Практическая работа "Металлы и их соединения", 9 класс, карточка - путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала металлы и их соединения.docx
Практическая работа № 6 МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Решение экспериментальных задач Ц е л ь :   совершенствовать   умения   решать   экспериментальные   задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   1) спиртовка, зажим пробирочный, штатив с пробирками, стакан с водой, стеклянная палочка;  2) в пронумерованных   пробирках   твердые   вещества: сульфат меди   (II), cульфат железа (II), сульфат цинка; реагенты: Fe (порошок), H2SO4, FeCl3, NaOH, AlCl3. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е  1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните верные утверждения: а) Натрий хранят в плотно закрытой стеклянной банке под слоем керосина. б) Все металлы подвергаются коррозии. в) Металлы побочных подгрупп образуют нерастворимые основания. З а д а н и е   2.  Распознайте   вещества     в   пронумерованных   пробирках (кристаллические сульфат меди (II), cульфат железа (II), сульфат цинка) с помощью одного реактива. Заполните таблицу, запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. № пробирки, результат наблюдения I II III Реактивы 1) Растворение 2) Качественная проба Формула вещества ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  3. Цепочка превращений. Составьте   схему   превращений   хлорида   алюминия   в   сульфат   алюминия,  а   Напишите затем   осуществите   это   же   экспериментальным   путем. соответствующие реакции в молекулярном и ионном виде. →     ?   П о д с к а з к а :  AlCl3    → 2(SO4)3  Al ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4. Проблемный опыт с катионами металлов. В   пробирку   налейте   2   мл   раствора   хлорида   железа   (III)   и   опустите на шпателе немного порошка железа. Сделайте предположение о возможности протекания  реакции.  Нагрейте  содержимое   пробирки.  Затем   отлейте  немного раствора   в  другую   пробирку   и   проведите   качественную   реакцию   на   катионы железа   в   растворе   с   помощью   гидроксида   натрия.   Запишите   наблюдения   и попробуйте их объяснить с помощью уравнения реакции. Действия Наблюдения___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4 А. Дополнительный проблемный опыт. Предположите   возможность   протекания   реакции   между   растворами сульфата железа (II) и нитрата серебра. Запишите уравнение реакции. С помощью реактивов проведите данный опыт. Сравните результаты опыта с составленным   уравнением.   Отлейте   часть   раствора   в   другую   пробирку   и проведите качественный анализ на наличие ионов железа в растворе. Запишите ваши наблюдения и выводы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 6 МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Задание 1. а, в. Задание 2.  Реактивы:   3 пронумерованные   пробирки с тверд.   CuSO4  (1), FeSO4    (2), ZnSO4 (3); раствор NaOH.Реактивы 1) Растворение 2) Качественная проба –  р­р NaOH Формула вещества № пробирки, результат наблюдения I II III Образуется  раствор голубого  цвета Хлопьевидный  осадок голубого  цвета CuSO4 Образуется раствор  желтовато­ зеленоватого цвета Осадок темно­ зеленого цвета FeSO4 Образуется  бесцветный  раствор  Студенистый  осадок белого  цвета ZnSO4 Уравнения: CuSO4 + 2NaOH = Сu(OH)2 + Na↓ FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na↓ ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na↓ Задание 3. AlCl3   Уравнения:   1) AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 2SO4  2SO4  2SO4    Al→ 2(SO4)3 →   Al(OH) 3   Cu2++ 2OH– = Сu(OH)2↓ Fe2++ 2OH– = Fe(OH)2↓           Zn2++ 2OH– = Zn(OH)2↓ ↓  + 3NaCl – белый гелеобразный осадок        Al3+ + 3OH– = Al(OH)3   ↓                    2) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O – растворение осадка          2Al(OH)3 + 6H+ = 2Al3+ + 6H2O П р о б л е м н ы й   о п ы т . Действия Наблюдения 1. В раствор FeCl3 добавил порошок железа и  нагрел смесь 2. Отлил часть раствора в другую пробирку и  добавил раствор NaOH Цвет раствора стал бледно­желтым Выпал осадок темно­зеленого цвета В ы в о д :   в   растворе   находятся   ионы   Fe2+,    прошла   окислительно­ восстановительная реакция.    Уравнение:     Fe + 2FeCl3 = 3FeCl2  1 2 Fe0 –2ē = Fe+2 Fe+3 + ē = Fe+2 восстановитель окислитель Пояснение к   п р о б л е м н о м у   о п ы т у  (для обучающихся продвинутого уровня).Г и п о т е з а ,  выдвинутая   учениками,   может   быть   следующей:   при взаимодействии растворов сульфата железа (II) и нитрата серебра идет реакция обмена, при которой выпадает осадок Ag2SO4  белого цвета. Это подтверждает уравнение реакции: FeSO4 + 2AgNO3 = Fe(NO3)2 +  Ag2SO4  Но   при   проведении   эксперимента   наблюдается   осадок   серого   цвета. Качественный анализ катионов в растворе показывает, что в растворе находятся ионы Fe3+.  2– + 2Ag+ = Ag2SO4 ↓   ↓ SO4 В ы в о д :   прошла окислительно­восстановительная реакция. Окислительные свойства   иона   серебра   (Ag+)     в   растворе   значительно   выше   окислительных свойств иона железа (Fe2+). Уравнение:  3FeSO4 + 3AgNO3 = 3Ag  + Fe↓ 2(SO4)3 + Fe(NO3)3   1 1 Fe+2 – ē = Fe+3 Ag+ + ē = Ag0 восстановитель окислитель