практическое занятие № 12
«Изучение конструкции и принципа действия универсальных приводов»
цель занятия: Изучить конструкцию и работу универсальных приводов.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: Научиться эксплуатировать универсальные приводы, иметь представление об их устройстве.
НОРМА ВРЕМЕНИ: 2 часа.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: Универсальные приводы ПМ,
П-II и УММ, плакаты и схемы, пособия, слесарный инструмент.
ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ: Запрещается включать привод в отсутствии преподавателя, касаться токопроводящих и движущихся частей, соблюдать дисциплину при показательном пуске привода.
общие сведения
Приводы универсальных кухонных машин
Привод универсальной кухонной машины состоит из электродвигателя, редуктора и устройства для поочередного присоединения исполнительных механизмов. Для фиксации хвостовиков сменных механизмов в горловине привода чаще всего применяют эксцентриковые и винтовые зажимы, а для включения электродвигателя — пусковые устройства.
В настоящее время в промышленности используют следующие типы приводов к универсальным кухонным машинам: ПМ, П-П, УММ, ПУВР-0,4.
Малогабаритные приводы выпускаются промышленностью в исполнениях УММ-ПР и УММ-ПС для предприятий общественного питания речного и морского транспорта, ПУВР-0,4 для предприятий общественного питания железнодорожного транспорта. В зависимости от источников питания электроэнергией приводы оснащают электродвигателями переменного или постоянного тока.
Привод ПМ
Состоит из двухступенчатого соосного цилиндрического редуктора, одно или двухскоростного электродвигателя, пульта, рамы, кожуха и рукоятки.
Редуктор 1 состоит из зубчатого колеса 22, сидящего на валу 3 на шпонке; на том же валу сидит шестерня 23. Вал 3 вращается в двух шарикоподшипниках 2. Вращение от шестерни 23 передается зубчатому колесу 8, которое при помощи шпонки передает вращение приводному валу 6. Вал 6 вращается в двух шарикоподшипниках 7и на выходе из редуктора уплотнен
манжетой 5. Осевые усилия воспринимает упорный подшипник 4. С наружной стороны горловины приводного механизма расположена рукоятка 77с кулачком 16, который служит для фиксации хвостовиков сменных механизмов. Головка оси 15 предназначена для правильной ориентировки хвостовиков при установке сменных механизмов и дополнительной радиальной фиксации их.
Электродвигатель цилиндрическим выступающим поясом центрируется в корпусе редуктора и крепится к нему. На валу электродвигателя на шпонке смонтирована шестерня 10. В дне корпуса редуктора предусмотрена сливная пробка 21 с прокладкой. На пульт 20 в зависимости от исполнения выведены ручка переключателя скоростей или кнопки «Пуск», «Стоп» выключателя 12, кнопка «Стоп» 11 и индикатор напряжения 19. В верхней части редуктора установлена пробка-сапун 9. Работа приводного механизма происходит следующим образом: вращение от электродвигателя через шестерню 10 передается зубчатому колесу 22, сидящему на валу 3, а затем через шестерню 23, сидящую на этом же валу, зубчатому колесу 8. От зубчатого колеса 8 через шпонку вращение передается приводному валу 6, а от приводного вала 6 — валу сменного механизма.
Привод П-II
Привод состоит из двухскоростного электродвигателя, двухступенчатого соосного цилиндрического редуктора, кожуха и пульта управления с переключателем скорости и пусковой кнопкой.
На корпусе 1 выполнен прилив в виде горловины, а с противоположной от нее стороны — отверстие с расточкой для фиксации фланца электродвигателя. Снизу корпус редуктора закрывается картером, в котором выполнено отверстие для слива смазки, закрытое специальной пробкой. В верхней части корпуса имеется отверстие для заливки смазки в полость редуктора, закрывающееся пробкой-сапуном. Двухскоростной электродвигатель крепится к корпусу четырьмя шпильками и гайками.
Ведущая шестерня 2 редуктора закреплена непосредственно на валу электродвигателя 3 и зацепляется с зубчатым колесом 4, смонтированным на промежуточном валу 5. На этом же валу установлена шестерня 6, зацепляющаяся с зубчатым колесом 7, посаженным на консоль рабочего вала 8 и закрепленным на нем с помощью гайки со стопорной шайбой.
Рабочий вал вращается в конических роликоподшипниках, установленных в расточке присоединительной горловины. Для предотвращения вытекания смазки на шейку вала посажена уплотнительная манжета. Приводной вал сменного механизма соединяется с рабочим валом привода с помощью паза, выполненного на торце рабочего вала.
Присоединительная горловина снабжена заклинивающим механизмом. Механизм состоит из рукоятки с эксцентриковым кулачком, при повороте которого хвостовик сменного механизма зажимается в горловине привода. Ось кулачка одновременно служит для ориентации хвостовика сменного механизма при его установке в присоединительной горловине привода. Регулирование положения кулачка осуществляется путем поворота оси, на которую он посажен.
Корпус редуктора и электродвигатель закрыты декоративным кожухом, изготовленным из тонколистовой стали. На боковой стенке кожуха размещено пусковое устройство, состоящее из переключателя скорости, пусковой кнопки и кнопки возврата теплового реле. Внутри, под кожухом, закреплены магнитный пускатель и тепловое реле.
Привод устанавливается на трубчатую подставку, опирающуюся на
П-образную коробчатую платформу, которая в свою очередь крепится к фундаменту или полу с помощью фундаментных болтов и гаек. К трубчатой подставке привода прикреплен стол для установки посуды, в которую поступают переработанные продукты. Стол может устанавливаться на разной высоте в зависимости от габаритов присоединяемых механизмов и тары для продуктов.
