Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная начальная школа - детский сад № 14 «Алёнушка»
(МОУ «КНШ-Д/С № 14»)
Познавательно-исследовательский проект
«Огород на участке»
|
Составитель: Устинова Л.А.
|
Кыштым 2020
Тип проекта.
По продолжительности – среднесрочный (июнь – июль).
По количеству участников – коллективный.
По контингенту участников - одновозрастной (обучающиеся 5- 6 лет)
Направление проекта – экологический, познавательно-исследовательский, профориентационный, включает в себя три направления:
- познавательно-исследовательское (организация работы по выращиванию овощных на огороде, проведение исследований, опытов)
- экологическое (организация работы с участием Эколят в охране живой природы);
- профориентационное (ознакомление с профессиями: агронома, овощевода, эколога)
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, об экологической культуре, о способах выращивания овощных культур, привитие желания помогать взрослым через организацию работы на огороде на участке группы.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать знакомить со способами посева овощных культур (семенами и рассадой: овощей: кабачка, тыквы, гороха, чечевицы; овощной зелени: петрушки, салата).
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Обогащать, активизировать словарь детей по теме «Овощи и огород».
- Побуждать обучающихся к установлению функциональных связей в природе и отношения между системами объектов и явлений (зависимости роста от условий: света, тепла, влаги, почвы для роста растений).
- Совершенствовать у обучающихся навыки экспериментирования: умения проводить опыты и исследования, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Упражнять в умении получать информацию о новом объекте в процессе его исследования, обобщать и заносить информацию в Дневник наблюдений.
Развивающие:
- Развивать у детей понятия об экологической взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей,
- Способствовать развитию познавательного интереса к представлениям о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в огороде.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Способствовать взаимодействию семьи и учреждения.
Объект исследования
– семена и рассада растений (лук, свекла, салат, горох, чечевица, тыква, кабачок)
- процесс экологического воспитания обучающихся,
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Предмет исследования: – условия роста растений (вода, свет, тепло), - система экологических знаний и умений посредством вовлечения детей в трудовую деятельность.
Методы и приемы, используемые в работе с обучающимися при реализации проекта:
-беседы, ситуативные разговоры;
- рассматривание иллюстраций,
- наблюдение,
- просмотри видео материалов, м\ф, отрывков документальных фильмов;
- отгадывание загадок, изучение поговорок и пословиц;
- совместная творческая деятельность;
-опытно-экспериментальная исследовательская деятельность обучающихся; практическая работа на огороде,
- работа обучающихся с энциклопедиями;
- чтение х\л;
–работа с Дневником наблюдений;
Практическая значимость работы над проектом: состоит в том, что её результаты помогут детям выращивать растения в дальнейшем самостоятельно.
Этапы/сроки реализации |
Образовательные мероприятия\Цель |
Взаимодействие с родителями |
|
1 этап. Организационно- подготовительный. Июнь 1 неделя
|
- создание условий для реализации проекта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, цели, задачи, - подбор необходимого материала для создания проекта - подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов. - подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме. |
Обсуждение плана реализации проекта. Подготовка условий для трудовой деятельности обучающихся: грядок огорода на участке группы, семян для посева, инвентаря. |
|
Основной этап 2 неделя июня
|
Познавательные беседы с Шалуном «Что такое огород?», «Кто такой агроном?» Рассматривание и сравнение семян овощных культур (гороха, тыквы, кабачка, свеклы, чечевицы, лука, укропа). Играем с Умницей в Д\И «Что сначала –что потом». Трудовая деятельность: «Подготовка грядок огорода на участке к посеву семян и рассады овощных культур». |
Предложить родителям познакомиться с планом работы по проекту и принять участие.
Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через сайт группы, раздел на сайте «Сидим дома»
|
|
Ситуативный разговор с Елочкой «Условия необходимые для роста растений» (уход за растениями и бережное отношение ко всему живому). Рассматривание с Шалуном схем посадки семян растений: гороха, тыквы, лука, свеклы, чечевицы, укропа. Чтение рассказа Н. Носова «Огородники» с Умницей. Трудовая деятельность: «Посев с Тихоней семян гороха, лука, свеклы, чечевицы, укропа, рассады тыквы». |
|
||
Беседа с Шалуном - «Кто выращивает овощные культуры? - «Профессия овощевод» (рпо). Играем с Умницей: Д\И «Что на что похоже (семена овощей: тыквы, кабачка, томата, моркови; зелени: петрушки, укропа, лука). Наблюдение за посевами в течение недели. Совместная творческая деятельность с Ёлочкой «Изготовление табличек для огорода, экологических знаков для цветника». |
|
||
Играем вместе с Умницей Д\И «Дары лета». Сюжетно-дидактическая игра по проекту огород «Посадка и уход за огородом». Наблюдение с за посевами в течение недели. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде»; Работа в Дневнике наблюдений. |
|
||
3 неделя июня
|
Играем с Умницей в Д\И «Отгадай овощ на вкус». Проводим исследование с Шалуном «Изменение роста чечевицы в разных условиях (в тени, полутени, на солнце) в течение недели. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
Консультация «Овощи и фрукты – ценные продукты»
|
|
Беседа с Шалуном: «Человек и растение» Наблюдение с Шалуном за посевами в течение недели (на сколько см подрос лук, горох). Играем с Умницей в сюжетно-дидактическую игру «Во саду ли, в огороде» Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде» |
|
||
Познавательная беседа с Шалуном: «Лето красное -лето безопасное». Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде». Зарисовки в Дневнике наблюдений. |
|
||
Играем с Умницей: - в С\Р игру «Посадка и уход за огородом». Трудовая деятельность с Тихоней: «Полив всходов и рассады овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
Организация работы в дистанционном формате на сайте в разделе «Сидим дома с пользой» |
|
|
Наблюдение с Шалуном за ростками (заполнение Дневника наблюдений за ростом растений на огороде). Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде» |
|
|
|
4 неделя июня
|
Исследовательская деятельность с Шалуном «Сравнение быстроты прорастания семян: гороха, чечевицы и моркови» Чтение с Умницей стихотворения А. Максакова «Посадила в огороде» Составление с Шалуном Дневника наблюдений (рост чечевицы в тени и на свету). Трудовая деятельность: Полив и рыхление овощных культур на огороде. Работа с Дневником наблюдений (зарисовки овощных культур) |
Консультация «Как приучить ребёнка кушать овощи?»
|
|
Совместная творческая деятельность – с Елочкой «Объемная аппликация «Овощи» Игры и чтение х\л с Умницей: - С\Р игра «Овощной магазин» - Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы». Наблюдение с Шалуном за рассадой тыквы и кабачка. Исследовательская деятельность «Сравнение всходов чечевицы в тени и на хорошо освещенной солнцем грядке». Работа в Дневнике наблюдений. |
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Овощной магазин»
Организация взаимодействия с родителями через сайт в разделе «Сидим дома с пользой» (наблюдения за посадками и работа с Дневником наблюдений) |
|
|
Беседа с Шалуном: «Кто такой овощевод?» Игры и творчество с Елочкой: Д\И «Отгадай овощ на вкус» Совместная творческая деятельность с Ёлочкой (рисование) «Экологические знаки для растений». Трудовая деятельность: Полив и рыхление овощных культур на огороде. Работа с Дневником наблюдений (зарисовки овощных культур) |
|||
Играем и читаем с Умницей: - Чтение и игры с Умницей русской народной сказки «Вершки и корешки», - С\Р игра: «На даче» Наблюдение с Шалуном за посевами (в сравнении чечевица в тени и на хорошо освещенной грядке) Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде» |
|||
5неделя июня –
|
Играем и читаем с Умницей: - в Д\И «Узнай наощупь овощ или фрукт?» - в С\Р игру «Семья на даче». -в хороводную игру «Веселая хороводная». Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Наблюдение с Шалуном: за изменение роста растений на огороде, заполнение Дневника наблюдений (чечевица в полутени, тени и на свету). Трудовая деятельность: Полив овощных культур на огороде. |
||
|
|||
Ситуативный разговор с Елочкой «Секреты ухода за овощами» (уход за растениями и бережное отношении к всему живому). Рассматривание с Шалуном схемы роста семян растений гороха, свеклы, чечевицы, укропа. Чтение с Умницей: рассказа Н. Носова «Огородники». Трудовая деятельность: Полив овощных культур на огороде: лука, свеклы, чечевицы, укропа, рассады тыквы». |
Папка – передвижка «Живые витамины». «Учимся наблюдать вместе с детьми за посадками на огороде»
|
||
Играем с Умницей в С\Р игра «На огороде»; Играем и читаем с Умницей: - в Д\И «Что сначала –что потом» -в хороводную игру «Веселая хороводная». Наблюдение с Шалуном за растениями на огороде (на сколько см подрос кабачок, тыква). Работа с Дневником наблюдений. Трудовая деятельность: «Полив и рыхление овощных культур на огороде» |
|||
Играем с Умницей в С\Р игру «На даче». Совместная творческая деятельность с Елочкой «Мастерим Чучело для огорода» (аппликация). Наблюдение с Шалуном за овощными растениями (в сравнении роста чечевицы (в тени и на солнце). Трудовая деятельность: «Полив овощных культур на огороде». |
|||
2 неделя июля
|
Познавательная беседа с Шалуном: «Кто такой овощевод?» (рпо) Наблюдение с Шалуном за посевами в течение недели «Как растут наши овощи?» (сравнение: на сколько см подросла петрушка, лук) Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде» |
