Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 1
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с кристаллами хлорида лития, хлорида
бария, карбоната кальция;
2) чистые пробирки, спиртовка, нихромовая нить;
3) реактивы: оксид кальция, 2 химических стакана с водой, раствор HCl (5
%ный), карбонат натрия, смесь кристаллов сульфита натрия с фенофталеином,
зажим пробирочный (или лабораторный штатив), пробирки, прибор для
получения газа (прибор Кирюшкина).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды металлов главных подгрупп растворимы в воде
и являются щелочами.
2) Металлы главных подгрупп взаимодействуют с водой с выделением
водорода.
3) Металлы главных подгрупп получают электролизом расплавов их солей
(галогенидов).
4) Все металлы главных подгрупп являются хорошими восстановителями.
5) Кристаллогидрат сульфата натрия (Na2SO4
∙ 10H2O) называют
кристаллической содой.
6) Из органических веществ металлы главных подгрупп реагируют с теми,
которые проявляют кислотные свойства (спирты, фенолы, карбоновые кислоты).
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
Не применяя других реактивов, определите каждое из трех веществ
(растворы хлорида лития, хлорида бария, карбоната кальция),
находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу (за справкойобратитесь к таблице «Качественное определение катионов щелочных и
щелочноземельных металлов»).
Действия:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Метод определения
Цвет пламени
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
В ы в о д . Чтобы определить катион металла, входящий в состав вещества,
можно провести реакции на выделение ионов в виде _____________________, а
можно определить ион __________ (с помощью чего?).
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите следующее превращение:
CaO
→
Ca(OH)
→
CaCO
→
CaCl
3
2
2
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с
соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «В
каких соединениях могут встречаться в природе щелочноземельные металлы?».
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Соединения щелочных металлов».
1) В пробирку насыпьте смесь кристаллического сульфита натрия (Na2SO3
∙ 7H2O) c фенолфталеином и нагрейте ее, держа пробирку с легким наклоном
вниз. Что наблюдаете?___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Охладите пробирку и поставьте ее в стакан с холодной водой. Что
наблюдаете?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие
в о п р о с ы :
а) В какой среде фенолфталеиновый окрашивается в малиновый цвет?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях обмена?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
1) Почему для качественного определения ионов магния не используется
реакция окрашивания пламени соединениями магния?
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) При пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция
наблюдается помутнение раствора. При дальнейшем пропускании газа
помутнение исчезает, а при нагревании образовавшегося раствора выпадает
осадок белого цвета. Опишите проведенные опыты уравнениями химических
реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5А. Дополнительный проблемный опыт «Вытеснение
металлов из растворов солей».
Реакция моделируется на примере взаимодействия железа с раствором
сульфата меди (II).
Проблемный опыт проводится как реакция этого же раствора с кальцием или
литием (порция реактива (со спичечную головку) выдается в фарфоровой чашке
под слоем керосина).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 1
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП
Задание 1: 2, 4, 6.
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с кристаллами хлорида лития (1),
хлорида бария (2), карбоната кальция (3), спиртовка, нихромовая нить.
Д е й с т в и я : смоченную водой нихромовую нить опускаем в кристаллы
соли, а затем подносим к пламени спиртовки. Наблюдаем за цветом пламени.
(Для определения катиона, окрашивающего пламя, можно использовать
справочные таблицы или плакаты.)
Метод определения
Цвет пламени
Формула вещества
1
Красный
(или карминно
красный)
LiCl
№ пробирки, результат наблюдения
2
3
Зеленый
(или желтозеленый)
Кирпичнокрасный
BaCl2
CaCO3
В ы в о д : чтобы определить катион металла, входящий в вещество, можно
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка, а можно
определить ион по цвету пламени.
Задание 3.
Схема превращений: CaO
H2O Na2CO3 HCl
→
3
CaCO
→
→
Ca(OH)
2
CaCl
2
Уравнения превращений (здесь нет необходимости записывать уравнения в
ионном виде, так как на данном уроке эта задача не ставится):
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3
↓
+ 2NaOH
(может быть и другой реактив –
СО2)
CaCO3 + 2HCl = CaCl2+ H2O + СО2↑Пояснение к п р о б л е м н о м у о п ы т у :
1) При нагревании смеси кристаллического сульфита натрия с
фенолфталеином появляется малиновая окраска, обусловленная наличием
гидроксиданионов. Это происходит благодаря дегидратации соли, ее
частичному растворению и диссоциации на ионы:
Na2SO3 ∙ 7H2O
2) Так как соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то
Na2SO3
+ + SO3
Na→ 2SO3 + 7H2O;
2Na→
2–
происходит ее гидролиз, приводящий к накоплению гидроксиданионов:
↔
NaHSO
Na2SO3 + H2O
3) Если смесь охладить, то наблюдается смещение химического равновесия
гидролиза в противоположном направлении; малиновая окраска сначала
ослабевает, а затем исчезает почти полностью.
3 + NaOH
Пояснение к м ы с л е н н о м у э к с п е р и м е н т у :
1) Для качественного определения ионов магния не используется реакция
окрашивания пламени соединениями магния, так как магний образует
нерастворимое основание (осадок белого цвета) и можно определить наличие
ионов магния с помощью реакции с раствором гидроксида натрия.
Уравнение: MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na↓
Mg2+ + 2OH– = Mg(OH)2↓
2) Сначала образуется нерастворимая средняя соль – карбонат кальция
(CaCO3). При дальнейшем пропускании углекислого газа CaCO3 взаимодействует
с ним, что приводит к образованию кислой соли – гидрокарбоната кальция
(Ca(HCO3)2), растворимой в воде. При нагревании кислой соли происходит ее
разложение:
2SO4;
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
t°
Ca(HCO3)2
→
CaCO
↓
+ CO
3
2 + H2O
Дополнительные проблемные опыты
Вытеснение металлов из растворов солей.
Реакция моделируется на примере взаимодействия железа с раствором
сульфата меди (II). Проблемный опыт проводится на примере взаимодействия
этого же раствора с кальцием или литием (порция со спичечную головку
выдается в фарфоровой чашке под слоем керосина).Ожидаемого выделения меди не происходит, так как щелочные и щелочно
земельные металлы взаимодействуют с водой, присутствующей в растворе соли.
В итоге образуется щелочь, которая приводит к образованию гидроксида меди
(II) (в примере с кальцием) или к образованию гидроксида, разлагающегося под
действием теплового эффекта реакции до оксида меди (II) (в случае с литием):
Ca + CuSO4 + 2H2O = Cu(OH)2 + H↓ 2
↑
+ CaSO
↑
+ Li
2SO4
2Li + CuSO4 + 2H2O = Cu(OH)2 + H2
СuO H2O
Результаты проведенных параллельно опытов можно обсудить с точки зрения
различий в продуктах реакции (почему в реакции с кальцием гидроксид меди (II)
не разлагается, а реакция с литием приводит к образованию оксида?). Это
подводит обучающихся к новому уровню обобщения материала.
4