При включении электродвигателя вращение от шестерни, сидящей на его валу, передается зубчатому колесу и шестерне, находящимся на промежуточном валу. От шестерни через зубчатое колесо вращение передается
рабочему
валу привода, а от него — валу сменного механизма.
Переключение частоты вращения рабочего вала привода производится путем поворота рукоятки переключателя в положение I или 2 в зависимости от присоединенного к приводу механизма. Выключение электродвигателя осуществляется поворотом рукоятки переключателя скорости в нейтральное положение.
Приводы УММ
Приводы УММ-ПР и УММ-ПС состоят из электродвигателя 6 и червячного редуктора, соединенных друг с другом с помощью шпилек и гаек. Вал электродвигателя 1 телескопически соединен с валом червяка 2. Последний смонтирован в конических роликоподшипниках 3 и уплотнен сальниковой манжетой. Рабочий вал 4 также смонтирован в роликовых подшипниках и уплотнен сальниковой манжетой. На рабочем валу закреплено червячное колесо 5, зацепляющееся с червяком. На торце рабочего вала, выступающего в присоединительную горловину, имеется квадратный шип, входящий в квадратное гнездо вала сменного механизма.
Присоединительная горловина снабжена устройством для крепления хвостовиков сменных механизмов. Устройство для крепления состоит из клина, винта, маховичка и втулки. При вращении маховичка клин перемещается вдоль оси винта и зажимает хвостовик сменного механизма. Вращением в обратную сторону зажим освобождается, и сменный механизм снимается с привода.
Для заливки смазочного масла в верхней части редуктора предусмотрено отверстие, закрываемое пробкой-сапуном. Уровень масла в полости редуктора контролируется с помощью смотрового окна-указателя, расположенного на боковой стенке корпуса редуктора. Для слива смазки в днище корпуса есть отверстие, закрытое пробкой.
Привод можно крепить к крышке рабочего стола или устанавливать на станине-подставке. Возможно крепление привода к стене.
Привод ПУВР-0,4
Состоит из электродвигателя, клиноременной передачи, одноступенчатого цилиндрического редуктора и плиты с натяжным устройством.
На корпусе редуктора выполнен пустотелый прилив 1, внутри которого в подшипниках качения установлен рабочий вал 2. Осевые усилия от работающих сменных механизмов воспринимаются упорным подшипником 3, посаженным на шейку рабочего вала и опирающимся на корпус редуктора. На торце рабочего вала выполнен паз, с помощью которого рабочий вал соединяется с приводным валом сменного механизма. Для предотвращения вытекания смазки по рабочему валу на его шейку насажена сальниковая манжета. На консоли рабочего вала с помощью шпонки и торцевого болта с шайбой закреплено зубчатое колесо 4, зацепляющееся с шестерней, выполненной заодно с промежуточным валом 5, который смонтирован в опорах качения. На внешнем конце вала закреплен ведомый шкив 6, а внутри корпуса к валу прикреплена лопасть, которая при его вращении разбрызгивает смазку, обеспечивая смачивание всех трущихся и вращающихся поверхностей редуктора.
Корпус редуктора закреплен на раме 7, внутри которой подвешена качающаяся плита, снабженная натяжным винтом с двумя контрольными гайками. Снизу к плите прикреплен электродвигатель 8 постоянного тока, на валу которого закреплен ведущий шкив. На ведущий и ведомый шкивы насажен клиновый ремень. Натяжение ремня обеспечивается опусканием подмоторной плиты с электродвигателем.
Сверху на корпусе с помощью защелок крепится прямоугольная чаша, которая может использоваться для укладки обрабатываемых продуктов или хранения сменных рабочих органов и деталей механизмов, присоединяемых к приводу. Присоединительная горловина снабжена зажимным устройством. Конструкция этого устройства аналогичная конструкции зажимного устройства привода УММ.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Прочитайте пособие и определите составные части универсальных приводов ПМ, П-II и УММ и уясните их назначение.
2. Начертите кинематическую схему привода и опишите его работу от двигателя до приводного вала.
3. На основании изучения схем и пособия определите места мазки движущихся частей.
4. Используя слесарный инструмент, выверните пробку и слейте с привода масло в емкость, затем снимите кожух привода и определите составные части внутри его, обращая особое внимание на подшипники, шпоночные соединения и сальниковые манжеты, и, объясните их назначение.
5. После изучения привода наденьте кожух и закрепите его, залейте масло внутрь.
6. Соблюдая меры предосторожности, включите привод и дайте поработать ему на холостом ходу.
7. После завершения демонстрации работы привода выключите его и приведите в порядок рабочее место.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Объясните назначение и область применения универсальных приводов.
2. Перечислите отавные части универсальных приводов и их назначение.
3. Что передает вращающий момент от вала к шестерне?
4. Расскажите об устройстве системы смазки привода и, какая система смазки применяется?
5. Расскажите какие подшипники и для каких валов устанавливаются на приводе П-II.
6. Что служит для предотвращения утечки масла из корпуса привода?
7. Опишите узел соединения привода со сменным механизмом.
8. Опишите работу приводного механизма?
Задание для отчета
1. Начертить кинематическую схему привода п-II.
2. Начертить схему привода ПМ.
3. Описать устройство и работу изучаемых приводов.
4. Описать правила эксплуатации и технического обслуживания приводов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.