Практическая работа "Решение экспериментальных задач", 8 класс, карточка -путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала решение экспериментальных задач.docx
Практическая работа № 6 РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В а р и а н т  I Ц е л ь :   учиться   проводить   химические   эксперименты   по   плану, экспериментальным   путем   различать   вещества,   характеризовать   их   свойства, анализировать результаты и оформлять отчет. Внимание!  Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т  1. Химическая разминка. 1.   В   двух   пробирках   находятся   растворы   гидроксида   натрия   и   серной кислоты.   Подумайте,   как   различить   их,   не   проводя   химических   опытов,   и осуществите необходимые действия. 2. Отметьте признаки наблюдаемых явлений. О п ы т  2. Химическая загадка. 1. В аптечке стерлись надписи на склянках с растворами борной кислоты (Н3BO3) и гидрокарбоната натрия (NaHCO3). Подумайте, как помочь лаборанту восстановить надписи. 2.   Проведите   соответствующие   опыты   и   составьте   уравнения   химических реакций. Отметьте признаки наблюдаемых явлений. О п ы т  3. Химическая задача. Ученик   проводил   опыты   с   медным   купоросом  (CuSO4  ∙   5H2O)  – кристаллическим порошком голубого цвета. Он растворил порцию соли в воде и добавил раствор гидроксида натрия. Образовался осадок, который ученик после отделения   растворил   в   серной   кислоте,   а   затем   выпарил,   получив   вещество белого цвета. Проведите   описанные   действия,   запишите   уравнения   реакций   и   сделайте вывод, какое вещество получилось в итоге эксперимента. ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ1. Запишите название практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Запишите цели практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Продумайте план выполнения работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5.   Продумайте   и   запишите   правила   техники   безопасности   при   работе   с данными реактивами и оборудованием.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7.   Получив   разрешение   учителя,   приступайте   к   выполнению   химического эксперимента.8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия Наблюдения Уравнения реакций 9.   Запишите   выводы   о   химических   свойствах   исследованных   классов веществ.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В а р и а н т  II Ц е л ь :  учиться   проводить   химические   эксперименты   по   плану, экспериментальным   путем   различать   вещества,   характеризовать   их   свойства, анализировать результаты и оформлять отчет. Внимание!  Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т  1. Химическая разминка. 1. В двух пробирках находятся растворы сульфата железа (II) и сульфата алюминия. Подумайте, как различить их, и осуществите необходимые действия. 2. Отметьте признаки наблюдаемых явлений и составьте уравнения реакций. О п ы т  2. Химическая загадка. 1.   В   склянках   без   этикеток   находятся   растворы,   предположительно гидроксида   калия   и   фенолфталеина.   Подумайте,   как   можно   отличить   эти растворы, чтобы восстановить этикетки. 2. Проведите соответствующие действия. Отметьте признаки наблюдаемых явлений. О п ы т  3. Химическая задача. Ученик проводил опыты с оксидом меди (II). Он растворил порцию оксида в соляной кислоте, затем разделил раствор на две части и к одной добавил раствор гидроксида   натрия,   а   к   другой   –   раствор   нитрата   серебра.   В   обоих   случаях образовался осадок.Проведите   описанные   действия,   запишите   ваши   наблюдения,   составьте уравнения реакций и сделайте вывод, какие вещества получил ученик в итоге опытов.  ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ 1. Запишите название практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Запишите цели практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Продумайте план выполнения работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5.   Продумайте   и   запишите   правила   техники   безопасности   при   работе   с данными реактивами и оборудованием.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6.   Запишите   уравнения   соответствующих   реакций   и   отметьте   их предполагаемые признаки.___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 7.   