Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде.
Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.
При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.
А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе.
Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.
Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.
Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли!
Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.
Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым! Чем же занять ребенка на прогулке весной?
« Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом.
« Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй. Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).
« Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).
«Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.
« Пускаем пузыри … в плавание!» Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.
« Ищем первые признаки весны». Вооружитесь фотоаппаратами и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.
« Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!
« Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?
«Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.
«Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.
«Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.
«Развиваем скорость движения». Для этой игры Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.
«Развиваем прыгучесть». Для этой игры нужно несколько игроков, следует поделить их на команды. На земле рисуется линия, с помощью которой будет измеряться длина прыжка. Место приземления нужно отмечать по пяткам. Нужно прыгнуть в противоположную сторону от отмеченного места, сделать это должен другой участник. Главная его задача – перепрыгнуть этот результат и прыгнуть дальше, тем самым зарабатывая балл своей команде. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов.
Игры на свежем воздухе — всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», мы помним с детства. Дело за малым — сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных «товарищей» с самых первых дней.
Приложение 2
Потешки о воде для детей
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Ой, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
Ой, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!
Эх, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Ежик, ежик,
Продай ножик,
Купи мыльце,
Помой рыльце.
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
Моем, моем трубочиста
Чисто чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
(К. Чуковский)
Мы проснулись, потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
(Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!
Плыви ко мне, рыбёшка,
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла,
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась
И в руки мне попалась!
С гуся - вода,
С младенца - худоба
Укатись вся.
Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
Приложение 3
Комплекс утренней гимнастики
«Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»
Чтобы быть здоровым,
Чистым и красивым,
Нужно умываться
Белым нежным мылом!
Полотенцем растереться,
Причесаться гребешком,
В одежду чистую одеться
И в детский сад пойти потом!
1. «Чистые ладошки»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 2 раза.
2. «Стряхнем водичку»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.
3.«Помоем ножки»
И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.
4.«Мы — молодцы!»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6- 8 подпрыгиваний и 6 – 8 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.
5. «Чтобы чистым быть всегда,
Людям всем нужна... (вода)!»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3 раза.
Подвижная игра «Пузырь»
Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся вверх и вширь.
Раздувайся, пузырь,
Пузырь мыльный и цветной,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»
Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
Примечание. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.
Игра малой подвижности «Хоровод»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу — хороводом, одновременно читая текст:
За руки друзей возьмем,
Хоровод наш заведем.
Мы старались, умывались,
Вытирались, причесались.
А теперь нас ждет обед —
Борщ, компот и винегрет.
А потом мы ляжем спать
На уютную кровать.
После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кладут руки под щечку ладонь на ладонь — «засыпают».
Приложение 4
Конспект занятия по экологии в 1 младшей группе
«Про маленькую капельку»
Тема: Экологическая сказка «Про маленькую капельку».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.
Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, звери и человек. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте.
Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку! Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку. Дети зовут Солнышко:- Солнышко, Солнышко, Солнышко.
Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста! Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.
Солнышко погрело капельку, она и растаяла.
Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим: есть ли у них вода? (Дети подходят к аквариуму).
Воспитатель: Правильно ли мы пришли? Здесь ли живут рыбки?
(Наблюдают вместе за тем, как плавают рыбки в аквариуме.)
Что рыбки делают?
Дети: Плавают.
Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А можно у рыбок водичку забрать?
Дети: Нет, они умрут!
Воспитатель: Показывает банку с грязной водой. Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это грязная вода, она никому не нужна. Поспешим, ребята, дальше на помощь растениям и цветам. Как здесь растения поживают?
Капелька: Пить хотят.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?
Дети: Полить их.
Капелька: А где же водичка?
Дети: В лейке.
Воспитатель: (Поливает растения) А растения, что делают с водичкой?
Дети: Они ее пьют.
Затем, воспитатель с детьми подходят к столу, где стоят чашки с водой.
Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?
Кто пьет из чашки кипяченую воду?
Дети: Мы!
Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку.
Что вы делаете с ней?
Дети: пьем воду!
Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой.
(Подводит детей к тазикам с водой). Предлагает потрогать воду сначала
в одном тазике, потом в другом. Какая водичка?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А в этом тазике?
Дети: Холодная.
Воспитатель: ( Предлагает детям помыть резиновые игрушки в теплой, а затем в холодной воде).
