В педагогике особое значение приобретают историко-педагогические исследования, вскрывающие преемственность научных традиций и инноваций, определяющие научный потенциал педагогических теорий и концепций прошлого, их эвристическую и прогностическую функции. Педагогические идеи ученого Дж. Дьюи во многом созвучны задачам, стоящим перед школой, как в прошлом, так и в настоящее время, и поэтому требуют современного осмысления в связи с развитием проблемного обучения. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи , а также применение ее в различных странах, рассмотрена в данной презентации.
презентация дьюи .ppt
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая
теория воспитания
(ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания (Дьюи)
Прагматическая теория воспитания (Дьюи)
• Джон Дьюи (
Джон Дьюи (1859—1952) —
американский философ, психолог и
педагог, видный представитель
прагматизма (от греческого pragma—
дело, действие; философия
действия), ведущего направления в
философии и педагогике в
Соединенных Штатах Америки.
Дьюи родился в Берлингтоне,
образование получил в Вермонтском
университете. С 1884 по 1930 г. он
был профессором философии и
педагогики в ряде университетов
Америки, написал более 30 книг и
массу статей.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Джон Дьюи, представляя одно из направлений
прагматизма, так называемый инструментализм,
утверждал, что любые теории или идеи, если они
полезны индивиду, призваны рассматриваться
как «инструмент воздействия» для достижения
идеала «хорошей жизни».
Дьюи был убежден, что воспитание должно
опираться на наследственные данные и
обусловлено инстинктами и практическим
опытом ребенка. Учитывая это, сущность
воспитания он сводил к беспрерывному
расширению этого опыта.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Основные положения прагматической
Основные положения прагматической
педагогической теории. .
педагогической теории
Опыт превыше систематизированных знаний.
Опыт превыше систематизированных знаний
Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением
объектов. Появление мышления способствует умственной
активности, обращенной на поиск результативного решения
проблем, препятствующих нормальному функционированию
организма.
Дж. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью
опытного познания. Только при изучении окружающего мира у
ребенка проявится желание к дальнейшему познанию.
Цель организации детской деятельности, по Дьюи, не в том чтобы
дети познавали действительность, свойства и отношения
предметов и явлений, а в том, чтобы, действуя, они наиболее
целесообразно приспособлялись к среде, подбирали средства и
способы наиболее успешного преодоления возникающих
препятствий, накапливали опыт и соответствующие ему знания.
Деятельность детей Дьюи сделал центром, вокруг которого
«группируются научные занятия, сообщающие сведения о
материалах для них и процессах их обработки».
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Основные положения прагматической
Основные положения прагматической
педагогической теории. .
педагогической теории
Ценным является то, что приносит практический
Ценным является то, что приносит практический
результат.
результат
Согласно
теории Дж. Дьюи воспитание и обучение
осуществляются не посредством усвоения теории, а в
процессе выполнения практических задач, в которых
обучающиеся не только изучают мир, но и учатся работать
в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично
адаптированных к жизненным условиям. В школах,
созданных на основе инструментальной педагогики, не
существовало определенной программы с системой
изучаемых предметов, а подбирались только те знания,
какие могли бы найти практическое применение в жизни.
Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал
историю и географию, поскольку они тесно связны с
природой и социальной жизнью общества.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Основные положения прагматической
Основные положения прагматической
педагогической теории. .
педагогической теории
Интересы ребенка – основа учебновоспитательного
Интересы ребенка – основа учебновоспитательного
процесса.
процесса
Интересы ребенка следует использовать, направляя на правильный путь,
который может принести свои «плоды». Не абстрактная программа, а
конкретный школьник должен определять качество и количество учебных
занятий.
Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных
предметов. В его школах это почти отсутствовало. Учебный процесс
строился, как сообщение детям отдельных знаний (в комплексе) для
«обслуживания узкопрактических и утилитарных целей, стоящих перед
ними».
Ориентировать преподавателя на будущую
Ориентировать преподавателя на будущую
профессиональную педагогическую деятельность в обществе.
профессиональную педагогическую деятельность в обществе
Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных
знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни
общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и
видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них
определенных навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу
обществу.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Основные положения прагматической
Основные положения прагматической
педагогической теории. .
педагогической теории
Система учебных проектов.
Система учебных проектов
Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в
процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся
практических заданийпроектов. Плюсы метода проектов – развитие
предприимчивость детей, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод
приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить,
что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала
бы эффективный процесс обучения.
Непрерывность образования
Непрерывность образования.
Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех
возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и
переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование
должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если
эта задача не будет выполнена, то общество столкнется с проблемами, не
будучи готовым к их решению.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Основные положения прагматической
Основные положения прагматической
педагогической теории. .
педагогической теории
Игровая деятельность.
Игровая деятельность.
По мнению Дж Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс
игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть
наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и
естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна
использоваться школой и привносить в
учебную деятельность
разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они
способствуют самовыражению и развитию фантазии.
Деятельность педагога.
Деятельность педагога.
