Задание. Дайте характеристику одной из транспортных магистралей по плану:
Протяжённость магистрали.
Направление магистрали.
Природные условия, в которых функционирует магистраль.
Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
Состав и направление основных грузопотоков.
Перспективы развития и пути повышения эффективности работы
данной магистрали.
2. Направление магистрали
БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс — дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).
3.Природные условия, в которых функционирует магистраль
БАМ проходит в сложных геологических и климатических условиях. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов.
БАМ. Участок Хани-Чара
К 1997 году грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с пиковым на тот момент показателем 1990 года (в сутки проходило лишь несколько составов) .
К 2009 году объём грузоперевозок по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск снова вырос и составлял примерно 12 млн тонн в год.
Грузы, идущие на запад: лес, пиломатериалы, уголь и др.
Грузы, идущие на восток: продовольствие, товары народного потребления, оборудование для добычи полезных ископаемых, контейнерные перевозки со скоропортящимися продуктами.
5. Состав и направление грузов
6. Перспективы развития и пути повышения
эффективности работы магистрали
В 2007 году правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.
В 2009 году началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Га-вань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля.
Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. При этом объём инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олёкминск, Но-вая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгин-ское месторождение. «Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа, согласно объёмам, заявляемым важнейшими грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30—50 млн тонн в год. Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали». Уже в 2014 году начались работы по сооружению вторых путей по существующей насыпи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.