Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 1
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
В а р и а н т I
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами сульфата калия, хлорида
железа (III), серной кислоты;
2) пустые пробирки, универсальный индикатор;
3) реактивы (CuO(тв.), CaCO3 (тв.), рры: NaOH, H2SO4, CuSO4, BaCl2, AgNO3).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верный ответ.
+;
б) NH4
в) Н+.
1. Кислая среда в растворе определяется наличием ионов:
а) ОН–;
2. Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате:
а) выделяется газ; в) выпадает осадок;
б) образуется вода; г) все вышеуказанное верно.
3. Чтобы получить осадок, достаточно слить следующие растворы:
а) K2SO4 и CuCl2;
З а д а н и е 2. Определите каждое из трех веществ (растворы сульфата
калия, хлорида железа (III), серной кислоты), находящихся в пробирках без
этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в
молекулярном и ионном виде.
б) Na3PO4 и AgNO3;
в) Na2CO3 и HCl.
Реактивы
Цвет раствора
Проба индикатором
Проба качественным
реактивом
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакцииФормула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д ы : Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
на
ион
является
_______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
на
ион
является
_______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
значит,
пробирке
________________________________________________________.
III
в
–
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в
результате которой выделится:
б) углекислый газ;
а) вода;
Действуйте по следующему плану:
1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции.
в) гидроксид меди (II).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обменяйтесь
(Если сомневаетесь, обратитесь
тетрадями с соседом для проверки.
к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При
каких условиях можно получить заданные вещества?».
______________________________________________________________________________________________________________________
З а д а н и е 4 . Проблемный эксперимент.
Испытайте раствор гидросульфата калия следующими веществами: а)
карбонатом натрия; б) силикатом натрия. Что наблюдаете? Попробуйте
объяснить происходящие изменения, используя следующие вопросы:
1) На какие ионы диссоциирует гидросульфат калия?
2) Какой из образовавшихся ионов мог взаимодействовать с карбонатом и
силикатом натрия? (За подсказкой обратитесь к схеме «Свойства солей».)
Действия
Наблюдения
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) Почему натрий, входящий в состав поваренной соли, не взаимодействует с
водой?
2) Сколько новых веществ можно получить, имея в качестве исходных
следующие реактивы: гидроксид бария, карбонат калия, раствор серной
кислоты?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В а р и а н т II
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :1) 3 пронумерованные пробирки с растворами гидроксида натрия, йодида
калия, сульфата натрия;
2) пустые пробирки, универсальный индикатор;
3) реактивы: Fe(тв.), рры FeCl3, NaOH, BaCl2, Ca(OH)2, HCl, 10%ные
растворы KHSO4, Na2CO3, Na2SiO3.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верный ответ.
1) Щелочная среда в растворе определяется наличием ионов:
а) ОН–;
2) Верная запись правой части уравнения электролитической диссоциации
+;
б) NH4
в) Н+.
сульфата алюминия:
б) 2Al3+ + 3SO4
2;
2;
а) Al3+ + SO4
в) Al3+ + 4SO2.
3) Чтобы получить газ, достаточно слить следующие растворы:
а) Na2CO3 и HCl;
З а д а н и е 2. Определите каждое из трех веществ (растворы гидроксида
натрия, йодида калия, сульфата натрия), находящихся в пробирках без
этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в
молекулярном и ионном виде.
в) Na3PO4 и AgNO3.
б) K2SO4 и CuCl2;
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакции
Реактивы
Цвет раствора
Проба индикатором
Проба качественным
реактивом
Формула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________В ы в о д ы : Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
на
ион
является
______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
на
ион
является
______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
значит,
пробирке
________________________________________________________.
III
в
–
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в
результате которой выделится:
а) вода;
Действуйте по следующему плану:
1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции.
в) гидроксид железа (III).
б) карбонат кальция;
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обменяйтесь
тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к
учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При
каких условиях можно получить заданные вещества?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный эксперимент.
Могут ли взаимодействовать растворы хлорида железа (III) и йодида калия?
Проведите опыт. Что наблюдаете? Попробуйте объяснить происходящие
изменения, используя следующие вопросы:
1) Какое из веществ может быть окрашено в бурый цвет?
2) Как может проявлять себя ион Fe3+ с точки зрения ОВР?Действия
Наблюдения
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) Почему реакцию раствора гидроксида натрия с соляной кислотой
проводят в присутствии индикатора, а гидроксида цинка с той же кислотой – без
индикатора?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Могут ли находиться в растворе попарно взятые вещества: а) гидроксид
кальция и соляная кислота; б) гидроксид кальция и гидроксид натрия; в)
гидроксид кальция и сульфат цинка? Почему? Дайте мотивированный ответ.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 1
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
В а р и а н т I
Задание 1: 1 – в; 2 – г; 3 – б.
Пояснения к заданию 2. Растворы веществ, находящихся в пробирках без
этикеток, – сульфат калия (1), хлорид железа (III) (2), серная кислота (3).
Реактивы
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
Цвет раствора
бесцветный
темножелтый
бесцветныйПроба индикатором
Проба раствором
BaCl2
Формула вещества
нейтральная
осадок белый
молочный
K2SO4
слабокислая
–
FeCl3
кислая
осадок белый
молочный
H2SO4
2– – наличие избытка H+ в растворе определяет кислую
Уравнения реакций:
2H→ + + SO4
H2SO4
реакцию среды.