Изготовление - альбома «Овощевод» к атласу профессий (рпо) - атрибутов для макета «Огород» (муляжей овощей и фруктов на грядках) |
|
Сюжетно-дидактическая игра: «Во саду ли, в огороде» Чтение художественной литературы с Умницей : Дж. Родари «Чиполино» Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде» |
|||
Совместная творческая деятельность с Елочкой (лепка из пластилина) «Овощи на грядке». Играем с Умницей в С\Р игру «Овощной магазин». Наблюдение с Шалуном за посевами в течение недели «Как растут наши овощи?» (сравнение: на сколько см подросла чечевица и горох). Зарисовки в Дневнике наблюдений. |
Совместная деятельность: Выставка поделок с Елочкой |
||
Играем с Умницей Д\И «Чудесный мешочек». Ознакомление с поговоркой «Без капусты щи не густы» (разъяснение содержания для понимания обучающихся) Трудовая деятельность: «Полив овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
|||
Совместная творческая деятельность с Елочкой «Рисуем овощи (по схемам –«этапы рисования)». Опытно-экспериментальная деятельность с Шалуном: «Сходство и различия прорастания овощных культур» (горох, бобы и чечевица - в сравнении). Работа с Дневником наблюдений. |
|||
3 неделя июля
|
Познавательная беседа с Шалуном «Кто такой эколог?» (РПО) Совместная творческая деятельность с Елочкой «Корзина с урожаем овощей» (объемная аппликация) Наблюдение за посевами (в сравнении ростки чечевицы в тени и на хорошо освещенной грядке) |
|
|
Чтение с Елочкой сказки К.Чуковского с Умницей «Огород». Играем с Умницей в С\Р игру «На даче». Трудовая деятельность: «Полив ростков овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «На даче» |
||
Играем с Умницей в Д\И - «Чудесный мешочек», - «Угадай по описанию овощ». Наблюдаем с Шалуном за ростом кабачка и тыквы и проговариваем чистоговорки «В огороде репка», «Горох и петухи». Трудовая деятельность: «Полив овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
|||
Наблюдение: заполнение Дневника наблюдений за ростом растений (чечевица в тени и на свету). Совместная творческая деятельность с Елочкой «Рисуем натюрморт – Овощи на столе». Трудовая деятельность: Полив и рыхление овощных культур на огороде. |
|||
Наблюдение: заполнение Дневника наблюдений за ростом растений (за ростом тыквы). Трудовая деятельность: Полив и рыхление овощных культур на огороде. |
Совместная деятельность: Выставка рисунков |
||
4 неделя июля
|
Чтение художественной литературы с Умницей: украинской сказки «Колосок» Совместная творческая деятельность «Овощи в корзинке (объемная аппликация)» Подготовка к итоговому мероприятию с обучающимися «Путешествие с семечком» (игры с Умницей) Наблюдение за посадками на огороде. Работа с Дневником наблюдений (зарисовки овощных культур) |
Организация выставки творческих работ с Елочкой
|
|
Познавательная беседа с Шалуном «Овощной калейдоскоп». Подготовка к итоговому мероприятию с обучающимися «Путешествие с семечком» (игры с Умницей). Наблюдение сравнительное «Рост растений в тени и на солнце» Трудовая деятельность: «Полив овощных культур на огороде». Работа с Дневником наблюдений. |
|||
Совместная творческая деятельность «Объемные овощи из полосок - тыква и кабачок». Трудовая деятельность с Тихоней: «Полив овощей на огороде» Работа с Дневником наблюдений. |
Организация выставки рисунков с Елочкой «Наш веселый огород- много овощей растет» |
||
Итоговая беседа с Шалуном«Что мы вырастили на огороде» (подготовка к итоговому мероприятию с обучающимися). Игры- эксперименты с Умницей «Свойства воды и почвы» Наблюдение: заполнение Дневника наблюдений за ростом растений (всех растений огорода. Трудовая деятельность: Полив и рыхление овощных культур на огороде. |
|||
3 этап. Итоговый.
|
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта. Подготовка итогового мероприятия с обучающимися «Путешествие с семечком» Оформление презентации проекта. Оформление альбома «Образцы творческих работ по теме «Огород». Оформление фотоматериалов материалов проекта: видеоролик «Огород на участке в группе «Пчелки». |
Консультация для родителей на блоге «Любавушка»: «Исследовательская деятельность детей в группе в рамках проектной деятельности». |
- Получение знаний детей о жизни растений.
- Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.
- Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
- Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.
Сформированность предпосылок УУД
В результате работы над проектом у детей будут сформированы следующие предпосылки УУД:
Личностно-ориентированные УУД:
- имеет нравственно-ориентированные позиции (бережное отношение ко всему живому, культура поведения в природе);
- сформирована познавательная и социальная мотивация.
Регулятивные УУД:
- умеет осуществлять действия в соответствии с конкретной задачей, работать по инструкции взрослого;
- умеет контролировать свою деятельность по результату.
Познавательные УУД
- умеет проводить синтез и анализ объектов, устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет применять правила и пользоваться инструментами.
Коммуникативные УУД:
- имеет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- формулирует собственное мнение и позицию. творческих работ,
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
- обучающиеся старшей группы №7;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатель группы.
2. Информационное обеспечение.
- видео, презентации;
- мультфильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- инвентарь для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
- аудио и видео записи.
Список используемой литературы.
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.