Практическая мастерская «Мнемотехника- как один из видов инфографики»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Инфографика сегодня — модное нововведение в информационном мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем закрепившееся.
Давайте сначала разберемся что такое инфографика?
Инфографика или, по -другому, визуализация данных — относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов. Иными словами это «любая картинка, где есть изображения и текст».
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Инфографика делает сложную информацию более наглядной и удобной для восприятия. Технологии предлагают сегодня массу способов представления информации.
Самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций.
Актуальность мнемотехники для
дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает
зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно,
просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной
картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника
для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить
ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определенная информация. Благодаря использованию уникальных таблиц,
педагоги решают следующие проблему у детей: развитие памяти, сохранения и
запоминания информации; развитие логического мышления.
Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).
При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.
Сегодня мы поговорим об использовании мнемотехники на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию математических представлений педагог решает круг задач:
ü Закреплять представления о геометрических фигурах;
ü Знакомить детей с цифрами, знаками;
ü Формировать представления о составе числа;
ü Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
ü Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.
Рассмотрим использование приёмов мнемотехники при ФЭМП
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата.
Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»
Мнемотаблица: «Цифра 1»
Запомнить такую таблицу
можно составив сказку о цифрах:
«Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру(овал), сели на камешек(овал), полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.
Мнемотаблица «Цифра 3»
Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Мнемотаблица «Состав числа 4 »:
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Кроме перечисленных методов и приёмов необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л.Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей при подготовке к школе.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Это является одним из эффективных способов развития познавательных способностей дошкольников .
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.