Практическая работа по теме "Орфоэпия". Вариант 2.

  • Контроль знаний
  • docx
  • 28.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для практической работы по теме "Орфоэпия"
Иконка файла материала практическая работа_тема Орфоэпия_вариант 2.docx

Практическая работа по теме «Орфоэпия»

Вариант 2.

1. Распределите слова на три группы: 1) с произношением ЧН и ЧТ как [шн] и [шт]; 2) с вариантным произношением, определив характер данных вариантов; 3) с произношением названных вариантов как [чн] и [чт].

Копеечный, непорядочный, пряничный, скучный, молочный, справочный, прачечная, булочная, горчичник, скворечник, чтобы, потому что.

При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словариком.

2. Распределите слова на две группы в зависимости от характера произношения согласного перед Е.

Идентичный, термин, свитер, антитеза, тет-а-тет, теннис, кредо, кофе, лотерея, тембр, тире, шоссе, тезис, консенсус, фанера, претензия, термодинамика, Одесса, брюнет, шатен, критерий, орхидея, тент, кларнет, штемпель.

Произнесите эти слова.

3. По приведенным образцам образуйте некоторые формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударение.

Образец:

Весёлый (они) веселы, (он) вёсел, (оно) весело, (она) весела; вредный вредны, вреден, вредно, вредна.

Молодой, правый (верный, справедливый).

Образец:

Взятый — взяты, взят, взято, взята.

Проданный, созданный.

Образец:

Брать — брали, брал, брало, брала.

Начать, понять.

4. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? При выполнении упражнения пользуйтесь орфоэпическим словарем. Произнесите слова.

Бытие, опека, затекший, острие, принесший, новорожденный, оседлый, платежеспособный, забредший, отцветший, принесший.

5. Определите значения слов в зависимости от произношения. Составьте с данными словами словосочетания.

Падеж — падёж; оглашенный — оглашённый, погруженный - погружённый

6. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а)      вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;

б) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

7. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

1) Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания.

Образец: массаж —- массажа.

Герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт.

2).     Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение. Составьте словосочетания.

Образец: верный — вернее.

Веселый, сладкий, твердый.

3).     Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: весёлый — весел, весела, весело, веселы.

Молодой, правый, редкий.

4).     Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих страдательный причастий. Поставьте ударение.

Образец: взятый — взят, взята, взято, взяты.

Прожитый, розданный, созданный..

5).     Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.

Образец: брать — брал, брала, брало, брали.

Начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

6).     Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица. Поставьте ударение.

Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

Катить, колебать, положить, баловаться.

8. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

1.) Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (ти­пичный, особенный).

2).Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Подви'жный — подвижно'й, за'нятый — занято'й, безобра'зный — безо'бразный, ки'рка — кирка'.