Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 6
ГИДРОЛИЗ
Ц е л и :
на практике убедиться в существовании гидролиза;
объяснять
совершенствовать умения наблюдать химические явления,
наблюдения и результаты опытов, решать качественные химические задачи.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) В пронумерованных пробирках растворы хлорида алюминия, сульфата
натрия и карбоната натрия;
2) универсальный индикатор, 10%ный раствор карбоната натрия, алюминий
в гранулах, вода в химическом стакане; раствор гидроксида натрия;
3) спиртовка, зажим, пробирки, лучина.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы.
1. Определите, подчеркнув, верное суждение:
а) При гидролизе карбоната натрия индикатор меняет свою окраску.
б) Гидролизу подвергаются все соли.
в) Гидролиз – это процесс обменного взаимодействия сложных веществ с
водой.
2. Восстановите схему реакции гидролиза, подставив формулы исходного
вещества и одного из продуктов:
… + Н2О
↔
Fe(OH)Cl
2 + …
3. Какому гидролизу подвергается водный раствор сульфита натрия
(Na2SO3)? Подчеркните верный ответ.
а) по катиону;
б) по аниону;
в) не гидролизуется.
З а д а н и е 2. C помощью химических экспериментов убедитесь в
существовании гидролиза солей, попытайтесь дать объяснение проведенным
опытам.
1) Как определить растворы гидроксида натрия, хлорида натрия,
карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток? Cоставьтеплан определения веществ в пронумерованных пробирках и поясните результат с
помощью уравнений химических реакций (за помощью обратитесь к таблице
«Качественное определение ионов»).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций,
выводы
2) В трех пробирках (1, 2, 3) находятся растворы хлорида алюминия,
сульфата натрия и карбоната натрия. Не пользуясь другими реактивами,
определите состав каждой пробирки.
План действий:
1) определите способ выполнения задания;
2) обсудите с соседом по парте возможные результаты;
3) запишите предполагаемые уравнения реакций;
4) проведите опыты, подтверждающие вашу гипотезу.
При составлении уравнений гидролиза используйте следующий алгоритм:
1. Запишите уравнение реакции диссоциации
соли
2. Выберите ион слабого основания или
слабой кислоты, взаимодействующий
с водой
3. Запишите уравнение в ионном виде
4. Определите среду раствора
K2S
2 K→
+ + S2–
K2S
2 K→
+ + S2–
2 K+ + S2– + H+OH
Избыток гидроксидионов, среда щелочная
+ + HS– + OH–
2К↔
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Что произойдет, если охладить раствор карбоната натрия или добавить к
нему гидроксид натрия? Проведите опыт и обоснуйте свои заключения с точки
зрения теории химического равновесия.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт.
1) В одну пробирку с раствором меди (II) прилейте раствор гидроксида
натрия, а в другую постепенно – раствор карбоната натрия.
2) Сравните цвет образующихся осадков.
3) Обратите внимание: в одной из пробирок выделяется газ. (Подумайте:
откуда может выделяться этот газ?) Проверьте качественный состав газа
горящей лучинкой.
4) Попробуйте объяснить происходящее явление.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) В медицинской практике раствор питьевой соды (гидрокарбоната натрия)
используют для полоскания при воспалительных заболеваниях горла. Для чего?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
2) Какова роль гидролиза в природе?
_____________________________________________________________________
_________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Почему раствор мыла пенится в воде?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5. Дополнительный проблемный опыт «Взаимодействие
солей щелочных металлов с солями, гидролизующимися по катиону».
К раствору хлорида алюминия прилейте раствор карбоната натрия. Поясните
происходящую реакцию.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 6
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
2 + HCl;
Fe(OH)Cl
Задание 1. 1 – а;
↔
2 – FeCl3 + Н2О
3 – б.
Задание 2.
1) План определения веществ:
– гидроксид натрия – щелочь => индикатор покажет щелочную среду;
– хлорид натрия – соль, образованная сильным основанием и сильной
кислотой => гидролиза не будет, индикатор не изменит окраску;
– карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой
кислотой => индикатор покажет щелочную среду.