Джон Дьюи говорил о том, что основная задача педагога заключается в
хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это дает ему
возможность построить свое обучение так, чтобы его профессиональная
деятельность обладала наибольшей эффективностью. От учителя
полностью зависит, в какой последовательности он будет знакомить
учеников с тем или иным объектом изучения
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория
воспитания в школах США
•
•
•
В США прагматическая педагогика официально является
основой для работы многих школ, но ее практическое
применение выявило как положительные, так и
отрицательные факторы. В образовательной практике США
прослеживаются главные идеи Дж. Дьюи о необходимости
связи обучения с жизнью, опоры на ценность опыта
ученика, постановки его в позицию исследователя
предметного содержания. В 1960–1970е годы
педагогические идеи Дж. Дьюи подверглись резкой
критике.
С 1980х гг. в прогрессивных школах США учебный план
приобретает особую ценность, он строится на активной
деятельности учеников с учетом семейной жизни, а у
учителя появляется новая роль организатора и консультанта.
В США гордятся «прогрессивной школой», разработанной
Дж. Дьюи, она хороша тем, что дети в начале года выбирают
предметы, которые весь год должны будут посещать в
обязательном порядке. У этой модели, безусловно, есть
явные плюсы, но есть и один существенный минус:
современное содержание образования в такой школе
находится на очень низком теоретическом уровне.
В XXI веке идеи прагматической педагогики составляют
основу американской теории и практики обучения, а
проектирование, получившее современную интерпретацию,
которую придали последователи Дж. Дьюи занимает в
образовательном пространстве главное место.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в
школах Великобритании
• В Великобритании в основном
применялись
педагогические
идеи о личности обучающегося,
которая находится в центре
учебного
о
вовлечении
в
практический труд; о ценности
опыта, который неразрывен с
образованием; о новой роли
учителя
консультанта.
Данные
были
востребованы до 1949 года
процесса;
обучающихся
как
идеи
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в
школах Германии
•
•
•
В Германии восприятие идей прагматизма Дж. Дьюи стало тем дразнящим моментом,
который стимулировал дискуссию в рамках немецкого педагогического диспута.
Немецкие реформаторы обращали внимание на связь школы и жизни. Они обсуждали
новую роль учителя, делали акцент на трудовую деятельность и опыт, социализацию.
С.И. Гессен утверждал, что Дж. Дьюи рассматривает образование как практическую
сторону динамичной философии, ориентированную на реальности, единстве личности,
умственного роста через непрерывную реконструкцию опыта и далее к логике как
инструменту экспериментальной абстракции. Гессен отметил отрицательную сторону
педагогики Дж. Дьюи в том, что ученый не заявляет о практической ценности
прагматической педагогики в средних школах. Он также подверг сомнению идею связи
педагогики с философией. В отношении трудовой школы С.И. Гессен был близок к
идеям Дж. Дьюи. Трудовая школа – образование и
труд, которые не
противопоставляются друг другу. В центре стоят интересы личности, реализуемые через
практическую деятельность, в ней познается культурная и ценностная жизнь
человечества.
В период 1945–1965 годы идеи, связанные с Дж. Дьюи, были в центре внимания
немецких педагогов, но интерпретировались они поразному. В 1947 году развернулась
критика против реформаторской педагогики. Подняли голову консерваторы, противники
новой школы и с 1948 года опираться на идеи Дж. Дьюи стало невозможно.. В 70–80е гг.
вновь обратятся к идеям Дж. Дьюи о новой школе, деятельности и учении. Повышается
интерес к общей и школьной педагогики, проектным междисциплинарным урокам, к
проблемному обучению.
С 1980х годов активизируется проектная методика. Дж. Дьюи.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в
школах Франции
• Во Франции педагогические идеи Дж.
Дьюи вызвали многолетние дискуссии:
одни защищали его принцип «обучения
посредством делания», а другие отвергали
и стояли на защите авторитарных методов
обучения.
• В 70–90е годы идеи Дж. Дьюи включены в
педагогическую деятельность Франции.
Георг Спайдерс и другие педагоги
Франции упрекали ученого за принижение
роли учителя, нечеткое толкование его
места в процессе обучения. Они видели
стремление предоставить учителю право
показать детям, что их активность
происходит в рамках широкого
познавательного контекста.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в
Прагматическая теория воспитания в
школах Японии
школах Японии
•
•
•
•
Япония в своей образовательной доктрине является символом евразийской
культуры, где переплетен опыт различных народов, в том числе в сфере
образования. Следуя западным образцам, во второй половине XIX века
Япония стала единственной не западной страной, которая сумела провести
модернизацию своего образования, не попав в зависимость от других
стран. Японцы выбрали образовательные системы, использовавшиеся на
Западе, наиболее приемлемые для страны и адаптировали их под себя.
Для педагогов Японии стали привлекательными идеи Дж. Дьюи о
необходимости сделать ребенка центром всего процесса обучения и
воспитания уже в конце XIX века.
