Практическая работа "Признаки и типы химических реакций", 8 класс, карточка - путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала признаки и типы химических реакций.docx
Практическая работа № 3 ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ В а р и а н т  I Ц е л ь :  учиться   наблюдать   признаки   химических   реакций,   проводить химические эксперименты по плану и оформлять отчет. Внимание!     Никогда   не   приступайте   к   работе   с   химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т   1 . Получение газа. 1. Опустите 1 гранулу цинка  (Zn)  в пробирку с газоотводной трубкой и прилейте 1 мл раствора серной кислоты (H2SO4). 2. Закройте пробирку пробкой и опустите трубку в пробирку с водой. Нагрейте пробирку­реактор. 3.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции, определите тип реакции. О п ы т   2 . Получение нерастворимого основания. 1. К раствору вещества, полученного в о п ы т е  1 (ZnSO4), прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия (NaOH). 2.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции, определите ее тип. О п ы т   3 . Растворение осадка. 1.   Слейте   из   предыдущей   пробирки   раствор   в   стакан   и   к   осадку, оставшемуся в ней, прилейте раствор соляной кислоты (HCl). 2.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции, определите ее тип. З а д а н и е : в раствор хлорида меди (II) (CuCl2) опустите медь и кипятите 1 мин. Затем раствор охладите. Попробуйте объяснить появление осадка в пробирке­реакторе. Можно ли отнести эту реакцию к одной из изученных? ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ 1. Запишите название практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________2. Запишите цели данной практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Продумайте и запишите план выполнения работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического эксперимента. 8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия Наблюдения  Тип реакции 9. Выполните задание, данное в вашем варианте.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 10. Запишите выводы об основных признаках и типах химических реакций:1) Химическая реакция характеризуется следующими признаками:  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) Химические реакции делят на следующие типы:  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В а р и а н т  II Ц е л ь :  учиться   наблюдать   признаки   химических   реакций,   проводить химические эксперименты по плану и оформлять отчет. Внимание!     Никогда   не   приступайте   к   работе   с   химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т   1. Получение хлорида меди (II) (СuСl2). 1. Возьмите 2 гранулы оксида меди (II) и опустите в пробирку. 2. Прилейте 1 мл раствора cоляной кислоты (HCl) и осторожно нагрейте, удерживая пробирку с помощью зажима. 3.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции, определите ее тип. О п ы т  2. Получение нерастворимого основания. 1.   В   пробирку   с   полученным   раствором   хлорида   меди   (II)  (CuCl2) прилейте раствор гидроксида натрия (NaOH) до выпадения осадка. 2.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции и определите тип реакции. О п ы т  3. Разложение осадка. 1. Слейте из предыдущей пробирки раствор в стакан и нагрейте осадок, оставшийся в ней.  2.   Отметьте   признаки   наблюдаемого   явления,   составьте   уравнение химической реакции и определите ее тип. З а д а н и е :  нагрейте   медный   купорос  (CuSO4  ∙   5H2O)  в   фарфоровой чашке   для   выпаривания   до   изменения   цвета   вещества.   Сравните   признаки наблюдаемого явления с признаками реакции, описанной в  о п ы т е  3. Послеэтого   добавьте   несколько   капель   воды.   Попробуйте   объяснить   разницу наблюдаемых в этих опытах явлений. ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ 1. Запишите название практической работы. ___________________________________________________________ 2. Запишите цели данной практической работы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Продумайте и запишите план выполнения работы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического эксперимента. 8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия Наблюдения  Тип реакции9. Выполните задание, данное в вашем варианте. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 10. Запишите выводы об основных признаках и типах химических реакций: 1) Химическая реакция характеризуется следующими признаками:  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) Химические реакции делятся на следующие типы:  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 3 ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Ц е л и :   учиться   наблюдать   признаки   химических   реакций,   проводить химические эксперименты по плану и оформлять отчет. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   В а р и а н т  I В а р и а н т  II 2 пробирки, пробирка с газоотводной  трубкой, спиртовка, зажим пробирочный  (или штатив лабораторный), спички, стакан  химический, цинк, растворы гидроксида  натрия, серной кислоты, соляной кислоты,  хлорида меди (II), медь (стружка) 3 пробирки, спиртовка, спички, зажим  пробирочный (или штатив лабораторный),  фарфоровая чашка для выпаривания, стакан с водой, оксид меди (II), растворы соляной  кислоты, гидроксида натрия, кристаллы  медного купороса П л а н   р а б о т ы : 1) Записать уравнения химических реакций, описанных в заданиях. 2) Провести химические опыты согласно инструкции. 3) Составить отчет. ТБ:  аккуратно   работать   с   лабораторным   оборудованием,   использовать минимальные   количества   реактивов,   не   пробовать   вещества   на вкус,поджигать   спиртовку   спичкой,   тушить,   накрывая   колпачком;   перед нагреванием реакционной смеси прогреть всю пробирку. Х о д   р а б о т ы 1. Уравнения химических реакций: В а р и а н т  I   ↑ Zn + H2SO4  = ZnSO4 + H2 ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4  Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O В а р и а н т  II CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O  CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl   Cu(OH)2   CuO + H → 2O  2. Отчет о проделанной работе.  П р и м е ч а н и е :   действия   описываются   согласно   инструкции   к соответствующим опытам. В а р и а н т  I Действия Наблюдения Тип реакции О п ы т  1. 1. В пробирку опустил 1 гранулу цинка и прилил 1 мл серной  кислоты. 2. Опустил газоотводную трубку в пробирку с водой и нагрел  содержимое пробирки­реактора О п ы т  2. К раствору ZnSO4 прилил  раствор гидроксида натрия  О п ы т  3. К осадку прилил раствор  соляной кислоты Выделяются пузырьки газа Реакция замещения Образовался хлопьевидный  осадок белого цвета Реакция обмена Осадок растворился Реакция обмена В а р и а н т II Действия Наблюдения Тип реакции О п ы т  1. 1. В пробирку опустил 2  гранулы оксида меди (II) и  прилил 1 мл соляной кислоты. 2. Нагрел содержимое пробирки Раствор изменил цвет на  зеленый Реакция обмена О п ы т  2. К раствору хлорида меди (II)  прилил раствор гидроксида  Выпал хлопьевидный осадок  голубого цвета Реакция обменанатрия  О п ы т  3. Осадок из предыдущего опыта  нагрел с помощью спиртовки З а д а н и я :  Цвет осадка изменился на  черный, отделилась вода Реакция разложения В а р и а н т  I После   кипячения   раствора   хлорида   меди   (II)   c   медной   стружкой   и последующего   охлаждения   на   дне   появляется   осадок   белого   цвета.   При взбалтывании пробирки он образует налет на стенках пробирки.  В ы в о д :   прошла   химическая   реакция   (признак   –   изменение   цвета   и выпадение осадка). Данную реакцию можно отнести к реакциям соединения. Уравнение: CuCl2 + Cu = 2CuCl↓ В а р и а н т  II При   нагревании   медного   купороса   его   цвет   изменяется   на   белый.  При добавлении воды цвет снова становится голубым.  В ы в о д :  эта реакция не является реакцией разложения, так как медный купорос – кристаллогидрат и во время нагревания от него отделяется вода (новых   веществ   не   образуется),   а   при   добавлении   воды   восстанавливается исходное вещество. Цвет чистой соли (CuSO4) – белый. В ы в о д ы   п о   р а б о т е :   1)   Химическая   реакция   может   характеризоваться   следующими признаками:   изменение   цвета   веществ,   выпадение   осадка,   выделение   газа, выделение или поглощение тепла. 2)   Химические   реакции   делят   на   следующие   типы:   соединения, замещения, разложения, обмена.