Действия
Наблюдения
Проба индикатором Индикатор покажет в
одной пробирке
нейтральную среду, в
двух – щелочную
В одной из пробирок
наблюдается
вспенивание
В двух оставшихся
пробирках проба на
рр HCl
Уравнения реакций,
выводы
В пробирке с нейтральной средой – NaCl,
которая не гидролизуется
В данной пробирке рр Na2CO3:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
П р и м е ч а н и е : план может быть составлен в свободном виде, а также этот
эксперимент можно предложить для решения одному из вариантов, а второй
эксперимент (см. ниже) – другому варианту.
2) Реактивы: в трех пробирках (1, 2, 3) находятся растворы хлорида
алюминия, сульфата натрия и карбоната натрия; кислотноосновный
индикатор.
AlCl3
Al→ 3+ + 3Cl– – cоль, образованная слабым основанием и сильной
кислотой (гидролизуется по катиону).
Na2SO4
2Na→
+ + SO4
2– – соль, образованная сильным основанием и сильной
кислотой (не гидролизуется).Na2CO3
2Na→
+ + CO3
2– – соль, образованная сильным основанием и слабой
кислотой (гидролизуется по аниону).
↔
AlOH
HCO↔
2+ + H+ – среда кислая (пробирка 1)
+ ОH– – среда щелочная (пробирка 3)
3
Уравнения: Al3+ + HOH
2 + HOH
CO3
Задание 3.
Карбонат натрия гидролизуется по аниону. Так как гидролиз – реакция
обратимая, эндотермическая, то при понижении температуры равновесие
сместится влево, гидролиз уменьшится. Добавление избытка ионов ОН в составе
гидроксида натрия также сместит равновесие влево (принцип Ле Шателье)
(густота окраски индикатора уменьшится после проведения опыта).
Задание 4.
В первой пробирке образуется гидроксид меди (II) характерного ярко
голубого цвета. Сульфат меди (II) подвергается в растворе гидролизу по катиону
и раствор имеет кислую среду, а при добавлении раствора карбоната натрия,
гидролизующегося по аниону, этот гидролиз усиливается. В результате вместо
средних солей образуются менее растворимые основные соли меди:
2SO4
2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3
П р и м е ч а н и е . Вместо сульфата меди (II) можно использовать сульфат
цинка или магния. В зависимости от условий проведения опыта (температуры,
концентрации солей) вместе с основными солями могут образовываться
нерастворимые гидроксиды.
+ 2Na
+ CO
↓
↑
2
Задание 4А.
1) Раствор питьевой соды имеет щелочную реакцию вследствие гидролиза
соли, образованной слабой кислотой и сильным основанием, по аниону.
Щелочная среда губительна для большинства бактерий и грибков, поэтому
помогает при воспалительных заболеваниях горла.
Na↔ + + H2CO3
+ OH–
– + HOH
Уравнение гидролиза: Na+ + HCO3
2) В а р и а н т . Благодаря гидролизу солей образуются многие минералы
(например, малахит), состоящие из основных солей. Кислые соли придают слабо
щелочную реакцию воде в Мировом океане, образование вулканических газов
также в том числе связано с гидролизом (например, сульфидов), изза гидролиза
алюмосиликатов происходит разрушение горных пород. В живых системах
гидролиз обеспечивает наличие фосфатных и гидрокарбонатных буферных
систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды клеток.3) Гигиена – мытье рук с мылом – возможна благодаря гидролизу натриевых
солей высших карбоновых кислот, составляющих основу мыла. Пену образует
щелочь.
NaOH + С
17Н35СООH↓
Уравнение: С17Н35СООNa + НОН
Дополнительный проблемный опыт.
Взаимодействие
↔
солей щелочных металлов
с
солями,
гидролизующимися по катиону.
Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом алюминия:
2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3
+ 6NaCl
+ 3CO
↓
↑
2
П о я с н е н и я . Соли, образованные щелочным металлом и слабой кислотой,
подвергаются гидролизу по аниону. При взаимодействии их с солями,
гидролизующимися по катиону, гидролиз соли увеличивается и протекает по
второй ступени. Поэтому такие реакции сопровождаются образованием
малорастворимых основных солей или даже оснований.