Вид контрольно – оценочного материала: практическая работа
Место в системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы: текущий контроль, 8 класс, глава 3, тема: «Массовая и объемная доли компонентов смеси».
Цель применения контрольно-оценочного материала: определить уровень предметных и метапредметных умений.
Описание проверяемых / диагностируемых с помощью контрольно – оценочного материала результатов:
достоверный результат расчета;
использование химической посуды и оборудования по назначению;
умение соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Нормативно – правовые основания
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
– Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии (www.fipi.ru).
Спецификация контрольно – оценочного материала
В каждом варианте представлены как задание базового уровня сложности, так и задание повышенного уровня сложности.
Вариант практической работы состоит из 2 заданий: приготовление двух растворов заданной концентрации путем растворения твердого вещества в воде и разбавления раствора.
Время выполнения практической работы 45 минут.
Проверяемые элементы содержания (в деятельностном выражении):
умение вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовление растворов.
Алгоритм оценивания практической работы
Оценка ставится на основании наблюдения за учениками и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе с веществами.
Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, рычажные весы с разновесами.
Приготовление раствора № 1.
Рассчитайте массу твердого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора №1. С помощью рычажных весов отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите в химический стакан. Зная, что плотность воды равна 1г/мл, рассчитайте объем воды, необходимой для приготовления раствора. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.
Приготовление раствора № 2.
Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору № 1, чтобы получить раствор № 2 меньшей концентрации. Переведите вычисленную массу воды в объем, отмерьте его с помощью цилиндра и добавьте в раствор № 1. (Сколько граммов раствора № 2 получено?)
Оставшийся объем воды и твердого вещества измерьте и результаты запишите.
Данная практическая работа должна быть оформлена в виде таблицы, состоящей из трех колонок:
Что делал? | Что наблюдал? | Выводы |
В данной графе кратко описать ход выполняемой работы | В этой графе должны быть рисунки с пояснением | Записано условие и решение данной задачи, сделан вывод. |
:
Результаты расчетов
1 вариант
Базовый уровень
Приготовление раствора № 1: m (NaCl) = 40 × 0,1 = 4 г
m (Н2О) = 40 – 4 = 36г
V (Н2О) = 36 г × 1г/мл = 36 мл
Повышенный уровень
Приготовление раствора № 2
0,06 = 4/ (40 +х); 40 + х = 66,7; х = 26,7; V (Н2О) = 26,7 мл; m(р-ра) = 40 + 26,7 =66,7г
2 вариант
Базовый уровень
m (NaCl) = 30 × 0,2 = 6 г
m (Н2О) = 30 – 6 = 24г
V (Н2О) = 24 г × 1г/мл = 24 мл
Повышенный уровень
Приготовление раствора № 2
0,08 = 6/ (30 +х); 30 + х = 75; х = 45; V (Н2О) = 45 мл; m(р-ра) = 30 + 45 = 75 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.