Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 4
ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV)
И РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ
Ц е л и : получить оксид углерода (IV) реакцией ионного обмена, выполнить
опыты, характеризующие его свойства, провести качественную реакцию на соль
угольной кислоты.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) карбонат кальция, растворы соляной кислоты, серной кислоты, карбоната
натрия, дигидрофосфата калия (или натрия);
2) прибор для получения газов, пробирка, штатив лабораторный (или
зажим пробирочный), стакан с водой, раствор гидроксида кальция, лучинка;
3) три пробирки с твердыми веществами: хлоридом натрия, сульфатом
натрия, карбонатом натрия.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните
верные утверждения.
а) Алмаз является смесью веществ.
б) При растворении карбоната кальция образуется неоднородная смесь.
в) Раствор гидрокарбоната натрия можно использовать для нейтрализации
кислоты.
З а д а н и е 2. Получение оксида углерода (IV).
Проведите необходимые действия и заполните таблицу:
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде
1. Закрепить пробирку с
карбонатом кальция в штативе,
добавить в нее раствор серной
кислоты и быстро закрыть
пробкой с газоотводной
трубкой
2. Опустить трубку в растворДействия
Наблюдения
Уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде
гидроксида кальция
(известковую воду)
3. Собрать газ в сухую
пробирку и проверить его
наличие с помощью горящей
лучинки
В ы в о д . Оксид углерода (IV) – газ, __________________________
___________________, который можно получить при ______________
___________________________________________________________
и собрать в _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________.
З а д а н и е 3. Проведите качественное определение соли угольной кислоты
среди выданных твердых солей (хлорида натрия, сульфата натрия,
карбоната натрия). Заполните таблицу и составьте уравнения протекающих
реакций.
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
Действия
Добавить 1 мл воды
Добавить раствор серной
кислоты
Формула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д . Качественным реактивом на ион СО3
2– является _________
_________________.
З а д а н и е 4. Проблемный эксперимент.
Вам знакома реакция взаимодействия карбоната натрия с гидросульфатом
калия. Вспомните, что происходит и почему. Проведите следующий опыт: краствору карбоната натрия прилейте раствор дигидрофосфата калия (KH2PO4).
Опишите свои наблюдения и попробуйте объяснить происходящее.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Ответьте на вопросы:
1) Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду
происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение взвеси? Напишите
уравнение соответствующей реакции.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Гидрокарбонат натрия имеет формулу NaHCO3. Подумайте, почему его
раствор не имеет кислой среды?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV) И РАСПОЗНАВАНИЕ
Практическая работа № 4
КАРБОНАТОВ
Задание 1. б, в.
Задание 2.Действия
Наблюдения
1. Закрепить пробирку с
карбонатом кальция в
штативе, добавить в нее
раствор соляной кислоты и
быстро закрыть пробкой с
газоотводной трубкой
2. Опустить трубку в
раствор гидроксида
кальция
(известковой воды)
Бурная реакция
с выделением
бесцветного
газа, без запаха
Наблюдается
выделение газа,
раствор
становится
мутным
3. Собрать газ в сухую
пробирку и проверить его
наличие с помощью
горящей лучинки
Лучинка
потухла
Уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде
2O
+ H↑
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2
CaCO3 + 2H+ + 2Cl– = Ca2+ + 2Cl– + CO2
+ H2O
+↑
CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3
+ H↑
2O
+ H↓
2O
Ca2+ + 2OH– + CO2 = CaCO3
+ H↓
2O
Газ не горит и не поддерживает горение
В ы в о д : оксид углерода (IV) – газ, без цвета и запаха, плохо
растворяющийся в воде, не поддерживающий горение, который можно получить
при взаимодействии карбонатов с кислотами; собирать в пробирку, держа ее
вниз дном.
Задание 3.
Реактивы: твердые хлорид натрия (1), сульфат натрия (2), карбонат
натрия (3); раствор H2SO4.
Реактивы
H2O
Рр H2SO4
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
Соль растворилась,
раствор бесцветный
Соль растворилась,
раствор бесцветный
Соль растворилась,
раствор бесцветный
–
–
Вспенивание,
выделение
бесцветного газа
Формула вещества
NaCl
Na2SO4
Na2CO3
Уравнения реакций: Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2
CO3
2– + 2H+ = CO2
+ H↑
2O
+ H↑
2OВ ы в о д : карбонат натрия находится в 3й пробирке. Качественным
2– является ион Н+, присутствующий в кислотах и кислых
реактивом на ион СО3
солях.
Задание 4.
При сливании растворов Na2CO3 и KH2PO4 ожидаемой реакции (как в случае
взаимодействия средней соли, образованной слабой кислотой, с кислой солью) не
наблюдается – газ не выделяется.
В ы в о д : в растворе недостаточная концентрация ионов H+, которые должны
были образоваться при полной диссоциации соли KH2PO4. Следовательно, данная
K→ + +
соль диссоциирует не полностью, а только по первой ступени: KH2PO4
H2PO4
–.
Диссоциация дигидрофосфатионов идет слабее, чем гидросульфатионов,
следовательно, кислотные свойства этих солей значительно ниже, чем
гидросульфатов.
Задание 4А.
1) Сначала образуется нерастворимая средняя соль – карбонат кальция
(CaCO3). При дальнейшем пропускании углекислого газа карбонат кальция
взаимодействует с ним, что приводит к образованию кислой соли –
гидрокарбоната кальция (Ca(HCO3)2), растворимого в воде.
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
2) Гидрокарбонат натрия образован слабой кислотой (угольной). При
–, который далее не диссоциирует.
диссоциации образуются ион Na+ и ион НСО3
Поэтому в растворе нет избытка ионов Н+.
(Если ученики знакомы с гидролизом солей, то могут объяснить результат
опыта следующим образом: данная соль подвергается гидролизу по аниону, в
результате чего среда становится щелочной:
↔
NaOH + H
NaHCO3 + H2O
H2O CO2
2CO3)