Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Познавательно - развлекательная программа
«Наш дом – планета Земля»
Возраст детей от 5 до 13 лет
Контингент участников – дети- инвалиды
Автор-составитель: Протопопова Е.А.,
Воспитатель .
Город Ижевск, 2023 год.
Познавательно - развлекательная программа
«Наш дом – планета Земля»
Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Задачи:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней.
- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи.
- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе.
- Учить правильному взаимодействию с природой.
Оборудование:
-аудиозаписи со звуками природы,
-картинки диких и домашних животных,
- мешочек с предметами -неприродные объекты – фантик, пластмассовая крышка, кусочек скотча, ластик; природные объекты- ветка березы, шишка, яблоко, морковь, желудь, спил дерева, лук, стручок гороха.
-картинки с растениями и деревьями
- обруч
- детская удочка с магнитиком и бумажные рыбки со скрепкой
- мусор для «озера» - небольшие пластиковые бутылочки, бумага, крышки
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды. А что такое «окружающая среда»?
Ответы детей : цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку!
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
Ведущий: Правильно! Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и вам открываются любые тайны! Вы знаете интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе, смотрели мультфильмы и сами часто бываете на природе. Поэтому вы знаете ответы на многие «ПОЧЕМУ?»,»ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».
«Турист» в спортивной одежде и с рюкзаком заходит в зал к детям.
Турист: Добрый день, дорогие ребята! Я узнал, что вы любите природу и много о ней знаете! Согласны ли вы пойти со мной в поход?
Дети : Да!
Турист: Очень хорошо! Тогда давайте решим, как мы оденемся в поход и что с собой возьмём, если идём собрать листья и цветы для гербария.
Дети: длинные брюки, белая рубашка с длинным рукавом или ветровка, головной убор, перчатки, обувь – по погоде – или кроссовки или резиновые сапожки. В рюкзак положим – бутылочку с водой, заряженный телефон, немного печенья, небольшие ножницы, пакет для листьев в гербарий, лейкопластырь, бинт.
Турист: Замечательно! Вы правильно собрались! Напоминаю, что в лес идём друг за другом и не отстаём! Встали все за мной и в поход!
Звучит музыка «Если с другом вышел в путь», ребята идут за Туристом по кругу. Музыка остановилась.
Турист: Ребята, вот мы и пришли в лес! А какие деревья растут в этом лесу?
Турист предлагает посмотреть картинки деревьев – сосны, ели, берёзы, осины. Дети отвечают.
Турист: Ребята, а как называется лес, если там растут вместе все деревья?
Дети: смешанный лес.
Турист: Правильно! Лес – это места обитания диких животных и птиц. Когда мы спокойно входим в лес, то можем услышать голоса птиц. Итак, знаете ли вы голоса птиц?
Включаются аудиозаписи голосов птиц – сороки, вороны, дятла, кукушки. Ребята называют голоса птиц.
Турист: а какие животные живут в лесах Удмуртии?
Ответы детей.
Турист: Правильно! Много вы знаете! А теперь присядем на «полянку» и будем делиться знаниями о живой природе.
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверька есть иголки? (у ежа.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка)
— Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животных, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищение воздуха).
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).
- Почему в одних случаях заяц – белый, а в других – серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый).
Турист: А теперь мы проверим, умеете ли вы правильно вести себя в природе. Послушайте 1 ситуацию.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Турист: Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
Турист: правильно! А теперь послушайте и 2 ситуацию.
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Турист: Правильно ли поступили девочки?
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
Турист: Правильно! Писатель Лев Николаевич Толстой в своих рассказах для детей описывает много случаев, когда дети приносили диких животных домой, а потом плакали, потому, что те погибали. Дикие животные не могут жить с человеком. Им нужно своё место обитания.
Турист: Друзья! Раз вы знаете обитателей наших лесов, то сейчас поиграем в игру «Покажи движениями»:
1. как птицы собирают ветки и строят гнезда,
2. как медведь вылезает из берлоги весной,
3. как заяц барабанит по пню лапами,
4. как лиса вынюхивает добычу
5. как ёжик фыркает и сворачивается в клубочек.
Ребята показывают движениями действия животных.
Турист : Друзья! Вы знаете, природа бывает живая и неживая. Так вот, у меня в мешочке спрятаны предметы живой и неживой природы. Каждый из вас, должен будет нащупать и выбрать природный объект. (в «мешочке ощущений» лежат и неприродные объекты – фантик, пластмассовая крышка, кусочек скотча, ластик)
Поэтому, друзья, для вас такое задание: определить на ощупь и вынуть только природные объекты. (ветка березы, шишка, яблоко, морковь, желудь, спил дерева, лук, стручок гороха).
Турист: Ребята! Часто туристы приходят на природу не только чтобы насладиться красотой нашей земли, но и отдохнуть, порыбачить. Посмотрите, вот «озеро», называется «Детское», а сколько там мусора! Можем ли мы ребята, поймать рыбку в таком озере?
(На полу расположен обруч, в котором лежит «мусор» ).
Дети: Нет! Нужно очистить озеро!
Турист: Правильно, ребята! Только аккуратно! Не перешагивайте через «берег»- края обруча!
Дети собирают мусор.
Турист: Какое озеро стало чистым! Вы хорошо постарались, друзья! Теперь в озере охотно заведутся «рыбки», а мы их будем «ловить»!
В «озеро» - обруч- выкладывают бумажных рыбок с металлической скрепкой.
Турист: Ребята! У меня есть удивительная удочка! Теперь можно по очереди ловить «рыбку».
Дети ловят рыбку из «озера»
Турист: Ребята! Мы уже достаточно долго находимся в нашем замечательном смешанном лесу! А дома нас ждут родители и друзья! Давайте соберемся. Проверим все свои вещи, посмотрим на себя и уберем маленьких паучков или муравьишек с нашей одежды. Встанем друг за другом и пойдем в родные края.
Под песню «Если с другом вышел в путь» дети идут за Туристом.
Турист: Вот мы и дома, ребята! Понравился ли вам наш поход?
Ответы детей.
Ведущий:
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Турист: Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями в походе! Возможно, кто- то из вас станет экологом – защитником нашей родной природы!
Ведущая: После такого похода вы, наверное, все проголодались! Угощайтесь красивыми, сладкими и полезными яблочками, выращенными на нашей удмуртской земле!
Дети и родители благодарят за воспитателей за мероприятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.