Тема занятия: Электрический ток и его характеристики.
Цель занятия:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия силы тока, электрического напряжения и сопротивления, расширить представления учащихся об области применения электрического тока, ознакомить с научной деятельностью ученых: Ампера, Вольта, Ома.
Развивающие: развивать у учащихся ключевые компетенции, а именно: способность выделять главное при составлении конспекта, содействовать развитию у учащихся умения анализировать, систематизировать и сравнивать, развивать логику, учить моделировать процессы на компьютере.
Воспитательные: развивать у учащихся коммуникативность и критичность, используя работу по взаимопроверке, воспитывать внимание, чувство ответственности, терпимости к суждениям товарищей, развивать интерес к дисциплине.
ПОАНО «ВМК»
43
Практическое занятие №1.
Тема занятия: Электрический ток и его характеристики.
Цель занятия:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия силы тока, электрического
напряжения и сопротивления, расширить представления учащихся об области
применения электрического тока, ознакомить с научной деятельностью ученых:
Ампера, Вольта, Ома.
Развивающие: развивать у учащихся ключевые компетенции, а именно: способность
выделять главное при составлении конспекта, содействовать развитию у учащихся
умения анализировать, систематизировать и сравнивать, развивать логику, учить
моделировать процессы на компьютере.
Воспитательные: развивать у учащихся коммуникативность и критичность,
используя работу по взаимопроверке, воспитывать внимание, чувство
ответственности, терпимости к суждениям товарищей, развивать интерес к
дисциплине.
Конспект урока:
Актуализация пройденного материала:
Преподаватель: Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить
изученный ранее материал ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Что такое – электрический заряд?
Какие существуют заряды?
Как называются наименьшие заряды?
Как происходит перераспределение зарядов?
Что такое – электрическое поле?
Как ведет себя заряд в электрическом поле?
Тема и задачи урока:
Преподаватель:
Сегодня мы будем с вами дальше вести разговор о зарядах, о их
поведении при определенных условиях.
Наша задача выяснить, что такое электрический ток и какие у него
характеристики.
Объяснение нового материала:
Преподаватель: Представьте себе такую ситуацию: к вам в группу
пришёл новый учащийся. Что для вас важнее в нём:ПОАНО «ВМК»
внешность,
характер,
44
его материальное состояние, или чтото другое? (Ответ: характер)
Преподаватель: Давайте проведём аналогию с темой, которую сейчас
изучаем. ''Новым учащимся'' будет сама тема ''Электрический ток''. Вы уже
знаете его определение и условия существования. Что, повашему,
необходимо теперь выяснять о нём? (Ответ: характер). Почти правильно.
Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока.
А что такое электрический ток? (определение электрического тока)
Назовите условия существования электрического тока?
наличие свободных зарядов в проводнике;
наличие внешнего электрического поля)
Отметьте эти условия у себя в ОК. (работают по заполнению конспекта)
Преподаватель: Какие ассоциации у вас вызывает движение
электронов? (Ответ: течение воды). Вот мы с вами и рассмотрим
характеристики электрического тока на примере тока воды.
Вы знаете, как называется начало реки, ручейка? (Ответ: исток)
Посмотрите полная аналогия ведь протекание электрического тока в
цепи не возможно без источника тока. Похожие названия? Это потому, что в
17 веке учёныефизики рассматривали электричество как бесцветную,
невидимую, вез вкуса и запаха жидкость, которая переносит из одной точки
пространства в другую некоторые особенные свойства. Отсюда и похожие
названия.
Мотивационный этап.
Преподаватель: Чем отличаются эти два потока? (Ответ: скоростью
течения). А одинаковая ли сила движет этими частицами воды? И как зависит
скорость течения от этой силы? (Ответ: Сила различная. Чем сила больше,
тем скорость течения больше.)ПОАНО «ВМК»
45
Вывод правильный. А у меня для Вас есть небольшой сюрприз
(демонстрация опыта зависимости силы тока от напора струи жидкости).
Оборудование: алюминиевый чайник с солёной водой, железная
ложечка, гальванометр от демонстрационного амперметра, стакан, соедини
тельные провода.
(В зависимости от уровня подготовки группы, обыграть этот опыт
можно поразному. Можно сказать, что это волшебная жидкость осталась в
древнем сосуде ещё с …века. Для более подготовленных учащихся можно
предложить разгадать сущность этого опыта. Очень интересно вернуться к
этому опыту при изучении этой же темы в школе. Если заменить железную
ложку алюминиевой, то легко перейти к разности потенциалов. Переход
получается особенно эффектно, если ложечки найти одинаковые, а заменить
их во время опыта незаметно для учащихся!)
Посмотрите, в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем
сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.
(Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение)
Усвоение новых знаний.
Вот и первая характеристика электрического тока. Она называется
сила тока.
Обозначается I. Измеряется в Амперах. Вычисляется по формуле: I=
q/t . Ампер является одной из основных единиц и определяется по силе
взаимодействия двух параллельных проводников с током. Названа так в честь
французского учёного А. Ампера.
Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за
время равное 1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл:1А=1Кл/1с.
Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных –
1кА. Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека.
Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами.
Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надоПОАНО «ВМК»
измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, '''' к '''' источника тока.
(Демонстрация опыта измерения силы тока в цепи).
46
На схеме Амперметр обозначается +
Для того чтобы электроны пришли в движение необходимо приложить
внешнюю силу.
Преподаватель: Что является в реке такой внешней силой? (разница
давлений). А как называют эту разницу давлений подругому? Давайте
посмотрим видеосюжет. Как вы считаете, что изменилось? (Напор)
Характеристика электрического тока будет называться напряжение.
Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле,
которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой.
Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим
полем, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном
участке цепи.
Обозначается U. Измеряется в Вольтах, в честь физика А. Вольта
Вычисляется по формуле U= A/q
1Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при
протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1Дж:
1В= 1Дж/1Кл.
Для измерения больших напряжений используют 1кВ, малых – 1мВ.
Напряжение в сухих помещениях выше 42В и выше 12В в сырых, является
опасным для жизни человека.
Прибор для измерения напряжения называется вольтметр. Клеммы
вольтметра подключают к началу и концу того участка, напряжение на
котором надо определить (т.е. параллельно), ''+'' к ''+'' источника, '''' к ''''
(демонстрация опыта измерения напряжения на
источника тока.
электрической лампе). На схеме Вольтметр обозначается +
Преподаватель: Как вы считаете, в горной реке камни помогают или
препятствуют скорости течения? (Препятствуют)ПОАНО «ВМК»
47
Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток
проводников, мешая движению электронов. Т.к. ионы заряжены “+”, а
электроны “”, электроны при своём движении притягиваются к ионам. В
проводнике возникает электрическое сопротивление.
Свойство проводников ограничивать силу тока в цепи, т.е.
называют электрическим
противодействовать электрическому току,
сопротивлением.
Сопротивление обозначается буквой R, измеряется в Омах в честь
немецкого учёного Г. Ома, открывшего закон, связывающий основные
электрические характеристики. За 1 Ом принимают сопротивление такого
проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1А.
1Ом= 1В/1А
Небольшие сопротивления измеряют в мОм, большие в кОм и МОм.
Разные проводники обладают разным сопротивлением изза различия в
строении.
Мы познакомились с характеристиками электрического тока.ПОАНО «ВМК»
«Электрический ток в различных средах».
1. Заполните таблицу:
48
Проводящая среда
Носители электрического
заряда
Вольт амперная
характеристика (ВАХ)
Применение
Металлы
Полупроводники
Вакуум
Газы
Электролиты