Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 2
ПОДГРУППА КИСЛОРОДА
Ц е л ь :
совершенствовать умения решать качественные задачи,
осуществлять превращения, проводить анализ наблюдаемого явления.
Р е а к т и в ы и о б о р у д о в а н и е :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами сульфата калия, хлорида
натрия, серной кислоты;
2) растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида бария, твердый
медный купорос, вода;
3) пробирки, химический стакан, универсальный индикатор.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1 . Проверьте свою готовность к работе – выберите и
подчеркните верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической
лаборатории.
а) Пробирки с растворами солей нельзя нагревать в пламени спиртовки.
б) Чтобы погасить пламя спиртовки, следует накрыть его колпачком.
в) Чтобы получить раствор серной кислоты, надо концентрированную
кислоту влить в воду.
З а д а н и е 2. Определите каждое из трех веществ (растворы сульфата
калия, хлорида натрия, серной кислоты), находящихся в пробирках без
этикеток. Заполните таблицу, составьте уравнения протекающих реакций в
молекулярном и ионном виде.
Реактивы
Проба универсальным
индикатором
Проба качественным
реактивом
Проба качественным
реактивом
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
рН:
рН:
рН:
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакцииФормула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д . Качественным ионом на ион _________ является ион
______________________;
качественным ионом на ион _____________ является ион
_____________________________;
значит, в III пробирке ____________________ .
З а д а н и е 3. Составьте план получения соли в соответствии со схемой и
→ CuCl2 (раствор). Составьте
осуществите данные превращения: CuSO4 (твердая)
уравнения реакций в ионном виде. Сделайте вывод, отобразив полную схему
превращений.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проведите мысленный эксперимент и ответьте на вопросы:
1) Можно ли такие газы, как кислород и сернистый газ (оксид серы (IV)),
собрать методом вытеснения воды? Ответ обоснуйте.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________2) Какие реактивы нужно взять для осуществления следующего
2 = BaSO4↓? Запишите уравнение химической реакции в
превращения:
Ba2+ + SO4
молекулярном виде.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 2
ПОДГРУППА КИСЛОРОДА
Задание 1. б, в.
Задание 2. Растворы веществ, находящихся в пробирках без этикеток, –
сульфат калия (1), хлорид натрия (2), серная кислота (3).
Реактивы
Проба индикатором
Проба рром BaCl2
Проба рром AgNO3
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
нейтральная
осадок белый
молочный
–
K2SO4
II
нейтральная
III
кислая
–
метод исключения
осадок белый
творожистый
NaCl
H2SO4
Уравнения реакций:
2H→ + + SO4
1) H2SO4
реакцию среды.
↓
3
выпадает белый молочный осадок.
2– – наличие избытка H+ в растворе определяет кислую
2) K2SO4 + BaCl2 = 2KCl + BaSO4
3) NaCl + AgNO3 = AgCl
В ы в о д : качественным ионом на ион SO4
↓
+ NaNO
2– + Ba2+ = BaSO4↓
SO4
Cl– + Ag+ = AgCl↓
2 является ион Ba2+ . При этомЗадание 3.
Реактивы: растворы NaOH, HCl, BaCl2; CuSO4 ∙ 5H2O(тв.), H2O в стакане.
П л а н получения СuCl2: 1) растворение медного купороса;
2) сливание растворов CuSO4 и NaOH;
3) добавление к осадку раствора соляной
кислоты.
Уравнения реакций: CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2
+ Na
2SO4
↓
↓
– голубой хлопьевид
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2
ный осадок
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
В ы в о д : данные вещества можно получить путем следующих превращений:
растворение NaOH HCl
→
CuSO4 ∙ 5H2O
2
Задание 4.
1) Можно только кислород, так как этот газ плохо растворяется в воде.
Сернистый газ хорошо растворим в воде. При этом взаимодействие оксида серы
(IV) с водой – обратимая реакция: SO2 + H2O
H↔ 2SO3.
CuSO
Cu(OH)
CuCl
→
4
→
2
2) Все вещества для данного превращения должны быть растворимы в воде.
Это могут быть:
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4
Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HNO
Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2H↓
2O
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl
+ 2H↓
↓
↓
2O
3