Практическая работа по русскому языку "Подготовка публичной речи"

  • Контроль знаний
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Рус¬ский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отноше¬нию к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятель¬ностью и цельностью.
Иконка файла материала Практическое занятие34ря.doc
Тема: Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Практическое занятие34. Цель:  совершенствовать   умение   подготовки   публичной   речи,   уяснить   особенности публичного выступления, развитие риторических навыков Порядок выполнения работы: 1 задание: Повторение и закрепление теоретических сведений о публицистическом стиле речи (использовать таблицу№1,№2.) Таблица 1. Дифференциальные признаки функциональных стилей Дифферен циальные признаки Сфера общения Основные функции Подстили Разговорный стиль Официально­ деловой Научный Книжные стили Бытовая Общение Административно ­ правовая Сообщение Научная Сообщение Разговорнобытовой, разговорно­офи­ циальный Собственно научный, Законодательный, дипломатический, канцелярский научно­учебный, научно­инфор­ мативный Основные жанровые разновид Таблица 2. Языковые особенности функциональных стилей Бытовой диалог, беседа, частное письмо, записка закон, указ, предписание Деловой документ, постанов­ление, учебник, статья, реферат, рецензия диссертация, доклад, Монография, ности Императивность; Официально­ точность, не деловой допускающая Книжные стили Обобщенно­от­ Научный влеченный характер изложе­ экспрессии и стандарта Публицистиче ский Общественно политическая Сообщение и воздействие Г азетно­публи­ цистический, информацио нный, ораторский, радио­ и телевидения Язык художест­ венной литературы Художественн ая Воздействие (эстетическая) Проза, поэзия, драма Статьи в газетах и журналах, очерки, Роман, повесть, выступления по радио и рассказ, стихотворение, элегия, комедия, трагедия и пр. Художественн Язык худо­ ообразная жественной конкретизация литературы Широкое ис­ ; эмоциональность, экспрессивность, пользование всего словарного запаса языка, намеренное индивиду столкновение раз­ ностилевой лексики ализирован­ ность телевидению, информационные программы Публици стический Чередование Обществен­но­ политическая лексика, упот­ ребление слов в переносном значении, экс­ прессивно окрашенная лексика Публицистиче ская фразеология Сочетание экс­ прессивных и стандартных языковых средств Сочетание разговорной и Подчиненност фразеологии книжной ь использования языковых средств образной мысли, художественному Частотность форм родительного па­ дежа суще­ ствительных, употребление причастных форм замыслу Использо­вание форм, в которых проявляется категория конкретности, высокая частотность глагольных форм Языко вые Стилеоб особен разующие ности черты Лекси ческие особен ности Разговорный стиль Непринужденность, непосредствен­ Разговорная и ность и не­ просторечная лексика, высокая частотность подготовленность, слов с эмоционально­ эмоциональность, экспрессивной экспрессивность, оценочная реакция окраской и суффиксами субъективной оценки Харак тер устой чивых Общие сочета языковые ний особеннос ти Морфо логиче ские особен ности Разговорные фразеологические Стереотипность единицы и устойчивые использования язы­ словосочетания ковых единиц, неполнострук­ турная оформ­ ленность, пре­ рывистость и Г рамматиче­ские непоследова­ тельность речи и просторечной окраской, пре­ формы с разговорной обладание глаголов над существительным Профессиональная Научная терминология, и терми­ разночтений; нологическая логичность, лексика, за­ официальность, имствованные бесстрастность, слова, слож­ неличный характер носокращенные речи слова и аббревиатуры Сочетания тер­ минологического характера, речевые клише, атри­ Стандартность, бутивно­именные упорядоченность ис­ словосочетания пользования языковых средств Преобладание имени над место­ имением, употребительность от глагольных книжная лексика, высокая частотность ния, подчеркнутая абстрактной лексики логичность, смысловая точность, информативная насы­ щенность, объективность и безобразность изложения Т ермино логические   ис­ сочетания, клише, Обобщенно­ глагольные перифразы отвлеченный характер пользования лексических грамматических средств Яркое преобладание имени, частотность от глагольных сущест­ вительных, упот­ ребительность и   существительных единственного числа в значении множественного, глагольных форм во вневременном значенииСинтак сически е особен ности Преобладание простых предло­ жений, эллип­ тичность, актив­ ность вопроси­ тельных и вос­ клицательных конструкций, неполных кон­ струкций, ис­ пользование об­ ратного порядка слов, особых интонационных конструкций Усложнен ность синтаксиса, преобладание сложных предложений с обособлен­ ными членами Усложненность синтаксиса, преоб­ ладание безличных и неопределенно­ личных конструкций, вводных, вставных и уточняющих конструкций Исполь­зование всего арсенала имеющихся в русском языке синтаксичес­ ких средств Распростра­ ненность экспрессив­ ных синтак­ сических конструкций, частотность конструкций с обособле­ нием, инверсия и парцелляция 2 задание:  Прочитайте   фрагмент   из   очерка   А.К.   Ехалова   «Дорогой   Карла   Маркса», подчеркните в отрывке стилистические средства публицистического стиля, охарактеризуйте их как средства стандарта и средства экспрессии. Летом были у нас московские социологи, изучавшие общественное мнение, или, как это теперь   называется,   «менталитет   электората».   Надо   сказать,   что   уже   первые   опросы   населения показали, что московская социология имела представление о настроениях и думах сельского люда, подобное тому, как тетка Лида имела об устройстве и компетенции новых властных структур в районе.   Особенно   поразило   науку,   что   среди   колхозников   фактически   не   нашлось   желающих воспользоваться дарованными свободами и выйти из колхоза и взять в собственность землю, что среди   политических   деятелей   прошлого   наибольшей   популярностью   пользуются   Маленков   и Брежнев: один ­ за то, что прирезал земли к огородам и снял налоги, другой ­ за то, что «сам жил и другим давал», что самый желаемый политик будущего ­ Сталин. Не   уверен,   что   результаты   этой   социологической   экспедиции   повлияли   на   менталитет наших ведущих политиков. Судя по всему, те и другие живут каждый сам по себе и думают также каждый свою думу. Вот и тетка Лида, едва напившись чаю, говорит: ­ Сталина теперь надо бы на правление! Я спешил: ­ И   ты   туда   же.   Вы   же   здесь   сплошь   раскулаченные   и   высланные.   Давно   ли   ты   сама Сталина­то ругала? ­ Что с того.  Я  за порядок. Ты погляди, что деется! Брокеты да хермеры. Сахар ­ три тыщи, хлеб ­ полоторы. Мужики ­ все, как есть, поспились. Ежовы рукавицы надобны. Пронеси,   Еосподи!   Как   же  так  дожили   мы,   что  из  одних  тенет,   да  в   большие.   Что  за демократию   построили,   ставшую   лучшим   пропагандистом   и   агитатором   за   социалистическое, умытое слезами прошлое? 3 задание: Составить речь в публицистическом стиле (с использованием плана) Контроль: отчет в письменной и устной форме. План речи: 1 .Вступление 2.Основная часть 3. Заключение