И прочитать потешку: « Водичка- водичка»
Дети: Хором читают потешку.
Воспитатель: Давайте подведем итоги, чем мы сегодня с вами занимались на занятии,
кто приходил к нам в гости?
Приложение 5
Творческая мастерская «Да здравствует мыло душистое!»
Цель: 1. Познакомить детей свойствами и назначением мыла, развивать любознательность. 2. Развивать К. Г. Н., соблюдать правила гигиены.
Ход работы: после проведения рисования воздушных шаров, где дети рисовали пальчиками, предложить пойти мыть руки вместе с родителями, но создать проблемную ситуацию, не дав детям мыло. Обратить внимание, что руки не отмываются от краски.
Воспитатель: - Что же нам делать? Как отмыть руки?
Дети: - Нужно помыть их с мылом!
Воспитатель: - Давайте попробуем помыть с мылом.
Возьмём мыло и подставим его под воду. Какое стало мыло?
Дети: - Скользкое, сырое, мокрое.
Воспитатель: - Посмотрите, если его долго, долго мылить в руках, то появится пена. Пена-это много маленьких пузырьков. Какие бывают пузыри?
Дети: - Большие, маленькие, прозрачные.
Воспитатель: - А вы знаете, что мыло можно сделать своими руками, самим?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - А давайте спросим ваших мам и пап, может они знают.
Дети спрашивают своих родителей.
Воспитатель:- Хотите вместе со своими родителями сделать себе мыло?
Дети:- Да!
Воспитатель: - Тогда давайте попробуем сделать мыло сами, а родители будут нам помогать.
Для изготовления мыла нужно:
1. Мыльная основа.
2. Масло.
3. Ароматизатор.
4. Краситель.
5. Формочки.
6. Посуда, в которую мы будем добавлять все ингредиенты.
7. Палочки для перемешивания.
8. Доска, нож.
9. Спирт.
Нарезаем мыльную основу, складываем её в посуду, в которой будем ее растворять. Затем растворяем её в микроволновой печи 30 секунд. Теперь добавляем краситель, который вы выберете, масло, ароматизатор. Все перемешиваем. Сбрызгиваем форму спиртом, чтобы мыло легче отделялось. И выливаем мыло в форму. Если на мыле появляются пузырьки, то мы тоже сбрызнем его спиртом. Оставляем на 20 минут , чтобы мыло застыло.
Воспитатель: - Посмотрите, наше мыло пока жидкое, но через несколько минут оно станет твёрдым и можно будет им мыть руки. А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «мыльные пузыри»! И выдувать вот такие, веселые пузыри. Вы умеете это делать?
Дети : Да.
Воспитатель: Чтобы надуть большой пузырь, надо правильно дышать. Поучимся? Все встали ровно, сделали вдох носом, сложили губы трубочкой и сильно подули – вот так. А еще разок?
Звучит музыка.
Открываем колпачки
Выдуваем пузыри
Вот какие – посмотри
Все они воздушные
И очень непослушные.
До вечерней до зари
Мы пускали пузыри:
Круглые и гнутые,
Важные, надутые,
Яркие, красивы,
Легкие, игривые.
Дети с родителями надувают мыльные пузыри.
Воспитатель: - Пока мы с вами играли наше мыло застыло. Посмотрите и потрогайте, что произошло с нашим мылом? Какое оно стало?
Дети: - Твердое.
Воспитатель: - А было какое?
Дети: - Жидкое, мягкое.
Воспитатель: - Давайте попросим родителей вынуть мыло из формочек и раздать всем по кусочку, для того, чтобы вы мылись дома этим мылом, были чистыми, приятно пахли и вспоминали нашу встречу.
Литература:
1.«От рождения до школы»Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2.Ребёнок познаёт мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) Автор – составитель Смирнова Т.В: Издательство «Учитель», Волгоград-2012г.
3.Я и моё здоровье Тарасова Т.А, Власова Л.С : Издательство «Школьная Пресса», Москва 2008г.
4.Здоровье сберегающая система в ДОУ Авторы – составители Павлова М.А, Лысогорская М.В: Издательство «Учитель», Волгоград -2009г.
5.Артикуляционная гимнастика Автор: Пожиленко Е. А. Издательство: КАРО Серия: Популярная логопедия Дата издания: 2009 г
6. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.
7.Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.
8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.