Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю» Директор школы: __________Н.А.Вардия Приказ №434 от 31.08.2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора: _________Е.В.Трегубова Протокол заседания МС № 1 от 30.08.2020 г. |
«Проверено» Руководитель ШМО ________ Л.Н.Базанова от 29.08.2020 г. |
Рабочая программа
элективного учебного курса
«Практическая география для старшеклассников»
для 11 класса
на 2020 - 2021 учебный год
Программа рассчитана на 35 часов,
1 час в неделю
г. Радужный,
2020 г.
Пояснительная записка
Положение об элективных курсах разработано в соответствии с ч.3 ст.77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 (в редакции от 01.02.2012 года), Письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 года; Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 года «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Уставом МБОУ СОШ №2 (далее – Школа), осуществляющей образовательную деятельность, для самоопределения обучающихся 11-ых классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в образовательной организации организуются элективные курсы и соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 2 на 2020-2021учебный год.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Выбор старшего звена школы для преподавания семейного курса «Нравственные основы семейной жизни» не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни, создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Реализуется на основе следующих документов:
Положение об элективных курсах разработано в соответствии с ч.3 ст.77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 (в редакции от 01.02.2012 года), Письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 года; Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 года «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Уставом МБОУ СОШ №2
Целью данной программы является:
Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Несколько лет как введен единый государственный экзамен, цель которого – выявление уровня образовательных достижений выпускников средней школы для итоговой аттестации и отбора в высшие и средне-специальные учебные заведения. Такая оценка образовательных достижений не только позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов, ЕГЭ дает равные возможности поступить в любой ВУЗ страны, не покидая родных мест.
Данная программа рассчитана на 34 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география. Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Актуальность и важность элективного курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета, предполагает развитие навыков анализа, обобщения, сравнения карт, решения разнообразных практических задач, увеличивает номенклатурный словарный запас учащихся
Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии система домашних работ, в т.ч. практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. .Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
- в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
Ø в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
Ø при составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
Ø при работе с различными источниками географического содержания;
в организации и проведении экскурсий
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.
Форма проверки знаний - тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
На протяжении всего курса прослеживаются межпредметные связи с историей , экономикой, литературой и др..
Используемые технологии обучения и формы уроков.
В процессе работы по программе предполагаются главным образом традиционные уроки, за исключением указанных выше. Планируется использование технологий проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникационных, развивающего обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля. Планируется использование электронных образовательных ресурсов.. Для повышения интереса учащихся к предмету планируется давать оригинальные задания... В конце изучения каждой темы проводится проверочная работа.
Место учебного предмета и курса в учебном плане школы .
Элективный курс «Практическая география для старшеклассников» разработан на 35 часов, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Элективного курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества;
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты
1.Называть (показывать):
- стороны горизонта;
- элементы градусной сетки;
- разные виды масштабов плана и карты;
- объекты на плане и карте, пользуясь условными знаками;
- местное и декретное время;
- границы часовых поясов;
- отличия материковой коры от океанической;
- крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
- рельеф на картах;
- климатообразующие факторы, климатические пояса;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- реки, озёра, водохранилища, каналы;
- страны мира и их столицы;
- административные субъекты России
2. Определять (измерять):
- стороны горизонта, азимут
- направления, расстояния на карте и плане;
- географические координаты и местоположение географических объектов;
-разницу в поясном времени территории;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций
- плотность населения;
- смену природных зон, почв на материках;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
- ресурсообеспеченность территории;
- естественный прирост населения стран;
- строить профиль;
- определять геологическое время образования территории.
3. Объяснять:
- последовательность построения профилей;
- связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах;
- географические следствия движений Земли;
- особенности природы России, особенности населения, отраслей хозяйства
- роль России в международном географическом разделении труда;
- географическую специфику отдельных стран, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
- демографическую ситуацию отдельных стран и регионов, уровни урбанизации и концентрации населения и производства.
4.Описывать:
- внешний вид основных форм рельефа суши;
- климат территории;
- существенные признаки географических объектов и явлений;
- разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- результаты географических открытий и путешествий.
5.Прогнозировать (оценивать):
- оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, их демографическую ситуацию;
- оценивать природные условия и богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- развитие хозяйства разных районов страны;
- изменения политической карты под влиянием международных отношений.
Содержание рабочей программы
Введение. (2часа).
Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии, с инструкцией по выполнению работы.
