Практическая работа. 8 класс. Анализ почвы

  • doc
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПР Почва.doc

8 класс

Практическая работа.

Тема: “Анализ почвы и воды”.

Цели:

- закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать выводы.

- продолжить формирование умений и навыков по использованию лабораторного оборудования.

- научить ребят способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.

- научить делать практические выводы из проведенного анализа.

 

На уроке осуществляется работа в группах; капитаны руководят работой, ставят оценки за практическую работу своей команде.

Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и – самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит к себе под ноги, не похвалит: “Как прекрасна почва”.

Карел Чапек.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое…

Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Девиз урока: “Изучай и охраняй!”

Всеобщая декларация прав человека – право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды.

Россия – 1 место в мире по запасам пресной воды.

Проблема – загрязнение, нехватка питьевой воды.

Не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.

Марина Цветаева.

Россия обладает самыми большими в мире запасами чернозема, которые быстро сокращаются из-за бездумного и бездушного обращения с ними.

Почва – источник пищи для большинства зеленых растений.

Из нее они получают воду и минеральные вещества.

Почва – опора для их корней и стеблей.

Эрозия (разрушения) почв – процесс разрушения и гибели плодородного слоя почвы.

Вопросы для фронтальной беседы:

  1. Что такое анализ?
  2. Укажите способы разделения смесей:
    • однородных;
    • неоднородных.
  3. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?
  4. Как осуществляется процесс выпаривания?
  5. Какое оборудование необходимо для фильтрования?
  6. Что такое раствор?
  7. Каков состав почвы?
  8. Каковы свойства дистиллированной воды? (дистилляция – от лат. “стекание по каплям”). Стихотворение. Л. Мартынов

9. Что представляет собой природная вода?

10. Зачем нужны индикаторы? (от лат. – указатель)

11. Как правильно выяснять запах веществ?

12. Укажите правила работы со спиртовкой.

Вода

Благоволила

Литься!

Она

Блистала.

Столь чиста,

Что не напиться,

Ни умыться.

И это было

Неспроста.

Ей не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих

Лоз.

Ей

Водорослей не хватало

И рыбы, жирной от

стрекоз.

Ей не хватало быть

Волнистой,

Ей не хватало течь

Везде.

Ей жизни не хватало.

Чистой –

Дистиллированной воды!

Л. Мартынов

 

Опыт 1. Механический анализ почвы.

 

Оборудование:

Пробирка, почва, дистил. вода, лупа, пробка.

 

Отчет оформляется в виде рисунка. На рисунке необходимо показать слои: гравий, песок, крошечные частички различных горных пород, глина, гумус.

 

Вывод: почва – это неоднородная смесь, разделяем отстаиванием.

Опыт 2. Получение почвенного и опыты с ним.

 

Оборудование:

фильтр, воронка, колба, стакан, стекл. пластинка, стекл. палочка, спиртовка, индикатор. бумажка.

 

Вывод:

смесь почвы и водынеоднородная, разделяем фильтрованием.

Почвенный раствор – однородная смесь, разделяем выпариванием.

Почва содержит минеральные соли.

Индикатор позволяет узнать среду почвенного раствора.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Оборудование:

стекл. цилиндр, дистил. вода, вода из водоема, печатный текст (медное кольцо), линейка.

Вывод:

вода пригодная для питья должна иметь прозрачность не < 30 см.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

 

Оборудование:

коническая колба с пробкой, вода из водоема.

 

Вывод:

вода пригодная для питья должна иметь запах не > 2 баллов.

 

Вопрос:         Какая проблема поднимается в отрывке?

“На вид это была вполне невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, слыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать.”

Ю. Томилин “Карусель над городом”

Выводы

1.      Почва и вода – природные объекты.

2.      Они являются смесями.

3.      Состав почвы влияет на ее плодородие.

4.      От свойств природной воды (прозрачности и запаха) зависит ее пригодность для питья. Вода требует очистки.

5. Отстаивание, фильтрование, выпаривание – способы разделения смесей.