Тема: Практическая работа «Внутреннее строение рыбы»
Цель: изучить особенности строения систем органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональное значение.
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Ход работы:
1.
Опорно-двигательная
система.
Рассмотрите скелет рыбы. Определите какие кости образуют скелет рыбы?
В тетради записать все части ( отделы) скелета.
2. Плавательный пузырь
Рассмотрите место расположения плавательного пузыря в теле рыбы.
Запишите:
1) Где расположен плавательный пузырь?
2) Чем он заполнен?
3) Какое значение имеет плавательный пузырь в жизни рыбы?
4) Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?
3. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле рыбы.
А) Найдите жабры.
Запишите в тетрадь:
1) Где они расположены?
2) К какой системе органов они относятся?
3) Чем снаружи закрыты жабры?
4) Какое строение имеют жабры? (рисунок и подписать строение жабр)
5) Каково значение жаберных лепестков и жаберных тычинок?
6) Откуда берет рыба кислород для дыхания?
7) Какой газ выделяет рыба в воду?
8) Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается. Чем это можно объяснить (нам известно, что содержание кислорода в атмосфере гораздо больше, чем в воде)?
9) как осуществляется работа жаберного аппарата?
Б) Найдите пищеварительную систему рыбы (желудок, кишечник,
печень)
Запишите:
1) Органы пищеварения рыбы.
2) Какую роль играет печень?
В) Рассмотрите кровеносную систему (органы).
Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь
1) Из скольких камер состоит сердце?
2) Какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами?
3) Какая кровь называется артериальной, а какая – венозной?
4) Почему кровеносная система называется замкнутой?
5) Какая кровь (артериальная или венозная) поступает в сердце рыбы?
Г) Найдите органы выделительной системы. Главные органы системы – почки, расположенные под позвоночником и плотно прилипающие к верхней стенке брюшной полости.
Запишите ответы на вопросы:
1) Какова форма почек?
2) Какие вредные вещества накапливаются тела в процессе пищеварения и дыхания?
3) Что произойдет с рыбой, если у неё не будет работать выделительная система?
Д) Найдите нервную систему рыбы. Рассмотрите её части.
Запишите ответы на вопросы:
1) Какими органами образована нервная система рыбы?
2) Какие отделы имеются в головном мозге?
Е) Найдите и рассмотрите органы системы размножения.
Запишите ответы на вопросы (вставляя пропущенные слова):
1) По способу размножения рыбы ……….
2) Органы размножения самок …….., самцов ………..
3) Оплодотворение ……….
4) Какие условия необходимы для развития икры?
5) Почему треска и сазан откладывают миллионы икринок, а колюшка и тиляпия – несколько десятков?
6) Миграции – это ………..
7) Виды миграций: …., ……, ……….
Вывод: таким образом я ………
Дополнительный материал к практической работе.
Краткая характеристика систем органов.
1. Пища, попавшая в организм, проходят через кишечный тракт (переднюю, среднюю, заднюю кишку), постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами.
2. Рыбы дышат жабрами, поглащая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами.
3. Органами выделения рыбы являются туловищные почки, благодаря работе которым кровь очищается от вредных продуктов жизнедеятельности.
4. Кровеносная система рыб замкнутого типа. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка.
5. Плавательный пузырь играет важную роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.
6. Рыбы – холоднокровные животные с непостоянной внутренней температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды. Отсутствие совершенных механизмов терморегуляции связано с относительно слабым развитием нервной системы, низким уровнем обмена веществ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.