Источники географической информации (2 часа).
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия
Практическая работа: построение профиля рельефа по карте
Природа Земли (9 часов)
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.
Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа
Население мира (4 часа)
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.
Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.
Мировое хозяйство (2 часа)
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы
Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»
Природопользование и экология (1час)
Тестирование: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы.
Страноведение (2часа)
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»
География России (8 часов)
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир
Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства
Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.
Решение практических задач 5 (часов)
Решение задач используя КИМ
Раздел 7. Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Раздел1.Источникигеографической информации |
2 |
3 |
Раздел 2. Природа Земли |
9 |
4 |
Раздел 3 .Население мира |
4 |
5 |
Раздел 4. Мировое хозяйство |
2 |
6 |
Раздел 5. Природопользование и экология |
1 |
7 |
Раздел 6. Страноведение |
2 |
8 |
Раздел 4. География России |
8 |
9 |
Раздел 4. Решение практических задач |
5 |
10 |
Итого |
35 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса.
Тема раздела |
№ |
Тема каждого урока |
дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
Введение 2 часа |
||||
|
1 |
Введение. Что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии |
01.09 |
|
|
2 |
Правила заполнения бланков ЕГЭ Федерального центра тестирования. Особенности экзаменационной работы по географии. Описание комплекта экзаменационных материалов. |
08.09 |
|
Раздел 1. Источники географической информации 2 часа |
||||
|
3 |
Источники географической информации. Великие географические открытия |
15.09 |
|
|
4 |
Первое кругосветное путешествие. Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Построение профиля рельефа по карте. |
22.09 |
|
Раздел II. Природа Земли 9 часов |
||||
|
5 |
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса |
29.09 |
|
|
6 |
Часовые пояса |
06.10 |
|
|
7 |
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. |
13.10 |
|
|
8 |
Литосфера: рельеф, горные породы. |
20.10 |
|
|
9 |
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса |
10.11 |
|
|
10 |
Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части. |
17.11 |
|
|
12 |
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы |
24.11 |
|
|
13 |
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы |
01.12 |
|
Раздел III. Население мира 4 часа |
||||
|
14 |
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. |
08.12 |
|
|
15 |
Миграции и их влияние на изменение народонаселения. |
15.12 |
|
|
16 |
Плотность населения. Народы и основные религии |
22.12 |
|
|
17 |
Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения. |
29.12 |
|
Раздел IV. Мировое хозяйство 2часа |
||||
|
18 |
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. |
12.01 |
|
|
19 |
Интеграционные отраслевые и региональные союзы. |
19.01 |
|
Раздел V. Природопользование и экология 1 час |
||||
|
20 |
Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование |
26.01 |
|
Раздел VI. Страноведение 2 часа |
||||
|
21 |
Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира. |
02.02 |
|
|
22 |
Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира. |
09.02 |
|
Раздел VII. География России 6часов |
||||
|
23 |
Географическое положение России |
16.02 |
|
|
24 |
Административно- территориальное устройство России. |
02.03 |
|
|
25 |
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир. |
09.03 |
|
|
25 |
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир. |
16.03 |
|
|
26-27 |
Население: численность и естественное движение населения. |
30.03 06.04 |
|
|
28 |
Размещение населения. Народы и основные религии. Города. |
13.04 |
|
|
29 |
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства |
20.04 |
|
|
30 |
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства |
27.04 |
|
Раздел VIII. Решение практических задач 5 часов |
||||
|
31 - 35 |
Решение задач используя КИМ |
|
|
Учебно-методическое обеспечение.
1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2010.
2. ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2010
3. В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В.Чичерина «География: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель
4. География. 5–6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. - М.: Просвещение,2014.-255 с.: ил.,карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-025340-6
5. География. 5-9. Мой тренажѐр. В.В. Николина, М., «Просвещение», 2010.
6. Контурные карты: «География» 5-9 классы/ под ред. В.И.Сиротина. – М.: Дрофа, 2009
7. География. Страны и континенты. 7 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2014. - 256 с.: ил.карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-025340-6
8. География. Россия. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. - М.: Просвещение,2014.-255 с.: ил.,карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-025340-6
9. География. Россия. 9 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др.- - М.: Просвещение,2014.-240 с.: ил.,карт.- (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-024919-5
10. Атласы
Интернет-ресурсы.
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
· http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
· http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
· http://www. для подготовки к ЕГЭ.
· http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.