Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
распознавание удобрений.docx
Практическая работа № 5
РАСПОЗНАВАНИЕ УДОБРЕНИЙ
Ц е л и : с помощью справочной таблицы и опытов определить образец
минерального удобрения; осуществить опыт, заданный ионной схемой.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) образцы удобрений: 1 – калийное (хлорид калия); 2 – аммонийное
(сульфат аммония); 3 – суперфосфат (дигидрофосфат кальция);
2) реактивы: растворы кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата
серебра;
3) штатив с пробирками, спиртовка, зажим пробирочный.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните
верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории.
а) В химической лаборатории нельзя пробовать на вкус вещества.
б) Для лабораторных опытов углекислый газ получают нагреванием
карбоната кальция.
в) Нагревание пробирки допускается только с помощью ручного или
штативного пробирочного зажима.
З а д а н и е 2. Докажите принадлежность выданного вам образца удобрения:
I в а р и а н т – к калийному (хлорид калия); II в а р и а н т – к аммонийному
(сульфат аммония); III в а р и а н т – является суперфосфатом (дигидрофосфат
кальция).
Исследование
Наблюдения
Вывод
1. Внешний вид:
2. Растворимость в воде:Исследование
3. Проверка реактивом:
Наблюдения
Вывод
В ы в о д . Определяемый образец относится к ___________________
_______ удобрениям, так как ___________________________________
___________________________________________________________.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Сравните образцы минеральных удобрений по химическому
составу и укажите, какое из них вы предпочли бы вносить в почву под зиму.
Ответ обоснуйте.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проведите мысленный эксперимент и ответьте на вопросы:
1) Фасоль, огурцы, томаты плохо переносят хлоридионы. Какими
удобрениями, содержащими калий, можно заменить хлорид калия?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________2) Сульфат калия и сульфат аммония внешне почти не отличаются (белые
растворимые кристаллы). Как в домашних условиях отличить одно удобрение от
другого?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 5
РАСПОЗНАВАНИЕ УДОБРЕНИЙ
Задание 1: а, в.
Задание 2.
Исследование
1. Внешний вид:
а) KCl
б) (NH4)2SO4
в) Ca(H2PO4)2
2. Растворимость в воде:
а) KCl
б) (NH4)2SO4
в) Ca(H2PO4)2
Наблюдения
Вывод
Белый мелкокристаллический
Белые прозрачные кристаллы
Гранулы (порошок) серого цвета
Калийное
Аммиачное
Фосфорное
Хорошо растворяется
При растворении температура раствора
падает
Плохо растворяется
Калийное
Аммиачное
Фосфорное
3. Проверка реактивом:
а) KCl – рр AgNO3
б) (NH4)2SO4 – нагревание с
раствором NaOH
в) Ca(H2PO4)2 – рр BaCl2
Выпал белый творожистый осадок
Запах аммиака
Выпал белый осадок
Калийное
Аммиачное
Фосфорное
Уравнения: KCl + AgNO3 = AgCl
+ KNO
3
↓
Cl– + Ag+ = AgCl↓
(NH4)2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3
NH4
Ca(H2PO4)2 + 3BaCl2 = Ba3(PO4)2
2H2PO4
– + 3Ba2+= Ba3(PO4)2
↓
+ 4H↓
++ OH– = NH3
+ H↑
2O
+ 2H↑
2O
+ CaCl
+
2 + 4HClВ ы в о д : определяемый образец относится к ___________________
(по своему варианту)
_____________________ удобрениям, так как _____________________
(перечисление свойств удобрения
_______________________.
на основе исследования – см. табл.)
Задание 3 (предполагает межпредметные знания).
Под зиму надо вносить плохо растворяющиеся удобрения – суперфосфат и
хлорид калия. Хорошо растворимые аммиачные удобрения до весны вымоются
из почвенного слоя, поэтому их вносят весной. Весной также в качестве
калийного удобрения можно вносить калийную селитру (KNO3) или
калимагнезию (K2SO4 ∙ MgSO4).
Ответы к мысленному эксперименту:
1) Можно заменить нитратом калия (KNO3), калимагнезией (K2SO4 ∙ MgSO4)
или карбонатом калия (K2CO3) – поташем.
2) Чтобы различить сульфат калия и сульфат аммония, достаточно немного
нагреть навеску удобрений. Соли аммония разлагаются при нагревании с
выделением аммиака, который имеет специфический запах.
t°
K2SO4 ≠
t°
(NH4)2SO4
→ NH4HSO4 + NH3↑
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.