Идеи о вовлечении обучающихся в практический труд, о ценности опыта,
который неразрывен с образованием, о рефлексии получили широкую
поддержку прогрессивных педагогов. Опыт проблемного подхода в
образовании послужил стимулом для многих японских педагогов, тщательно
изучавших наследие Дж. Дьюи. Многие идеи Дьюи о взаимосвязи школы и
социума, пути развития познавательной самостоятельности учащихся,
вполне вписываются в контекст современного педагогического
мировоззрения Японии.
В Японии процветает методика «открытой планировки». Открытая
планировка, пожалуй, мечта любого непоседы, потому что она
подразумевает отсутствие строгого расписания и занятия вне помещений.
Классы в такой школе размещаются в просторном интерьере с разборными
перегородками. При такой организации учебного процесса, когда нет стен
и классы между собой находятся в постоянной связи, достигается эффект
общительности и независимости. В школе «открытой планировки»
отсутствуют звонки, возвещающие о начале или конце занятий. Японские
педагоги говорят, что открытое пространство просвещает умы и
способствует рефлексивному мышлению
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в
Прагматическая теория воспитания в
школах России
школах России
• В ХХ–ХХI вв. в России происходит модернизация
образовательного пространства в связи с этим
меняются профессиональные установки, смена
системы ценностей, поиск новых подходов к
отбору содержания обучения и воспитания,
формирование новых педагогических установок и
ориентиров. Отечественные педагоги обращались
к анализу педагогических систем зарубежных
ученых, в том числе и к американскому философу
и педагогу Дж. Дьюи в поиске новых форм и
методов содержания образования, которая как в
20–30х годах, так и в настоящее время является
одной из самых актуальных.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в школах
России
• В России исследователи выделяют несколько этапов реализации
педагогических идей Дж. Дьюи.
• Первый этап – с 1917 г. по 1920 г., преобладание оптимизма, что
теоретические положения идей достаточно свободно переносимы в
практику Единой трудовой школы без серьезной их переработки и
осмысления.
• Второй этап – с 1921 г. по 1924 г., период критического переосмысления
педагогических идей Дж. Дьюи. В советской школе в значительной
степени методы обучения перекликались с «методом проектов», которые
использовались в зарубежной трудовой школе.
Третий этап – с 1925 г. по 1929 г., период осмысления педагогических идей
Дж. Дьюи и создание новых технологий на их основе.
•
Обучение по Дальтонплану, которое основывается на трех принципах:
свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Метод проектов, предложенный У. Килпатриком, основанный на философии
прагматизма Ч. Пирса, Дж. Дьюи и психологии Э. Торндайка. Предполагал
усвоение учащимися необходимого объема знаний, умений и навыков с
помощью механизма включения учащихся в цикл учебных проектов.
«Метод проектов» приобрел широкое распространение.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Прагматическая теория воспитания в школах
России
•
Четвертый этап с 1980 г. по 2010 г. В 1980е гг. отечественная педагогика вновь
обратилась к наследию ученого Дж. Дьюи на волне педагогики сотрудничества. В
последующем интерес к нему усилился в логике осмысления процессов
демократизации школы, новой рефлексивной модели образования, интерактивной
методики. С 1991 году практика Дьюи – это современная практика во многих школах,
особенно в рамках начальной средней школы, а теория Дьюи – современная теория в
образовательном пространстве нашей
страны.
• Метод проектов получил новую жизнь в отечественном образовании в трех сферах.
•
Вопервых, в рамках предметной области, связанной с различными технологиями, как
в основном среднем, так и в начальном профессиональном образовании. Вовторых, в
ходе компьютеризации образования появились проекты, выполняемые группами
детей с педагогами или без них. Втретьих, метод проектов активно используется в
отечественных школах, которые вошли в международную систему бакалавриата, а
также в гимназиях и лицеях.
В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием
идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной
педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в
нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие
возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
особое место заняли развивающие личностноориентированные технологии
воплотившие идеи и конкретные разработки.
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
Коротко суть своей методики
Коротко суть своей методики
Дьюи выразил следующими
Дьюи выразил следующими
словами: “Воспитание... должно
словами: “Воспитание... должно
опираться... на первоначальное
опираться... на первоначальное
и независимое существование
и независимое существование
прирожденных способностей;
прирожденных способностей;
дело идет о их направлении, а
дело идет о их направлении, а
не о их создании”
не о их создании”
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
обучающегося,
обучающегося,
В современное время применяют
В современное время применяют
разработанные этапы проблемного
разработанные этапы проблемного
обучения Дж. Дьюи,
которые
которые
обучения Дж. Дьюи,
активизируют
его
активизируют
его
интересы, способности и возможности
интересы, способности и возможности
скорее, чем урок,
задание или
задание или
скорее, чем урок,
отдельные предметы. Они ставят
отдельные предметы. Они ставят
задачи
гибкого,
задачи
гибкого,
креативного, думающего и готового к
креативного, думающего и готового к
сотрудничеству
не
сотрудничеству
не
пассивной личности.
пассивной личности.
воспитания
воспитания
ученика,
ученика,
а
а
Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)
спасибо
спасибо
за внимание
за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.