Познавательно-развлекательная игра «Крестики-нолики»
Учитель: Черняева Ольга Николаевна, МБОУ «Вистинская СОШ» (Кингисеппский р-он, Ленинградская обл.)
Цель:
Ø повторить в игровой форме учебный материал по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру.
Задачи:
Ø развитие логического мышления, внимания и творческих способностей детей;
Ø расширение кругозора;
Ø развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях;
Ø формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.
Участники: учащиеся 4-ого класса и их родители.
Форма мероприятия: урок-игра, в которой участвуют две команды, состоящие из детей. Ведущий – классный руководитель. Жюри- родители.
Подготовительная работа:
Ø разработка сценария, названий игровых полей и вопросов для каждой категории;
Ø подбор музыкальных произведений (для музыкальной паузы и начала мероприятия);
Ø изготовление игрового поля:
Ø подготовка призов;
Ø подбор жюри;
Ø на команды дети делятся заранее. Наш класс маленький (9 человек), поэтому участвуют все дети.
Оборудование:
Ø презентация с игровыми полями и вопросами;
Ø компьютер, проектор, экран;
Ø ручки или карандаши;
Ø карточки с заданиями по русскому языку (Приложение 1);
Ø карточки в виде «крестика» и «нолика»;
Ø табличка с надписью «жюри».
Оформление помещения:
Ø на доске прикреплены клетки игрового поля в таком же порядке, как и в презентации;
Ø парты расставлены так, чтобы в центре класса разместились 2 группы детей, отдельно стоит парта для жюри (Приложение 2).
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Звучит песня «Крестики-нолики» (музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского). Дети под музыку входят в класс.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас на нашей познавательно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Сегодня играют 2 команды нашего 4 класса. У нас есть жюри, которое будет оценивать вашу работу и подведёт в конце игры итоги. Это самое доброе, но справедливое жюри, потому что судить сегодня вас будут ваши мамы. (Представление жюри). Давайте поаплодируем жюри и друг другу.
2.Ход игры
А) Из истории игры
Ведущий: Итак, сегодня мы играем в «Крестики-нолики». Мы не случайно вспомнили эту игру. Все знают, что «Крестики-нолики»- очень популярная во всём мире логическая игра. Но не всем известно, что это также ещё и древнейшая игра, которая появилась очень давно. Но об истории её возникновения известно предельно мало. Одна из наиболее распространенных версий гласит, что знаменитая игра пришла к нам с востока, скорее всего из Японии или Китая. В Японии существует похожая игра «Гомоку», а в Китае «Рэндзю». Однако аналоги «Крестиков-ноликов» можно встретить и в культурных традициях других народов – к примеру, известно, что подобной забавой развлекались древние викинги. В каждой стране игра имеет свое непереводимое название, к примеру, в США ее называют «Tic-tac-toe», а в дореволюционной России похожая игра называлась «Смекалка».
Ведущий: Я надеюсь, что теперь вы с удовольствием будете играть в «Крестики-нолики» в свободное время. Тем более, что для этого нужно только поле из 9 квадратиков, которое можно начертить на тетрадном листке, и напарник. Конечно, поле можно при желании и увеличить.
Б) Правила игры
Ведущий: Я напомню вам правила игры. Итак, «Крестики-нолики»- это игра между двумя противниками. Один из игроков играет «крестиками», второй — «ноликами». В традиционной китайской игре используются черные и белые камни. Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
В) Разминка. Розыгрыш названия команд
Ведущий: У нас сегодня игра не совсем обычная, хотя основные её правила соблюдены. Есть поле из 9 клеток. Вместо двух игроков- 2 команды. Одна команда будет называться «Крестики», другая- «Нолики». Я буду сейчас задавать вопросы по очереди каждой команде. За 1 минуту вы должны будете дать как можно больше правильных ответов. Та команда, которая выиграет, будет называться «Крестики» и начнёт нашу игру. Другая команда получит название «Нолики». Я попрошу жюри подсчитать правильные ответы. (Приложение 3)
Г) Начало игры
Ведущий: Итак, у нас есть команда «Крестики», капитан команды………….. и команда «Нолики», капитан команды……………….. Сейчас вы будете по очереди выбирать категории. В каждой категории вас будут ждать вопросы или задания. Ваша задача- дать как можно быстрее ответ. Отвечать нужно не хором. Ответ даёт капитан команды. Если вы знаете ответ на вопрос, то дайте знать об этом капитану жестом, а капитан поднимает руку, но только после того, как я полностью дочитаю вопрос. Я попрошу жюри проследить за тем, кто будет первый. Обсуждайте задание тихо, чтобы не услышали соперники. Если вы правильно ответили на вопрос, получаете 1 балл. Если ответили неправильно, то возможность ответить получает другая команда. Если вторая команда отвечает правильно на этот же самый вопрос, то получает полбалла. В каждой категории будет 5 вопросов. Та команда, которая даст больше правильных ответов, выигрывает и ставит свой знак в соответствующую клетку. Выигравшая команда получает право выбрать следующую категорию. Категорию «Музыкальная пауза» я вам советую выбрать тогда, когда устанете и захотите отдохнуть.
(На клетку с выбранной категорией, которая прикреплена к доске, выигравшая команда прикрепляет свою карточку: “Х” или “О” Таким образом очень удобно наблюдать за ходом игры.)
3. Подведение итогов
Ведущий: Итак, сегодняшняя игра закончилась. Мы поздравляем победителей. Они получают памятные медали и сладкие призы. Проигравшая команда получает благодарности «За участие». Я уверена, что вы с пользой провели это время, многое узнали, дружно поработали в команде. Я надеюсь, что вы все научились играть в эту замечательную игру - «Крестики-нолики» и будете с пользой проводить свободное время. Тем более, что для этого нужно только поле из 9 квадратиков, которое можно начертить на тетрадном листке, и напарник.
Используемый материал
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.