Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 3
МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата никеля,
хлорида железа (III), cульфата меди (II);
2) чистые пробирки, спиртовка, зажим;
3) реактивы: рры FeCl3, NaOH, СuSO4, Na2CO3, свежеосажденная медь (или
железный гвоздь для получения свежеосажденной меди из раствора медного
купороса), смесь порошка угля и CuO.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) тушить спиртовку, накрывая колпачком.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды металлов побочных подгрупп являются основными.
2) В ряду Co, Ni, Cu электроотрицательность атомов увеличивается.
3) Гидроксид железа (III) взаимодействует и с серной кислотой,
и с гидроксидом калия.
4) Железо реагирует с хлором. При этом образуется хлорид железа (II).
5) В соединениях Cu2(OH)2CO3
и CuOHCl степень окисления меди
одинакова.
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
С помощью одного реактива определите каждое из трех веществ
(растворы солей сульфата никеля, хлорида железа (III), cульфата меди
(II)), находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу «Анализ
растворов солей», запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и
обобщенный вывод (за справкой обратитесь к таблице «Качественное
определение ионов»).№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Метод определения
Цвет раствора
Формула реактива
Формула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
В порошке угля содержится примесь оксида меди (II). Предложите способы
выделения чистой меди и осуществите один из них экспериментально.
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обсудите план
действий с соседом по парте. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующей(их) реакции(
й).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос:
«Какой способ получения металла был использован?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Соединения металлов побочных
подгрупп».
Известно, что металлы, стоящие в ряду напряжений левее, вытесняют
металлы, стоящие правее, из растворов их солей. А может ли быть наоборот?
1) В пробирку со свежеосажденной медью прилейте 2 мл раствора хлорида
железа (III) и наблюдайте 1–2 минуты.
2) Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие
вопросы:
а) О чем говорит изменение окраски раствора?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Каким свойством обладают катионы металлов?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
Дано твердое кристаллическое вещество белого цвета. При добавлении к
нему воды образуется бесцветный раствор. При добавлении к этому растворураствора хлорида бария выделяется белый осадок, нерастворимый в кислотах.
При взаимодействии этого раствора с раствором карбоната натрия образуется
белый студенистый осадок и выделяется газ. Если выделяющийся газ пропустить
через баритовую воду, то появляется осадок белого цвета. Составьте уравнения
всех описанных реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 3
МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Задание 1. Б (2, 3, 5).
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата
никеля (1), хлорида железа (III) (2), cульфата меди (II) (3); раствор
гидроксида натрия.
Метод
определения
Цвет раствора
Рр NaOH
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
1
Яркозеленый
Осадок зеленого
цвета
NiSO4
2
Темножелтый
Осадок бурого
цвета
FeCl3
3
Голубой
Осадок голубого
цвета
CuSO4
Уравнения реакций:
↓
NiSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Ni(OH)2
↓
FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
В ы в о д : для качественного определения ионов металлов необходимо
провести химические реакции, при которых эти ионы связываются
в нерастворимые вещества в виде определяемого осадка.
+ 2OH– = Ni(OH)2↓
+ 3OH– = Fe(OH)3↓
+ 2OH– = Cu(OH)2↓
↓
2+
Ni
Fe3+
Cu2+
Задание 3.1) Физическим методом (отстаиванием) можно разделить смесь (оксид
меди (II) осядет на дно, порошок угля – всплывет). Затем пропустить через
оксид меди (II) водород (H2: CuO + H2 = Cu + H2O).
2) Так как уголь – хороший восстановитель, то можно просто нагреть смесь.
Действия
Наблюдения
Смесь, состоящую из угля и CuO, нагреваю
В смеси появляются вкрапления красноватого
цвета
t°
Уравнение: CuO + C = Cu + CO
В ы в о д : при нагревании оксида металла с углем происходит окислительно
восстановительная реакция – восстановление чистого металла. Данные способы
получения металлов из их соединений относят к пирометаллургии.
Задание 4.
При добавлении свежеосажденной меди к раствору хлорида железа (III)
раствор меняет окраску с желтоватокоричневой на зеленую, что может быть
связано с одновременным нахождением гидратированных ионов Fe3+ и Cu2+ в
растворе.
При дальнейшем наблюдении раствор становится голубым.
Следовательно, в растворе остаются только катионы Cu2+.
Уравнение реакции: Cu + FeCl3 = CuCl2 + 2FeCl2
Fe3+ + ē = Fe2+ – окислитель
Cu0 – 2ē = Cu2+ – восстановитель
В ы в о д : катион Fe3+ обладает сильными окислительными свойствами.
П р и м е ч а н и е . Данную реакцию очень удобно проводить в фарфоровой
чашке для выпаривания, так как на белом фоне лучше различается изменение
цвета раствора.
Задание 4А.
Раствор вещества + BaCl2 = белый осадок => это сульфат.
Раствор вещества + Na2CO3 = белый студенистый осадок => это соль цинка.
Твердое кристаллическое вещество белого цвета – сульфат цинка.
При постепенном добавлении к этому раствору раствора карбоната натрия
появляется белый студенистый осадок (гидроксид цинка) и выделяется газ
(оксид углерода (IV)), который при пропускании через баритовую воду дает
белый осадок – карбонат бария:
ZnSO4 + Na2CO3 + H2O =
= Zn(OH)2 + Na2SO4 + CO2↑
Ba(OH)2 + CO2 = BaCO3
+ Н↓
2O