Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 4
НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия, сульфата
натрия, карбоната натрия;
2) чистые пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, зажим
пробирочный (или лабораторный штатив), фарфоровая чашка для выпаривания;
3) реактивы: СuSO4(тв.), хим. стакан с водой, рры HCl (5%ный), NaOH,
BaCl2, AgNO3, Na2SiO3; NH4Cl(конц.).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) тушить спиртовку, накрывая колпачком.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды неметаллов являются кислотными.
2) Галогеноводороды – сильные восстановители.
3) Простые вещества неметаллы – сильные восстановители.
4) Все кислоты – сильные электролиты.
5) Соли серной кислоты называют купоросами.
6) Фенол – более сильная кислота, чем угольная.
З а д а н и е 2. Качественное определение анионов кислотных остатков.
Определите каждое из трех веществ (растворы хлорида натрия, сульфата
натрия, карбоната натрия), находящихся в пробирках без этикеток.
Заполните таблицу, напишите соответствующие уравнения химических реакций
(в молекулярном и ионном виде) и сделайте обобщенный вывод (за справкой
обратитесь к таблице «Качественное определение ионов»).
Метод определения
Реактив 1:
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
IМетод определения
Реактив 2:
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д ы . Чтобы определить качественный состав аниона, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде __________________
____________. На ион _____________ – ________________________,
на ион __________ – __________ (анализирующий катион).
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите следующее превращение: CuSO4 (тв.)
Действуйте по плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обсудите этот план с
CuCl
→
2(тв.)
соседом по парте. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующей(их) реакции(
й).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос:
«Каким методом можно получить соль сильной кислоты из соли сильной
кислоты и как выделить соль из раствора?».___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Получение кремниевой кислоты при
взаимодействии двух солей».
1) В пробирку налейте 2 мл рра Na2SiO3 и добавьте рр NH4Cl. Нагрейте ее.
Что наблюдаете?
2) Смочите универсальный индикатор водой и поднесите его к горлышку
пробиркиреактора. Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на
следующие вопросы:
а) Как гидролизуются эти соли в растворах?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях гидролиза?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
В одну пробирку налили 1 мл фосфорной кислоты, а в другую – 1 мл
раствора гидроксида кальция. Затем в пробирку с фосфорной кислотой по
каплям добавляли гидроксид кальция, а в пробирку с гидроксидом кальция – по
каплям раствор фосфорной кислоты. Ответьте на вопросы: «Изменится ли
"сумма" от перемены мест "слагаемых", то есть будет ли результат опытов
одинаковым? Если да, то почему?». Поясните ответ с помощью уравнений
химических реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 4
НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Задание 1. 1, 2, 5
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия (1),
сульфата натрия (2), карбоната натрия (3); растворы хлорида бария,
соляной кислоты.
Сначала испытываем все растворы с помощью раствора BaCl2. Пробирка, в
которой нет осадка, – хлорид натрия.Далее подвергаем анализу с помощью раствора соляной кислоты две
оставшиеся пробирки. Пробирка, в которой будет наблюдаться выделение газа,
содержит карбонат бария.
Метод определения
Рр BaCl2
Рр HCl
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
2
3
Осадок белого цвета
Осадок белого цвета
–
Na2SO4
Вскипание
Na2CO3
1
–
–
NaCl
Уравнения реакций:
↓
1) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4
+ 2NaCl SO
↓
Na2CO3 + BaCl2 = BaСO3
+ 2NaCl СO
↓
2–
+ Ba2+ = BaSO4
4
+ Ba2+ = BaСO3↓
2–
3
2) BaSO4 + HCl ≠
BaСO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
BaСO3 + 2H+ = Ba2+ + H2O + CO2↑
В ы в о д : чтобы определить качественный состав аниона, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа. На
ион SO4
2– качественным является ион Ba2+ , на ион СO3
2– – ион H+.
↑
Задание 3.
1. Схема превращения:
растворение BaCl2 выпаривание
CuSO4 (тв.) CuSO4(раствор.) CuCl2(раствор.) CuCl2(тв.)
2 – в растворе.
Уравнения: 1) CuSO4 + BaCl2 = BaSO4
2) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.
2. Схема может быть и другой:
растворение NaOH HCl выпаривание
+ CuCl
↓
CuSO4 (тв.) CuSO4(раствор.) Cu(OH)2 CuCl2(раствор.) CuCl2(тв.)
↓
Уравнения: 1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2
2) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
3) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.
Задание 4. Получение кремниевой кислоты при взаимодействии двух
+ Na
2SO4
солей.
При сливании растворов силиката натрия и хлорида аммония неожиданным
становится появление в реакции студенистого белого осадка и запаха аммиака,так как мы знаем, что аммиак выделяется только при взаимодействии солей
аммония со щелочами, а в опыте была использована соль. Ситуация
несоответствия разрешается путем написания уравнений гидролиза соли
аммония и силиката. Выясняется, что у солей – противоположный тип
гидролиза.
SiO3
2NH4
2– + 2H2O
+ + 2OH–
H↔ 2 SiO3 + 2OH–
2NH↔
3 ∙ H2O NH3↑
↓
+2NaCl + 2NH
Na2SiO3 + 2H2O + 2NH4Cl = H2 SiO3
H2O
В ы в о д : соли, гидролизующиеся по разному типу, могут усиливать гидролиз
друг друга; усиление гидролиза происходит при связывании ионов в
газообразные вещества или вещества, выпадающие в осадок, а также при
нагревании растворов.
4OH
Задание 4А.
Результат сливания растворов фосфорной кислоты и гидроксида кальция
будет разным, так как в первом случае (при постепенном добавлении гидроксида
к кислоте) избыток кислоты приводит к образованию кислых солей, растворимых
в воде:
1) H3PO4 + Ca(OH)2 = Ca(H2PO4)2 + H2O (дигидрофосфат кальция)
2) Ca(H2PO4)2 + Ca(OH)2 = CaHPO4 + H2O (гидрофосфат кальция)
и т. д.
Осадок появляется не сразу.
Если к гидроксиду кальция постепенно приливать фосфорную кислоту, то
его избыток сразу приведет к образованию осадка ортофосфата кальция –
средней нерастворимой соли:
3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2
+ 6H↓
2O
При дальнейшем добавлении кислоты эта соль растворится, превратившись в
кислую.