Практическая мастерская «Мнемотехника- как один из видов инфографики»
Оценка 4.6

Практическая мастерская «Мнемотехника- как один из видов инфографики»

Оценка 4.6
docx
24.01.2023
Практическая мастерская «Мнемотехника- как один  из видов инфографики»
МНЕМОТЕХНИКА НА МАТЕМАТИКЕ.docx

 

Практическая мастерская «Мнемотехника- как один  из видов инфографики»

 

 

      Добрый день, уважаемые коллеги!

Инфографика сегодня — модное нововведение в информационном мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем закрепившееся.

Давайте сначала разберемся что такое инфографика?

Инфографика или, по -другому, визуализация данных — относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов. Иными словами это «любая картинка, где есть изображения и текст»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Инфографика делает сложную информацию более наглядной и удобной для восприятия. Технологии предлагают сегодня массу способов представления информации.

Самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций.

 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная информация.
Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей: развитие памяти, сохранения и запоминания информации; развитие логического мышления.

Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).

 При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.

Использование  мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому материалу игровые элементы и  занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.

Сегодня мы поговорим об использовании мнемотехники на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

На занятиях по развитию математических представлений  педагог решает круг задач: 

ü Закреплять представления о геометрических фигурах;

ü Знакомить детей с цифрами, знаками;

ü Формировать представления о составе числа;

ü Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);

ü Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.

Рассмотрим использование приёмов мнемотехники при ФЭМП

 

Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:

Задача данной  таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата.

 Квадрат располагаем в   центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.

Такие же связи можно установить во второй таблице:

Мнемотаблица  «Геометрическая фигура треугольник»

 Мнемотаблица: «Цифра 1»

Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах:
    

 

 

 

 

 

 

 «Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру(овал), сели на камешек(овал), полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.

Мнемотаблица «Цифра 3»

 Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.

 

 

Мнемотаблица «Состав числа 4 »:

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.

Кроме перечисленных методов и приёмов необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л.Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».

Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:

 

Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей  при подготовке к школе.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Это является одним из эффективных способов развития познавательных способностей дошкольников .

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе!


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическая мастерская «Мнемотехника- как один из видов инфографики»

Практическая мастерская «Мнемотехника- как один из видов инфографики»

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем

Мнемотаблица: «Цифра 1» Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах: «Жила-была цифра «Один»

Мнемотаблица: «Цифра 1» Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах: «Жила-была цифра «Один»

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023