Практическая работа по теме "Орфоэпия". Вариант 2.
Оценка 4.6

Практическая работа по теме "Орфоэпия". Вариант 2.

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
28.02.2023
Практическая работа по теме "Орфоэпия". Вариант 2.
Материал для практической работы по теме "Орфоэпия"
практическая работа_тема Орфоэпия_вариант 2.docx

Практическая работа по теме «Орфоэпия»

Вариант 2.

1. Распределите слова на три группы: 1) с произношением ЧН и ЧТ как [шн] и [шт]; 2) с вариантным произношением, определив характер данных вариантов; 3) с произношением названных вариантов как [чн] и [чт].

Копеечный, непорядочный, пряничный, скучный, молочный, справочный, прачечная, булочная, горчичник, скворечник, чтобы, потому что.

При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словариком.

2. Распределите слова на две группы в зависимости от характера произношения согласного перед Е.

Идентичный, термин, свитер, антитеза, тет-а-тет, теннис, кредо, кофе, лотерея, тембр, тире, шоссе, тезис, консенсус, фанера, претензия, термодинамика, Одесса, брюнет, шатен, критерий, орхидея, тент, кларнет, штемпель.

Произнесите эти слова.

3. По приведенным образцам образуйте некоторые формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударение.

Образец:

Весёлый (они) веселы, (он) вёсел, (оно) весело, (она) весела; вредный вредны, вреден, вредно, вредна.

Молодой, правый (верный, справедливый).

Образец:

Взятый — взяты, взят, взято, взята.

Проданный, созданный.

Образец:

Брать — брали, брал, брало, брала.

Начать, понять.

4. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? При выполнении упражнения пользуйтесь орфоэпическим словарем. Произнесите слова.

Бытие, опека, затекший, острие, принесший, новорожденный, оседлый, платежеспособный, забредший, отцветший, принесший.

5. Определите значения слов в зависимости от произношения. Составьте с данными словами словосочетания.

Падеж — падёж; оглашенный — оглашённый, погруженный - погружённый

6. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а)      вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;

б) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

7. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

1) Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания.

Образец: массаж —- массажа.

Герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт.

2).     Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение. Составьте словосочетания.

Образец: верный — вернее.

Веселый, сладкий, твердый.

3).     Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: весёлый — весел, весела, весело, веселы.

Молодой, правый, редкий.

4).     Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих страдательный причастий. Поставьте ударение.

Образец: взятый — взят, взята, взято, взяты.

Прожитый, розданный, созданный..

5).     Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.

Образец: брать — брал, брала, брало, брали.

Начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

6).     Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица. Поставьте ударение.

Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

Катить, колебать, положить, баловаться.

8. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

1.) Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (ти­пичный, особенный).

2).Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Подви'жный — подвижно'й, за'нятый — занято'й, безобра'зный — безо'бразный, ки'рка — кирка'.


 

Практическая работа по теме «Орфоэпия»

Практическая работа по теме «Орфоэпия»

Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова

Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023