Практическая работа по теме
«Решение генетических задач и составление родословных»
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Содержание:
Генетическая задача – обязательный компонент биологии.
Методика решения генетических задач.
1. Овладей генетической символикой.
2. Изучи соответствующую теорию на понимание.
3. Прочитай задачу дважды.
4. В результате анализа определи: о наследовании скольких признаков идёт речь в задаче.
5. Определи тип наследования.
6. Запиши дано и что требуется найти по условию задачи.
7. Грамотно оформи схему скрещивания или брачной связи: запиши генотипы, фенотипы родителей и сорта гамет, генотипы и фенотипы потомства, укажи соотношение в потомстве.
8. Проверь решение на соответствие в дано.
9. Проговори ответ.
10. Запиши ответ.
Список теоретических вопросов, необходимых для успешного решения генетических задач по биологии и при изучении биологии:
1) Гибридологический метод Г. Менделя, его сущность и значение.
2) Закономерности моногибридного скрещивания. Первый и второй законы Г. Менделя.
3) Взаимодействие аллельных генов: доминантность, неполное доминирование, множественный аллелизм, кодоминирование, сверхдоминирование.
4) Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.
5) Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропность.
6) Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер.
7) Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
8) Генеалогический метод.
9) Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга.
10) Основы цитогенетики.
Задачи на моногибридное скрещивание:
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.
Задача № 4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.
Задачи на ди- и полигибридное скрещивание
Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.
Задача № 6. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.
1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам
признаков быка и корову?
2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?
Срок выполнения: 1 час.
Форма выполнения: решение задач.
Критерии оценки: правильное решение задач, оформление согласно методике (см.выше).
Контроль выполнения: письменная сдача задач.
№ |
требования к оцениванию |
№ |
1 |
Правильно решено 9-10 задач Правильно решено 5-7 задач с недочетами Правильно решено менее 5 задач. |
3 2 1 |
2 |
Ответ задачи записан полно\верно Ответ задач записан не полно |
3 2 |
3 |
Использована генетическая символика Генетическая символика использована не верно. |
3 1 |
4 |
Верно записано условие задачи Условия задачи записаны с недочетами. |
2 1 |
Оценка: «5» - 10-9 баллов;
«4» - 7-8 баллов;
«3» - 4-6 баллов;
«2» - менее 4 баллов.
Список литературы:
1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология 10-11 класс. М.: «Просвещение», 2007-2008.
2. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология. Общие закономерности. 10-11 класс. Издательство: Школа-Пресс, 1996 г.
3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Учебник биологии 10-11 класс. М.: Дрофа, 2005. - 367 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.science.up-life.ru/biologiya-10-11-klass/issledovanie-izmeneniie-v-ekosistemax-na-biologicheskix-modelyax-akvarium.html.
2. http://school-collection.edu.ru.
3. http://www.plantarium.ru/page/find.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.