Программное содержание:
воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
закреплять знания о гжельском промысле;
способствовать развитию эстетического вкуса;
помочь увидеть необычное в обычном;
обогатить кругозор детей о народных промыслах;
воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Дети стоят полукругом.
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята мы с вами много говорили о нашей малой Родине, городе Раменское. Узнали историю об основателях города, о людях прославивших его своими трудовыми и боевыми подвигами о достопримечательностях города, о природе Раменского района. Сегодня мы с вами поговорим народно-прикладном искусстве, прославившим нашу Раменскую землю на весь мир. Речь пойдёт об умельцах Земли русской – гжельских мастерах.
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу ,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
Ребёнок
Сколько сказочных мест у
России,
Городов у России не счесть,
Может, где–то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем есть!
Ребёнок
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идет!
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Видеоролик «Экскурсия в Гжель»
Недавно мы посетили Гжельский фарфоровый завод, где узнали много интересного, прошли мастер класс по росписи. А сейчас мы проверим ваши знания на деле.
Сегодня мы приглашаем наших гостей в сине – голубую сказку.
Дети рассказывают сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, на нашей с вами Раменской земле средь лесов и полей стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
И жили там мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:
- Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.
Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.
Говорит Иван:
- Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.
Удивился царь заморский и говорит:
- Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.
А Иван в ответ:
- Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.
В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.
Царь говорит своему садовнику:
- Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.
Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.
Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:
- Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.
И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.
Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы).
Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей).
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)
- Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.
- Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.
-Делают «Растяжение цвета » краской от темного до бледного.
-А как называется эта краска? (Краска называется– кобальт, она чёрного цвета, но после обжига в печи при высокой температуре приобретает сине- голубой цвет).
Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь»)
Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
- Почему же гжель так полюбилась людям?
(потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской, но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова).
Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.
Игра «Найди гжельскую роспись»
Ход игры: Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты
Гжельской и Дымковской росписи. По команде ведущей первые дети берут Гжельский
силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад,
передавая эстафету следующему ребенку.
Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Гжельский волшебный узор. Хотите стать художниками?
Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»
Ход игры: Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом.
Игра «Разгадай ребус». Буквы хаотично лежат на подносах. Дети должны составить слово. (Посуда.Сервиз)
Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель - лазури
хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский
хоровод!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.