Практическое занятие № 23
Разбор ситуаций по техническому обслуживанию грузоподъемных механизмов.
Цель работы: знать правильность обслуживания грузоподъемных механизмов.
Что необходимо выполнить студенту для получения зачета
Изучить данную методическую разработку.
Выполнить конспект.
Сделать вывод о проделанной работе.
Защитить практическую работу.
Общие сведения по изучаемой теме
Техническое обслуживание грузоподъемных кранов и подъемников (вышек) обеспечивает:
- постоянную готовность к эксплуатации;
- безопасность работы;
- устранение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности и поломки узлов и механизмов;
- удлинение межремонтных сроков;
- минимальный расход масла, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.
Для каждого вида подъемного механизма, в соответствии с нормативной документацией по эксплуатации, разрабатывается инструкция и план-график по техническому обслуживанию.
Периодичность обслуживания грузоподъемного механизма рекомендуется соблюдать при любых условиях эксплуатации и в любое время года.
Техническое обслуживание проводится в зависимости от условий эксплуатации и типа грузоподъемных механизмов, но, как правило, подразделяется на четыре вида:
1) ЕО - ежесменное обслуживание. Выполняется перед началом работы, во время и по окончании рабочей смены машинистом крана. Виды работ: визуальный контроль общего состояния (основных узлов и агрегатов, включая приборы безопасности);
2) ТО 1 - первое периодическое техническое обслуживание. В большинстве случаев выполняется через 200 м/часов работы механизма. Виды работ: контроль, наладка и регулировка основных узлов и агрегатов (механизм передвижения, канатно-блочная система, тормозная система, приборы безопасности, электрооборудование);
3) ТО 2 - второе периодическое техническое обслуживание. Выполняется через 600 м/часов работы механизма, включает в себя выполнение работ по техническому обслуживанию №1. Виды работ: контроль, наладка и регулировка всех узлов и агрегатов (проверка металлоконструкции, подвижных соединений, болтовых соединений, механизма передвижения, канатно-блочной системы, приборов безопасности, электрооборудования);
4) СО - сезонное обслуживание. Проводится два раза в год в межсезонный период (весна, осень), включает в себя выполнение работ по техническому обслуживанию №1 и 2, замену всех масел и смазок во всех агрегатах механизма. При необходимости проводится дефектоскопия металлоконструкций.
Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:
- определение размера опасной зоны ПТМ
- применение средств защита от механического травмирования механизмами ПТМ
- расчет на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ)
- определение устойчивости крана - применение специальных устройств обеспечение безопасности. - регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ.
Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах который может упасть груз, определяется по схеме и формуле R=rс +0,5lг + 0,3H
Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве ГЗУ, плохом закреплении груза.
Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ
Определение опасной зоны при перемещении ПТМ
Для защиты от тарвмирования человека механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и. т. д.) применяются средства, аналогичные средствам защиты, используемые для технологического оборудования, прежде всего ограждения.
Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле K P/ S Где К-коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии, Р- допустимое разрывное усилие Н (кгс). Величина К определяется правилами Госгортехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ , условий работы каната К= 3.5…6, для грузовых лифтов без проводника – 8…13, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами.
С целью уменьшения износа и повреждения канатов их покрывают защитной с маской. Передвижные стрелковые краны должны обладать достаточной для их безопасной работы и устойчивостью. Условия устойчивости кранов: удерживающий момент должен быть больше опрокидывающего момента сил, действующих относительно вертикальной оси крана, проходящей через центр его тяжести. Расчет устойчивости кранов осуществляется методами теоретической механики при рабочем положении крана с грузом (грузовая устойчивость) и при положении крана без груза в условиях неблагоприятных ветровых нагрузок (собственная устойчивость).
Устойчивость кранов определяется коэффициентами грузовой и собственной устойчивости крана. Коэффициент грузовой устойчивости – это отношение моментов относительно оси опрокидывания, создаваемого весом всех дополнительных нагрузок (ветровой, инерционной, торможения), и момента, создаваемого рабочим грузом при работе крана с учетом уклона местности или пути крана.
Коэффициент собственной устойчивости – это отношение моментов относительно оси опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона местности и пути в сторону опрокидывания, и момента, создаваемого ветровой нагрузкой при нерабочем состоянии крана (без груза).
По правилам Госгортехнадзора значения этих коэффициентов должны быть 1,15. для каждого вылета стрелы крана установлены предельные значения веса поднимаемого груза, которые нельзя превышать, т. к. возможно опрокидывание крана.
Специальные устройства безопасности – подразделяются на устройства, обеспечивающие безопасные весовые и нагрузочные характеристики, и устройства, обеспечивающих безопасное передвижение груза. К устройствам, обеспечивающим безопасные весовые и нагрузочные характеристики, относящиеся тормоза и остановы, ограничители грузоподъемности и грузового момента, противоугонные устройства. Тормоза могут предназначаться для остановки механизма (стопорные), ограничения скорости подъема и спуска груза (спускные).
По конструктивному выполнения они аналогичны тормозам, при меняемым в технологическом оборудовании, а по принципу действия – автоматические (вступающие в работу при отключении двигателя механизма) и управляемые (включаемые при воздействии на орган управления). Наиболее часто на ПТМ используются колодочные стопорные тормоза.
Основы используются для удержания груза на весу.
Одним из наиболее распространенных остановов является храповой останов Ограничители грузоподъемности автоматически отключает механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10% . в стрелковых кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, учитывающие не только вес поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы.
Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ является важнейшим методом обеспечения подъемно – транспортного оборудования и подъемно - транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Госгортехнадзор.
Каждая изготовленная заводом – изготовителем грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля и снабжена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической документацией, предусмотренной ГОСТ или ТУ. Допуска в работу грузоподъемная машина подлежит регистрации в органах Госгортехнадзор, которые выдают разрешение на ввод ее в эксплуатацию.
Грузоподъемная машина подлежит перерегистрации после проведения реконструкции машины, ремонта, передачи машины другому владельцу, перестановки на другое место. Все установленные грузоподъемные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Один раз в год все ГЗУ должны проходить частичное освидетельствование, а полному – через 3 года.
При полном тех. освидетельствовании ГЗУ подвергается осмотру, статистическим и динамическим испытаниям; при частичном только –только осмотру. При осмотре устанавливается надежность каждого узла и элемент машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тросов, аппаратов управления и устройств безопасности, крепление канатов, наличие и исправность заземления и элек. блоков, состояние ограждения, перил, лестниц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.