K2SO4 + BaCl2 = 2KCl + BaSO4↓
H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4↓
SO4
В ы в о д : чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа: на
2– качественным ионом является Ba2+ . При этом выпадает белый
ион SO4
молочный осадок.
2– + Ba2+ = BaSO4
↓
Задание 3.
Реактивы: CuO(тв.), CaCO3(тв.), рры: NaOH, H2SO4, CuSO4, BaCl2, AgNO3.
Р е ш е н и е з а д а ч и :
а) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
б) CaCO3 + H2SO4 = Ca SO4
H+ + OH– = H2O
+ H↓
2– = Ca SO4
↓
2O + CO2↑
+ H↓
+ Na
2O + CO2↑
2SO4 Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓
CaCO3 + 2H+ + SO4
в) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2
В ы в о д : данные вещества можно получить при связывании ионов в растворе
в малодиссоциирущие вещества.
Задание 4.
Действия
1. К раствору KHSO4 приливаю раствор
Na2CO3
2. К раствору KHSO4 приливаю раствор
Na2SiO3
Наблюдения
Выделяются пузырьки газа
Выпадает гелеобразный осадок, раствор
мутнеет
Уравнения реакций:
1) 2KHSO4 + Na2CO3 = H2O + CO2
2– = H2O + CO2↑
2H+ + СO3
2) 2KHSO4 + Na2SiO3 = H2SiO3
2H+ + SiO3
2 = H2SiO3↓
↓
+ K↑
2SO4 + Na2SO4
+ K2SO
4 + Na2SO4В ы в о д : кислые соли в растворе могут проявлять свойства кислот изза
наличия ионов водорода в их составе.
Задание 4А.
1) В состав соли входят ионы Na+. Химически активными являются атомы
Na0.
2) Гидроксид бария, карбонат калия, раствор серной кислоты.
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4
Ba(OH)2 + K2CO3 = BaCO3
+ 2KOH
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2↑
+ 2H↓
↓
2O
О т в е т : можно получить шесть новых веществ.
В а р и а н т II
Задание 1. 1 – а; 2 – б; 3 – а.
Задание 2. Растворы веществ, находящихся в пробирках без этикеток, –
гидроксида натрия (1), йодида калия (2), сульфата натрия (3).
Реактивы
Цвет раствора
Проба индикатором
Проба рром BaCl2
I
бесцветный
щелочная
–
Формула вещества
NaOH
№ пробирки, результат наблюдения
II
бесцветный
нейтральная
–
KI
III
бесцветный
нейтральная
осадок белый
молочный
Na2SO4
Уравнения реакций:
1) NaOH
Na→
+ + OH– – наличие избытка OH– в растворе определяет
щелочную реакцию среды.
↓
2) Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
В ы в о д : чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа: на
2– качественным ионом является Ba2+. При этом выпадает белый
ион SO4
молочный осадок.
SO4
2– + Ba2+ = BaSO4↓
Задание 3.Реактивы: Fe(тв.), рры FeCl3, NaOH, BaCl2, Ca(OH)2, HCl, 10%ные растворы
KHSO4, Na2CO3, Na2SiO3
а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;
б) Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaOH; Ca2+ + CO3
в) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3
В ы в о д : данные вещества можно получить при связывании ионов в растворе
2– = CaCO3↓
Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3 ↓
OH– + H+ = H2O
↓
+ 3NaCl;
в малодиссоциирущие вещества.
Задание 4.
1) С точки зрения теории электролитической диссоциации реакция между
хлоридом железа (III) и йодидом калия не идет до конца, так как не выделяются
малодиссоциирующие вещества.
2) При сливании этих растворов обнаруживается изменение окраски
(появление бурого цвета), что служит признаком реакции.
3) Fe3+ может являться окислителем, а ион I– – восстановителем.
Следовательно, в растворе одновременно с реакцией ионного обмена идет
окислительновосстановительная реакция.
4) Уравнение реакции:
2FeCl3 + 2KI = I2
↓
+ 2FeCl
2 + 2KCl
2
1
Fe+3 + ē = Fe+2
2I– – 2ē = I2
0
окислитель
восстановитель
Задание 4А.
Гидроксид натрия – щелочь, которая дает изменение окраски индикатора.
При приливании к ней соляной кислоты окраска исчезает, поскольку происходит
реакция нейтрализации с образованием воды. Гидроксид цинка – нерастворимое
основание, поэтому изменения окраски индикатора не дает. Реакцию
обнаруживают по переходу ионов гидроксида цинка в раствор, то есть по
растворению данного основания.
а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;
б) Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O;
2) а) Не могут, так как в результате реакции ионного обмена образуется
OH– + H+ = H2O
Zn(OH)2 + 2H+ = Zn2+ + 2H2O
вода:
Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O
б) Могут, так как их ионы не взаимодействуют друг с другом в растворе.
в) Не могут, так как в результате реакции ионного обмена образовавшиеся
вещества выпадают в осадок.Ca(OH)2 + ZnSO4 = Zn(OH)2
↓
+ CaSO
4↓