Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 3
ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
В а р и а н т I
Ц е л ь : учиться наблюдать признаки химических реакций, проводить
химические эксперименты по плану и оформлять отчет.
Внимание!
Никогда не приступайте к работе с химическими
реактивами без изучения инструкции.
О п ы т 1 . Получение газа.
1. Опустите 1 гранулу цинка (Zn) в пробирку с газоотводной трубкой и
прилейте 1 мл раствора серной кислоты (H2SO4).
2. Закройте пробирку пробкой и опустите трубку в пробирку с водой.
Нагрейте пробиркуреактор.
3. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции, определите тип реакции.
О п ы т 2 . Получение нерастворимого основания.
1. К раствору вещества, полученного в о п ы т е 1 (ZnSO4), прилейте 1 мл
раствора гидроксида натрия (NaOH).
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции, определите ее тип.
О п ы т 3 . Растворение осадка.
1. Слейте из предыдущей пробирки раствор в стакан и к осадку,
оставшемуся в ней, прилейте раствор соляной кислоты (HCl).
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции, определите ее тип.
З а д а н и е : в раствор хлорида меди (II) (CuCl2) опустите медь и кипятите
1 мин. Затем раствор охладите. Попробуйте объяснить появление осадка в
пробиркереакторе. Можно ли отнести эту реакцию к одной из изученных?
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________2. Запишите цели данной практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Продумайте и запишите план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Запишите уравнения соответствующих реакций и отметьте их
предполагаемые признаки.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического
эксперимента.
8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Тип реакции
9. Выполните задание, данное в вашем варианте.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Запишите выводы об основных признаках и типах химических реакций:1) Химическая реакция характеризуется следующими признаками:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Химические реакции делят на следующие типы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В а р и а н т II
Ц е л ь : учиться наблюдать признаки химических реакций, проводить
химические эксперименты по плану и оформлять отчет.
Внимание!
Никогда не приступайте к работе с химическими
реактивами без изучения инструкции.
О п ы т 1. Получение хлорида меди (II) (СuСl2).
1. Возьмите 2 гранулы оксида меди (II) и опустите в пробирку.
2. Прилейте 1 мл раствора cоляной кислоты (HCl) и осторожно нагрейте,
удерживая пробирку с помощью зажима.
3. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции, определите ее тип.
О п ы т 2. Получение нерастворимого основания.
1. В пробирку с полученным раствором хлорида меди (II) (CuCl2)
прилейте раствор гидроксида натрия (NaOH) до выпадения осадка.
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции и определите тип реакции.
О п ы т 3. Разложение осадка.
1. Слейте из предыдущей пробирки раствор в стакан и нагрейте осадок,
оставшийся в ней.
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение
химической реакции и определите ее тип.
З а д а н и е : нагрейте медный купорос (CuSO4 ∙ 5H2O) в фарфоровой
чашке для выпаривания до изменения цвета вещества. Сравните признаки
наблюдаемого явления с признаками реакции, описанной в о п ы т е 3. Послеэтого добавьте несколько капель воды. Попробуйте объяснить разницу
наблюдаемых в этих опытах явлений.
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
2. Запишите цели данной практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Продумайте и запишите план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Запишите уравнения соответствующих реакций и отметьте их
предполагаемые признаки.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического
эксперимента.
8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Тип реакции9. Выполните задание, данное в вашем варианте.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Запишите выводы об основных признаках и типах химических реакций:
1) Химическая реакция характеризуется следующими признаками:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Химические реакции делятся на следующие типы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 3
ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Ц е л и : учиться наблюдать признаки химических реакций, проводить
химические эксперименты по плану и оформлять отчет.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
В а р и а н т I
В а р и а н т II
2 пробирки, пробирка с газоотводной
трубкой, спиртовка, зажим пробирочный
(или штатив лабораторный), спички, стакан
химический, цинк, растворы гидроксида
натрия, серной кислоты, соляной кислоты,
хлорида меди (II), медь (стружка)
3 пробирки, спиртовка, спички, зажим
пробирочный (или штатив лабораторный),
фарфоровая чашка для выпаривания, стакан
с водой, оксид меди (II), растворы соляной
кислоты, гидроксида натрия, кристаллы
медного купороса
П л а н р а б о т ы :
1) Записать уравнения химических реакций, описанных в заданиях.
2) Провести химические опыты согласно инструкции.
3) Составить отчет.
ТБ: аккуратно работать с лабораторным оборудованием, использовать
минимальные количества реактивов, не пробовать вещества на вкус,поджигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; перед
нагреванием реакционной смеси прогреть всю пробирку.
Х о д р а б о т ы
1. Уравнения химических реакций:
В а р и а н т I
↑
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
В а р и а н т II
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Cu(OH)2
CuO + H
→
2O
2. Отчет о проделанной работе.
П р и м е ч а н и е : действия описываются согласно инструкции к
соответствующим опытам.
В а р и а н т I
Действия
Наблюдения
Тип реакции
О п ы т 1.
1. В пробирку опустил 1 гранулу
цинка и прилил 1 мл серной
кислоты.
2. Опустил газоотводную трубку
в пробирку с водой и нагрел
содержимое пробиркиреактора
О п ы т 2.
К раствору ZnSO4 прилил
раствор гидроксида натрия
О п ы т 3.
К осадку прилил раствор
соляной кислоты
Выделяются пузырьки газа
Реакция замещения
Образовался хлопьевидный
осадок белого цвета
Реакция обмена
Осадок растворился
Реакция обмена
В а р и а н т II
Действия
Наблюдения
Тип реакции
О п ы т 1.
1. В пробирку опустил 2
гранулы оксида меди (II) и
прилил 1 мл соляной кислоты.
2. Нагрел содержимое пробирки Раствор изменил цвет на
зеленый
Реакция обмена
О п ы т 2.
К раствору хлорида меди (II)
прилил раствор гидроксида
Выпал хлопьевидный осадок
голубого цвета
Реакция обменанатрия
О п ы т 3.
Осадок из предыдущего опыта
нагрел с помощью спиртовки
З а д а н и я :
Цвет осадка изменился на
черный, отделилась вода
Реакция разложения
В а р и а н т I
После кипячения раствора хлорида меди (II) c медной стружкой и
последующего охлаждения на дне появляется осадок белого цвета. При
взбалтывании пробирки он образует налет на стенках пробирки.
В ы в о д : прошла химическая реакция (признак – изменение цвета и
выпадение осадка). Данную реакцию можно отнести к реакциям соединения.
Уравнение: CuCl2 + Cu = 2CuCl↓
В а р и а н т II
При нагревании медного купороса его цвет изменяется на белый. При
добавлении воды цвет снова становится голубым.
В ы в о д : эта реакция не является реакцией разложения, так как медный
купорос – кристаллогидрат и во время нагревания от него отделяется вода
(новых веществ не образуется), а при добавлении воды восстанавливается
исходное вещество. Цвет чистой соли (CuSO4) – белый.
В ы в о д ы п о р а б о т е :
1) Химическая реакция может характеризоваться следующими
признаками: изменение цвета веществ, выпадение осадка, выделение газа,
выделение или поглощение тепла.
2) Химические реакции делят на следующие типы: соединения,
замещения, разложения, обмена.