Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 2
АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата цинка,
хлорида аммония, хлорида бария;
2) чистые пробирки, спиртовка, зажим пробирочный;
3) реактивы: 5%ный раствор гидроксида натрия, растворы сульфата
алюминия, соляной кислоты, нитрата меди (II) и хлорида меди (II); алюминий в
гранулах или порошке.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) спиртовку тушить, накрывая колпачком;
4) использовать минимальные количества реактивов.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все амфотерные гидроксиды нерастворимы в воде.
2) Амфотерные соединения образуют только металлы побочных подгрупп.
3) Алюминий получают электролизом раствора оксида алюминия
в расплавленном криолите.
4) Растворимые соли элементов, образующих амфотерные гидроксиды,
гидролизуются по катиону.
5) Атомы элементов, образующих амфотерные соединения, имеют
на внешнем уровне 3 электрона.
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
С помощью одного реактива определите каждое из трех веществ
(растворы сульфата цинка, хлорида аммония, хлорида бария), находящихся
в пробирках без этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения реакций в
молекулярном и ионном виде (за справкой обратитесь к таблице
«Качественное определение ионов»).№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Метод определения
Реактив
Формула вещества
В ы в о д . Одной из качественных реакций на ионы металла, образующего
амфотерные соединения, является реакция с _____________. В результате
образуется определяемое вещество _______________________
___________.
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите цепочку превращений:
Al2(SO4)3
→
Al(OH)
3
→
Na[Al(OH)
4]
→
AlCl
3
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с
соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «В
чем заключается амфотерность металла?».
З а д а н и е 4. Проблемный опыт.
1) В 2 пробирки с растворами нитрата меди (II) и хлорида меди (II) добавьте
по 1 грануле (или немного порошка) алюминия. Что наблюдаете?
2) Попробуйте объяснить происходящие изменения и различия в
проведенных реакциях, ответив на следующие в о п р о с ы :а) Почему алюминий, относящийся к элементам главной подгруппы, не
растворяется в воде (как другие аналогичные металлы) без обработки горячей
щелочью?
б) Какой газ и почему выделился при взаимодействии хлорида меди (II) с
алюминием?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
1) Хром в промежуточной степени окисления образует амфотерный оксид.
Какие соединения могут образоваться при его взаимодействии: а) с
концентрированным раствором соляной кислоты; б) с концентрированным
раствором щелочи? Напишите уравнения этих реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Алюминий растворили в концентрированном растворе щелочи. Затем
пропускали через образовавшийся раствор углекислый газ до полного
прекращения выделения осадка, который затем отфильтровали и прокалили,
получив вещество белого цвета. Запишите уравнения проведенных реакций.
Назовите полученное вещество.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________З а д а н и е 5. Дополнительный проблемный опыт «Взаимодействие
алюминия с раствором карбоната натрия».
В раствор карбоната натрия добавляют порошок алюминия и нагревают
раствор. При этом выделяется газ. Реакция идет энергично. При определении
газа выясняется, что это водород.
П р о б л е м а :
1) В растворе соли нет ионов водорода, которые могли бы
восстанавливаться.
2) Алюминий покрыт оксидной пленкой, предохраняющей его от окисления.
3) При вытеснении металлом другого катиона металла должен образоваться
металл.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 2
АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Задание 1. В (1, 3, 4).
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата
цинка (1), хлорида аммония (2), хлорида бария (3); 5%ный раствор
гидроксида натрия.
Метод
определения
Раствор NaOH
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Белый студенистый
осадок
Выделение газа –
аммиака
(определяется по
Помутнение раствора
с последующим
осаждением веществаФормула вещества
ZnSO4
запаху)
NH4Cl
белого цвета
BaCl2
В ы в о д : одной из качественных реакций на ионы металла, образующего
амфотерные соединения, является реакция с раствором щелочи. В результате
образуется определяемое нерастворимое основание.
Задание 3.
NaOH NaOH H3PO4
Схема превращений: Al2(SO4)3
Na[Al(OH)
Уравнения реакций:
1) Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3
+ 3Na
Al(OH)
→
4]
→
AlCl
3
→
3
↓
2SO4 – выпадение белого
студенистого осадка.
2) Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] – растворение осадка.
3) 3Na[Al(OH)4] + 4 H3PO4 = 3AlPO4 + Na↓
3PO4 + 12H2O – выпадение белого
студенистого осадка.
Задание 4.
Не растворяется алюминий в растворе нитрата меди (II) изза наличия
оксидной пленки на его поверхности. В растворе с хлоридом меди (II) под
действием ионов хлора оксидная пленка растворяется.
Алюминий
восстанавливает ионы меди (2+) и, кроме того, реагирует с водой
и восстанавливает ионы водорода, накапливающиеся при гидролизе соли.
реакция не идет.
Al + Cu(NO3)3
→
Al + CuCl2
→
бурная реакция с выделением газа водорода и образованием
бледнозеленого осадка (выделяющийся газ определяют, поджигая его; раздается
характерный хлопок).
а) 2Al + 3CuCl2 = 3Cu + 2AlCl3
б) 2 Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2↑
в) 2Al + 6H+ = 2Al3+ + 3H2↑
Суммарное уравнение:
2Al + 3CuCl2 + 4H2O = 2AlOHCl2 + 2CuOHCl + Cu + 2H2↑
Задание 4А.
1) Cr2O3 + 6HCl = 2CrCl3 + 3H2O
Cr2O3 + 6NaOH + 3H2O = 2Na3[Cr(OH)6]
2) 2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2↑
Na3[Al(OH)6] + 3CO2 = 3NaHCO3 + Al(OH)3↓
t°2Al(OH)3
Al→ 2O3 + 3H2O – получен оксид алюминия.
Дополнительные проблемные опыты
Взаимодействие алюминия с раствором карбоната натрия.
В раствор карбоната натрия добавляют порошок алюминия и нагревают
раствор. При этом выделяется газ. Реакция идет энергично. При определении
газа выясняется, что это водород.
П р о б л е м а :
1) в растворе соли нет ионов водорода, которые могли бы восстанавливаться;
2) алюминий покрыт оксидной пленкой, предохраняющей его от окисления;
3) при вытеснении металлом катиона другого металла должен образоваться
металл.
Р а з р е ш е н и е : карбонат натрия образован сильным основанием и слабой
кислотой и гидролизуется по аниону. В результате накапливаются гидроксид
анионы в растворе, что приводит к растворению оксидной пленки на алюминии.
После растворении оксидной пленки алюминий реагирует с водой, в результате
чего выделяется водород, а образующийся гидроксид алюминия взаимодействует
с гидроксидом натрия.
↔
а) Na2CO3 + H2O
б) Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O (или Na3[Al(OH)6])
в) 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2↑
г) Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
Суммарно: 2Al + 2 Na2CO3 +8 H2O = 2 Na[Al(OH)4] + 2 NaHCO3 + 3H2↑
То же происходит при взаимодействии алюминия с раствором фосфата
NaHCO
3 + NaOH
натрия.