Практическая работа "Подгруппа кислорода", 9 класс. карточка - путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала подгруппа кислорода.docx
Практическая работа № 2 ПОДГРУППА КИСЛОРОДА Ц е л ь :   совершенствовать   умения   решать   качественные   задачи, осуществлять превращения, проводить анализ наблюдаемого явления. Р е а к т и в ы  и   о б о р у д о в а н и е :  1) 3 пронумерованные пробирки с растворами  сульфата калия, хлорида натрия, серной кислоты; 2) растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида бария, твердый медный купорос, вода; 3) пробирки, химический стакан, универсальный индикатор. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1 .  Проверьте   свою   готовность   к   работе   –   выберите   и подчеркните   верные   утверждения   о   правилах   ТБ   при   работе   в   химической лаборатории. а) Пробирки с растворами солей нельзя нагревать в пламени спиртовки. б) Чтобы погасить пламя спиртовки, следует накрыть его колпачком. в)   Чтобы   получить   раствор   серной   кислоты,   надо   концентрированную кислоту влить в воду. З а д а н и е   2.  Определите   каждое   из   трех   веществ   (растворы  сульфата калия,   хлорида   натрия,   серной   кислоты),   находящихся   в   пробирках   без этикеток.   Заполните   таблицу,   составьте   уравнения   протекающих   реакций   в молекулярном и ионном виде. Реактивы Проба универсальным  индикатором Проба качественным  реактивом Проба качественным  реактивом № пробирки, результат наблюдения I II III рН: рН: рН: Протекание или  отсутствие реакции Протекание или  отсутствие реакции Протекание или  отсутствие реакции Протекание или  отсутствие реакции Протекание или  отсутствие реакции Протекание или  отсутствие реакцииФормула вещества ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В ы в о д .   Качественным   ионом   на   ион   _________   является   ион ______________________; качественным   ионом   на   ион   _____________   является   ион _____________________________; значит, в III пробирке ____________________ . З а д а н и е   3.  Составьте план получения соли в соответствии со схемой и    → CuCl2  (раствор).   Составьте осуществите   данные   превращения:  CuSO4  (твердая)    уравнения  реакций  в ионном виде.  Сделайте вывод, отобразив  полную  схему превращений. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е   4. Проведите мысленный эксперимент и ответьте на вопросы: 1) Можно ли такие газы, как кислород и сернистый газ  (оксид серы  (IV)), собрать методом вытеснения воды? Ответ обоснуйте. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________2)   Какие   реактивы   нужно   взять   для   осуществления   следующего 2­  =   BaSO4↓?   Запишите   уравнение   химической   реакции   в превращения:  Ba2+  +   SO4 молекулярном виде. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 2 ПОДГРУППА КИСЛОРОДА Задание 1. б, в. Задание   2.  Растворы   веществ,   находящихся   в   пробирках   без   этикеток,   – сульфат калия (1), хлорид натрия (2), серная кислота (3). Реактивы Проба индикатором Проба р­ром BaCl2 Проба р­ром AgNO3 Формула вещества № пробирки, результат наблюдения I нейтральная осадок белый  молочный – K2SO4 II нейтральная III кислая – метод исключения осадок белый  творожистый NaCl H2SO4 Уравнения реакций:   2H→ + + SO4 1) H2SO4  реакцию среды. ↓ 3  выпадает белый молочный осадок. 2– – наличие избытка H+ в растворе определяет кислую 2) K2SO4 + BaCl2 = 2KCl + BaSO4 3) NaCl + AgNO3 = AgCl В ы в о д :  качественным  ионом на ион SO4  ↓  + NaNO 2– + Ba2+ = BaSO4↓ SO4 Cl– + Ag+ = AgCl↓ 2­  является ион Ba2+  . При этомЗадание 3.  Реактивы: растворы NaOH, HCl,  BaCl2; CuSO4 ∙ 5H2O(тв.), H2O в стакане.  П л а н  получения СuCl2:  1) растворение медного купороса; 2) сливание растворов CuSO4 и NaOH; 3) добавление к осадку раствора соляной     кислоты. Уравнения реакций: CuSO4 + 2NaOH  = Cu(OH)2  + Na 2SO4   ↓ ↓  – голубой хлопьевид­     Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2     ный осадок     Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O     Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O В ы в о д : данные вещества можно получить путем следующих превращений:                                     растворение                      NaOH                             HCl →            CuSO4 ∙ 5H2O       2   Задание 4.  1) Можно только кислород, так как этот газ плохо растворяется  в воде. Сернистый газ хорошо растворим в воде. При этом взаимодействие оксида серы (IV) с водой – обратимая реакция:  SO2  + H2O   H↔ 2SO3.        CuSO    Cu(OH)   CuCl → 4    → 2 2) Все вещества для данного превращения должны быть растворимы в воде. Это могут быть: Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4  + 2HNO Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4  + 2H↓ 2O BaCl2 + K2SO4 = BaSO4  + 2KCl  + 2H↓ ↓ ↓ 2O 3