Практическая работа по информатике

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа №1.docx

Практическая работа №1.

 

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

 

Цель занятия: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью. Знать правовые нормы информационной деятельности.

 

Необходимое оборудование: сеть Интернет, ПК.

 

Теоретическая часть

 

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации». «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Понятие ИРО, накопленных

 

в   обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

 

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь. Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний. Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

 

· тематика хранящейся в них информации;

 

· форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная; · доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

 

· принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической; · источник информации – официальная информация, публикации в СМИ,

 

·   статистическая   отчетность,   результаты   социологических  исследований;        назначение   и

характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

 

·      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

·      вид носителя информации – бумажный, электронный.

 

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

 

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:

 

·      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы – преподаватель, студент;

 

·      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

 

5


·    субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

 

·      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры)

К  образовательным электронным ресурсам относят:

 

·      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы), учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

 

·    научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

 

·     дополнительные текстовые и иллюстративные материалы лабораторные работы, лекции, системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

 

·    электронные полнотекстовые библиотеки;

 

·    электронные периодические издания сферы образования;

 

·     электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования, электронные архивы выпусков.

 

Практическая часть

 

Задание 1. Загрузите Интернет. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов». Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет. Охарактеризуйте любые три.

 

Задание 2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

 


Укажите время утверждения григорианского календаря.

 

Каков диаметр атома?

 

Укажите смертельный уровень звука.

 

Какова температура кипения железа?

 

Какова температура плавления ртути?

 

Укажите скорость обращения Луны вокруг Земли?

 

Какова масса Земли?

 

Какая гора в России является самой высокой?

 

Дайте характеристику народа кампа.

 

Укажите годы правления Ивана I.

 

Укажите годы правления Екатерины I.

 

Укажите годы правления Ивана IV.

 

Укажите годы правления Хрущева Н.С.

 

В каком году был изобретен первый деревянный велосипед?

 

Теоретическая часть

Программы  по   их   правовому   статусу   можно   разделить   на   три   большие   группы:

лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.

 

·         Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивах. В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой. Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.

 

·   Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

 

6


·   Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:

 

–Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).

 

–Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).

 

–Дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.

 

–Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

 

Но какое бы программное обеспечение вы не выбрали, существуют общие требования ко всем группам программного обеспечения:

 

1. Лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения).

 

2.  Возможность консультации и других форм сопровождения.

 

3.      Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники.

 

4.     Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной среде.

 

5.     Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке.

 

6.        Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке.

 

7.    Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей.

 

8.  Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

 

Практическая часть

Задание 1. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:

 

а) на книгу

б) на программный продукт

в) на картину

г) на песню

Название

Закон

 

 

Указ

Постановление

Конвенция

1

Книга

Об

 

Закон

 

 

утрат

Президента

Бернская

 

 

авторском

Российской

 

ил

Р.Ф.О

конвенция по

 

 

праве

и

Федерации

от

силу

государственно

охране

 

 

смежных

23

сентября

 

й политике в

литературных и

 

 

правах,

от  9

1992

года

 

области охраны

художественных

 

 

июля

1993

3523-1

 

 

 

авторского

произведений,

 

 

года № 5351-

 

 

 

 

права и

от 9 сентября

 

 

1

 

 

 

 

 

смежных прав,

1886 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

от 07.10.1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 1607

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программн

 

 

 

 

 

 

 

 

ый продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 


Задание 2.     Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т.п., в которых

можно найти информацию:

а) о программных продуктах

б) о компьютерах

в) об информационных системах

г) о новинках мировой киноиндустрии

Название

 

справочники

 

журналы

газеты

1.Программный

Программные

Справочник

по

 

«Компьютерная

продукт

продукты

и

программным

 

 

неделя»

 

системы

 

продуктам

 

 

 

 

"Человек

и

"КомпьютерПресс"

 

 

 

прогресс",

 

 

 

 

 

2.Компьютер

 

 

 

 

 

 

3.Информационная

 

 

 

 

 

 

система

 

 

 

 

 

 

4.Новинки

 

 

 

 

 

 

мировой

 

 

 

 

 

 

индустрии

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для: а) России б) международного сообщества

 

Название

Юридические

 

 

документы

1. Россия

 

 

2.Международное

 

 

сообществ

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

1). Запишите определение информационных ресурсов

 

2). Запишите определение образовательных информационных ресурсов

3). Что относят к образовательным электронным ресурсам

4). Какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет

5). Запишите, что представляют лицензионные программы

6). Запишите, что представляют условно бесплатные программы.

7). Запишите, что представляют свободно распространяемые программы

 

8). Общие требования ко всем группам программного обеспечения