Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
металлы и их соединения.docx
Практическая работа № 6
МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Решение экспериментальных задач
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) спиртовка, зажим пробирочный, штатив с пробирками, стакан с водой,
стеклянная палочка;
2) в пронумерованных пробирках твердые вещества: сульфат меди (II),
cульфат железа (II), сульфат цинка; реагенты: Fe (порошок), H2SO4, FeCl3, NaOH,
AlCl3.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните
верные утверждения:
а) Натрий хранят в плотно закрытой стеклянной банке под слоем керосина.
б) Все металлы подвергаются коррозии.
в) Металлы побочных подгрупп образуют нерастворимые основания.
З а д а н и е 2. Распознайте вещества
в пронумерованных пробирках
(кристаллические сульфат меди (II), cульфат железа (II), сульфат цинка) с
помощью одного реактива. Заполните таблицу, запишите уравнения химических
реакций в молекулярном и ионном виде.
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
Реактивы
1) Растворение
2) Качественная проба
Формула вещества
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Цепочка превращений.
Составьте схему превращений хлорида алюминия в сульфат алюминия, а
Напишите
затем осуществите это же экспериментальным путем.
соответствующие реакции в молекулярном и ионном виде.
→
?
П о д с к а з к а : AlCl3
→ 2(SO4)3
Al
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт с катионами металлов.
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III) и опустите
на шпателе немного порошка железа. Сделайте предположение о возможности
протекания реакции. Нагрейте содержимое пробирки. Затем отлейте немного
раствора в другую пробирку и проведите качественную реакцию на катионы
железа в растворе с помощью гидроксида натрия. Запишите наблюдения и
попробуйте их объяснить с помощью уравнения реакции.
Действия
Наблюдения___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4 А. Дополнительный проблемный опыт.
Предположите возможность протекания реакции между растворами
сульфата железа (II) и нитрата серебра. Запишите уравнение реакции.
С помощью реактивов проведите данный опыт. Сравните результаты опыта с
составленным уравнением. Отлейте часть раствора в другую пробирку и
проведите качественный анализ на наличие ионов железа в растворе. Запишите
ваши наблюдения и выводы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 6
МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Задание 1. а, в.
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с тверд. CuSO4 (1), FeSO4 (2),
ZnSO4 (3); раствор NaOH.Реактивы
1) Растворение
2) Качественная проба –
рр NaOH
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
Образуется
раствор голубого
цвета
Хлопьевидный
осадок голубого
цвета
CuSO4
Образуется раствор
желтовато
зеленоватого цвета
Осадок темно
зеленого цвета
FeSO4
Образуется
бесцветный
раствор
Студенистый
осадок белого
цвета
ZnSO4
Уравнения:
CuSO4 + 2NaOH = Сu(OH)2 + Na↓
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na↓
ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na↓
Задание 3.
AlCl3
Уравнения: 1) AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3
2SO4
2SO4
2SO4
Al→ 2(SO4)3
→
Al(OH)
3
Cu2++ 2OH– = Сu(OH)2↓
Fe2++ 2OH– = Fe(OH)2↓
Zn2++ 2OH– = Zn(OH)2↓
↓
+ 3NaCl – белый гелеобразный
осадок
Al3+ + 3OH– = Al(OH)3
↓
2) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O – растворение осадка
2Al(OH)3 + 6H+ = 2Al3+ + 6H2O
П р о б л е м н ы й о п ы т .
Действия
Наблюдения
1. В раствор FeCl3 добавил порошок железа и
нагрел смесь
2. Отлил часть раствора в другую пробирку и
добавил раствор NaOH
Цвет раствора стал бледножелтым
Выпал осадок темнозеленого цвета
В ы в о д : в растворе находятся ионы Fe2+,
прошла окислительно
восстановительная реакция.
Уравнение: Fe + 2FeCl3 = 3FeCl2
1
2
Fe0 –2ē = Fe+2
Fe+3 + ē = Fe+2
восстановитель
окислитель
Пояснение к п р о б л е м н о м у о п ы т у (для обучающихся продвинутого
уровня).Г и п о т е з а , выдвинутая учениками, может быть следующей: при
взаимодействии растворов сульфата железа (II) и нитрата серебра идет реакция
обмена, при которой выпадает осадок Ag2SO4 белого цвета. Это подтверждает
уравнение реакции:
FeSO4 + 2AgNO3 = Fe(NO3)2 + Ag2SO4
Но при проведении эксперимента наблюдается осадок серого цвета.
Качественный анализ катионов в растворе показывает, что в растворе находятся
ионы Fe3+.
2– + 2Ag+ = Ag2SO4 ↓
↓ SO4
В ы в о д : прошла окислительновосстановительная реакция. Окислительные
свойства иона серебра (Ag+) в растворе значительно выше окислительных
свойств иона железа (Fe2+).
Уравнение: 3FeSO4 + 3AgNO3 = 3Ag + Fe↓
2(SO4)3 + Fe(NO3)3
1
1
Fe+2 – ē = Fe+3
Ag+ + ē = Ag0
восстановитель
окислитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.