8 класс
Практическая работа.
Тема: “Анализ почвы и воды”.
|
Цели: |
- закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать выводы. - продолжить формирование умений и навыков по использованию лабораторного оборудования. - научить ребят способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию. - научить делать практические выводы из проведенного анализа. |
На уроке осуществляется работа в группах; капитаны руководят работой, ставят оценки за практическую работу своей команде.
Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и – самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит к себе под ноги, не похвалит: “Как прекрасна почва”.
Карел Чапек.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое…
Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Девиз урока: “Изучай и охраняй!”
Всеобщая декларация прав человека – право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды.
Россия – 1 место в мире по запасам пресной воды.
Проблема – загрязнение, нехватка питьевой воды.
Не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
Марина Цветаева.
Россия обладает самыми большими в мире запасами чернозема, которые быстро сокращаются из-за бездумного и бездушного обращения с ними.
Почва – источник пищи для большинства зеленых растений.
Из нее они получают воду и минеральные вещества.
Почва – опора для их корней и стеблей.
Эрозия (разрушения) почв – процесс разрушения и гибели плодородного слоя почвы.
Вопросы для фронтальной беседы:
9. Что представляет собой природная вода?
10. Зачем нужны индикаторы? (от лат. – “указатель”)
11. Как правильно выяснять запах веществ?
12. Укажите правила работы со спиртовкой.
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала.
Столь чиста,
Что не напиться,
Ни умыться.
И это было
Неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих
Лоз.
Ей
Водорослей не хватало
И рыбы, жирной от
стрекоз.
Ей не хватало быть
Волнистой,
Ей не хватало течь
Везде.
Ей жизни не хватало.
Чистой –
Дистиллированной воды!
Л. Мартынов
Опыт 1. Механический анализ почвы.
|
Оборудование: |
Пробирка, почва, дистил. вода, лупа, пробка. |
Отчет оформляется в виде рисунка. На рисунке необходимо показать слои: гравий, песок, крошечные частички различных горных пород, глина, гумус.

Вывод: почва – это неоднородная смесь, разделяем отстаиванием.
Опыт 2. Получение почвенного и опыты с ним.
|
Оборудование: |
фильтр, воронка, колба, стакан, стекл. пластинка, стекл. палочка, спиртовка, индикатор. бумажка.
|
|
Вывод: |
смесь почвы и воды – неоднородная, разделяем фильтрованием. Почвенный раствор – однородная смесь, разделяем выпариванием. Почва содержит минеральные соли. Индикатор позволяет узнать среду почвенного раствора. |
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
|
Оборудование: |
стекл. цилиндр, дистил. вода, вода из водоема, печатный текст (медное кольцо), линейка. |
|
Вывод: |
вода пригодная для питья должна иметь прозрачность не < 30 см. |
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
|
Оборудование: |
коническая колба с пробкой, вода из водоема.
|
|
Вывод: |
вода пригодная для питья должна иметь запах не > 2 баллов. |
Вопрос: Какая проблема поднимается в отрывке?
“На вид это была вполне невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, слыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать.”
Ю. Томилин “Карусель над городом”
Выводы
1. Почва и вода – природные объекты.
2. Они являются смесями.
3. Состав почвы влияет на ее плодородие.
4. От свойств природной воды (прозрачности и запаха) зависит ее пригодность для питья. Вода требует очистки.
5. Отстаивание, фильтрование, выпаривание – способы разделения смесей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.