Практическая работа "Распознавание удобрений", 9 класс, карточка - путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала распознавание удобрений.docx
Практическая работа № 5 РАСПОЗНАВАНИЕ УДОБРЕНИЙ Ц е л и :   с   помощью   справочной   таблицы   и   опытов   определить   образец минерального удобрения; осуществить опыт, заданный ионной схемой. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   1)   образцы   удобрений:   1   –   калийное   (хлорид   калия);   2   –   аммонийное (сульфат аммония); 3 – суперфосфат (дигидрофосфат кальция); 2) реактивы: растворы кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата серебра; 3) штатив с пробирками, спиртовка, зажим пробирочный. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е  1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории. а) В химической лаборатории нельзя пробовать на вкус вещества. б)   Для   лабораторных   опытов   углекислый   газ   получают   нагреванием карбоната кальция. в)   Нагревание   пробирки   допускается   только   с   помощью   ручного   или штативного пробирочного зажима. З а д а н и е  2. Докажите принадлежность выданного вам образца удобрения: I  в а р и а н т   – к калийному (хлорид калия); II  в а р и а н т   – к аммонийному (сульфат аммония); III   в а р и а н т  – является суперфосфатом (дигидрофосфат кальция). Исследование Наблюдения  Вывод 1. Внешний вид: 2. Растворимость в воде:Исследование 3. Проверка реактивом: Наблюдения  Вывод В ы в о д .  Определяемый образец относится к ___________________ _______ удобрениям, так как ___________________________________ ___________________________________________________________. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е   3.  Сравните образцы минеральных удобрений по химическому составу и укажите, какое из них вы предпочли бы вносить в почву под зиму. Ответ обоснуйте. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4. Проведите мысленный эксперимент и ответьте на вопросы:  1)   Фасоль,   огурцы,   томаты   плохо   переносят   хлорид­ионы.   Какими удобрениями, содержащими калий, можно заменить хлорид калия? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________2) Сульфат калия и сульфат аммония внешне почти не отличаются (белые растворимые кристаллы). Как в домашних условиях отличить одно удобрение от другого? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 5 РАСПОЗНАВАНИЕ УДОБРЕНИЙ Задание 1: а, в. Задание 2.  Исследование 1. Внешний вид: а) KCl б) (NH4)2SO4  в) Ca(H2PO4)2 2. Растворимость в воде: а) KCl б) (NH4)2SO4  в) Ca(H2PO4)2 Наблюдения Вывод Белый мелкокристаллический  Белые прозрачные кристаллы Гранулы (порошок) серого цвета Калийное Аммиачное  Фосфорное   Хорошо растворяется При   растворении   температура   раствора падает Плохо растворяется Калийное Аммиачное  Фосфорное   3. Проверка реактивом:  а) KCl – р­р AgNO3 б) (NH4)2SO4 – нагревание с  раствором NaOH в) Ca(H2PO4)2 – р­р BaCl2 Выпал белый творожистый осадок Запах аммиака Выпал белый осадок Калийное Аммиачное  Фосфорное   Уравнения: KCl + AgNO3 = AgCl  + KNO 3 ↓  Cl– + Ag+ = AgCl↓  (NH4)2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3  NH4  Ca(H2PO4)2 + 3BaCl2 = Ba3(PO4)2  2H2PO4 – + 3Ba2+= Ba3(PO4)2 ↓  + 4H↓ ++ OH– = NH3  + H↑ 2O  + 2H↑ 2O  + CaCl + 2 + 4HClВ ы в о д :  определяемый образец относится к ___________________                                                                                                                              (по своему варианту) _____________________ удобрениям, так как _____________________ (перечисление свойств удобрения  _______________________. на основе исследования – см. табл.) Задание 3 (предполагает межпредметные знания). Под зиму надо вносить плохо растворяющиеся удобрения – суперфосфат и хлорид калия. Хорошо растворимые аммиачные удобрения до весны вымоются из   почвенного   слоя,   поэтому   их   вносят   весной.   Весной   также   в   качестве калийного   удобрения   можно   вносить   калийную   селитру   (KNO3)   или калимагнезию (K2SO4 ∙ MgSO4). Ответы к мысленному эксперименту: 1) Можно заменить нитратом калия (KNO3), калимагнезией (K2SO4 ∙ MgSO4) или карбонатом калия (K2CO3) – поташем. 2) Чтобы различить сульфат калия и сульфат аммония, достаточно немного нагреть   навеску   удобрений.   Соли   аммония   разлагаются   при   нагревании   с выделением аммиака, который имеет специфический запах.                           t°            K2SO4   ≠                              t°            (NH4)2SO4   →  NH4HSO4 + NH3↑