Практическая работа "Классы неорганических веществ", 8 класс, карточка-путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала классы неорганических веществ.docx
Практическая работа № 5 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В а р и а н т  I Ц е л ь :   научиться   проводить   химические   эксперименты   по   плану, экспериментальным   путем   определять   свойства   веществ,   анализировать результаты и оформлять отчет. Внимание!  Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т  1. Опыты с оксидами. 1.   В   двух   пробирках   находятся   оксид   кальция   и   оксид   фосфора   (V). Подумайте,   как   отличить   эти   оксиды,   и   проведите   соответствующие   опыты. Определите, к  каким  классам   неорганических  веществ   относятся  полученные вещества. 2.   Отметьте   признаки   наблюдаемых   явлений,   составьте   уравнения химических реакций. О п ы т  2. Опыты с гидроксидами. 1. Составьте план изучения химических свойств полученных в первом опыте веществ. 2. Подберите оборудование и реактивы и проведите необходимые опыты. 3.   Отметьте   признаки   наблюдаемых   явлений,   составьте   уравнения химических реакций. З а д а н и е  «Мысленная экспериментальная задача». 1.   В   вашем   распоряжении:  медь,   оксид   меди   (II),   растворы   соляной кислоты,   гидроксида   натрия,   хлорида   натрия.  Можно   ли   несколькими способами получить хлорид меди (II)? 2. Составьте уравнения соответствующих химических реакций. ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ  1. Запишите название практической работы.  ______________________________________________________________________________________________________________________ 2. Запишите цели практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Продумайте план выполнения работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5.   Продумайте   и   запишите   правила   техники   безопасности   при   работе   с данными реактивами и оборудованием.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7.   Получив   разрешение   учителя,   приступайте   к   выполнению   химического эксперимента. 8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия Наблюдения Уравнения реакций9. Выполните задание, данное в вашем варианте.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 10.   Запишите   выводы   о   химических   свойствах   исследованных   классов веществ. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В а р и а н т  II Ц е л ь :   научиться   проводить   химические   эксперименты   по   плану, экспериментальным   путем   определять   свойства   веществ,   анализировать результаты и оформлять отчет. Внимание!  Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т  1. Опыты с солями. 1.  В  двух   пробирках  находятся   растворы   хлорида   железа  (III)  и  хлорида бария.   Подумайте,   как   различить   их,   и   проведите   соответствующие   опыты. Определите, к каким классам неорганических веществ относятся полученные в результате опытов вещества. 2.   Отметьте   признаки   наблюдаемых   явлений,   составьте   уравнения химических реакций. О п ы т  2. Опыты с гидроксидами. 1. Составьте план изучения химических свойств полученного в первом опыте из хлорида железа (III) вещества. 2. Подберите оборудование и реактивы и проведите 2 опыта с веществом, полученным из хлорида железа (III).3.   Отметьте   признаки   наблюдаемых   явлений,   составьте   уравнения химических реакций. З а д а н и е  «Мысленная экспериментальная задача». 1. В вашем распоряжении: магний, оксид магния, растворы серной кислоты и   сульфата   натрия,   вода.   Подумайте,   сколькими   способами   вы   могли   бы получить гидроксид магния. 2. Составьте уравнения соответствующих химических реакций. ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ 1. Запишите название практической работы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Запишите цели практической работы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Продумайте план выполнения работы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5.   Продумайте   и   запишите   правила   техники   безопасности   при   работе   с данными реактивами и оборудованием. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки. ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7.   Получив   разрешение   учителя,   приступайте   к   выполнению   химического эксперимента.8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия  Наблюдения  Уравнения реакций 9. Выполните задание, данное в вашем варианте. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 10.   Запишите   выводы   о   химических   свойствах   исследованных   классов веществ. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 5 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Ц е л и :   научиться   экспериментальным   путем   характеризовать   свойства веществ,   проводить   химические   эксперименты   по   плану,   анализировать результаты и оформлять отчет. П л а н   р а б о т ы : 1.   Познакомиться   с   инструкцией   и   определить   необходимые   химические реактивы и оборудование. 2. Определить правила ТБ. 3. Определить метод распознавания выданных веществ. 4. Записать уравнения химических превращений. 5. Провести опыты согласно заданиям. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы : В а р и а н т  I В а р и а н т  II 2 пробирки – с навесками оксида кальция и  оксида фосфора (V); стакан с водой,  кислотно­основный индикатор (лакмус или  универсальный), растворы серной кислоты,  2 пробирки – с растворами хлорида железа  (III) и хлорида бария; растворы гидроксида  натрия, серной кислоты, сульфата натрия;  чистые пробирки, штатив пробирочный,гидроксида натрия, карбоната натрия; чистые пробирки, штатив пробирочный спиртовка, зажим пробирочный, спички ТБ:   аккуратно   работать   с   лабораторным   оборудованием,   не   нюхать   и   не пробовать   вещества,   использовать   минимальные   количества   реактивов.  (Если нужна спиртовка, то добавить правила работы с ней.) Х о д   р а б о т ы В а р и а н т  I В а р и а н т  II 1. Распознавание веществ: В пробирки с оксидами добавить воду и  определить реакцию среды. СаО + H2O = Ca(OH)2 – лакмус синий, среда  щелочная. P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 – лакмус красный,  среда кислая. 1. Распознавание веществ: В пробирки с солями добавить раствор  гидроксида натрия. FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 бурого цвета. BaCl2 + 2NaOH = Ba(OH)2 + 2NaCl – явных  признаков реакции нет. ↓  + 3NaCl – осадок  2. Ca(OH)2 – основный малорастворимый  гидроксид. 1) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O –  помутнение раствора. ↓ 2) Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3 выпадение осадка белого цвета.  + 2NaOH –  2. Fe(OH)3 – нерастворимое основание.  1) 2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O –  растворение осадка.                        2) 2Fe(OH)3   воды от осадка.   Fe→ 2O3 + 3H2O – отделение  В ы в о д : растворимые основания  взаимодействуют с кислотными оксидами,  кислотами (реакция нейтрализации), с  растворами солей В ы в о д : нерастворимые основания  взаимодействуют с кислотами (реакция  нейтрализации) и разлагаются при нагревании П р и м е ч а н и е :   экспериментальные задания обучающиеся фиксируют в предложенной картой­инструкцией таблице, записывая действия самостоятельно.  Мысленный   эксперимент.  Предполагает   обобщенные   знания обучающихся. В а р и а н т  I: 1­й способ – СuO + 2HCl = CuCl2 + H2O                         2­й способ – СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4                                         Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O                                                                  В а р и а н т  II: 1­й способ –  Mg + 2H2O =  Mg(OH)2 + H22­й способ –  MgO +  H2O = Mg(OH)2