Получив   разрешение   учителя,   приступайте   к   выполнению   химического эксперимента. 8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы: Действия Наблюдения Уравнения реакций 9.   Запишите   выводы   о   химических   свойствах   исследованных   классов веществ.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 6 РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ П р и м е ч а н и е .   Проводится   при   обобщении   и   контроле   знаний   и умений обучающихся и требует от них максимальной самостоятельности. Ц е л и :  учиться экспериментальным путем различать вещества, определять их   свойства,   проводить   химические   эксперименты   по   плану,   анализировать результаты и оформлять отчет. П л а н   р а б о т ы :   1. Определить реактивы для опыта 1 и составить уравнения реакций. 2.   Вспомнить   химические   свойства   веществ   и   определить   необходимый реактив для опыта 2. 3.   Определить   реактивы   для   опыта   3   и   составить   схему   описанных превращений. 4. Определить правила ТБ. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы : В а р и а н т  I В а р и а н т  II Штатив с пробирками, спиртовка, зажим  пробирочный (или лабораторный штатив),  фарфоровая чашка для выпаривания; 2  пробирки – с растворами серной кислоты и  Штатив с пробирками; 2 пробирки –  с растворами сульфата железа (II) и сульфата  алюминия; 2 пронумерованные пробирки – с  растворами гидроксида калия игидроксида натрия; кислотно­основный  индикатор (лакмус), 2 пронумерованные  пробирки – с растворами борной кислоты и  гидрокарбоната натрия; растворы соляной  кислоты, гидроксида натрия фенолфталеином; растворы гидроксида  натрия, нитрата серебра, соляной кислоты ТБ:  аккуратно   работать   с   химическими   реактивами   и   лабораторным оборудованием, не пробовать и не нюхать вещества, применять правила работы со спиртовкой и правила нагревания и выпаривания веществ.  Х о д   р а б о т ы Отчет о результатах опытов заносится в таблицу, где представлены алгоритмы их проведения. В а р и а н т  I В а р и а н т  II Опыт 1. В обе пробирки добавить кислотно­основный  индикатор, например лакмус. H2SO4 – цвет лакмуса красный. NaOH – цвет лакмуса синий Опыт 2. Одно из веществ – кислая соль, образованная  слабой угольной кислотой. Нужно добавить к пробам из склянок сильную кислоту. Там, где будет наблюдаться вспенивание, содержится  гидрокарбонат натрия: NaHCO3 + НСl = NaCl + H2O + CO2↑ Опыт 3. 1) Растворение медного купороса в воде.  2) Добавление раствора гидроксида натрия –  выпадает осадок голубого цвета. 3) Добавление к осадку раствора серной  кислоты – растворение осадка.  4) Выпаривание раствора – образуются  кристаллы молочно­белого цвета. 5) Уравнения превращений: CuSO4  + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2 H2O  + Na 2SO4 –  Опыт 1. В обе пробирки добавить раствор гидроксида  натрия. ↓ FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 осадок темно­зеленого цвета. Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 осадок белый гелеобразный Опыт 2. Одно из веществ – щелочь, изменяющая  окраску фенолфталеина на малиновую. Нужно добавить к пробам из склянок щелочь  (NaOH). Там, где окраска пробы изменится на малиновую, находится фенолфталеин ↓  + 3Na 2SO4 –  Опыт 3. 1) Взаимодействие оксида меди (II) c соляной  кислотой – раствор приобретает зеленый цвет. 2) Добавление к одной части раствора  гидроксида натрия – выпадает хлопьевидный   осадок голубого цвета. 3) Добавление к другой части раствора  нитрата серебра – выпадает творожистый  осадок белого цвета. 4) Уравнения превращений: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2OВ а р и а н т  I                         t° → CuSO4∙ 5H2O  В ы в о д : в итоге получился сульфат меди (II) 4 + 5H2O  CuSO О б щ и й   в ы в о д :   Путем химических реакций можно получить  из одного класса веществ другой. Например,  из оксида металла – соль 3)2 В а р и а н т  II ↓ CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2  + 2NaCl ↓ CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl  + Cu(NO В ы в о д : в итоге опытов ученик получил  осадок гидроксида меди (II) и осадок хлорида серебра О б щ и й   в ы в о д :   Путем химических реакций можно получить  из одного класса веществ другой. Например,  из гидроксида металла – соль П р и м е ч а н и е :   вывод   может   быть   и   иным,   например   таким:   «Между классами   неорганических   веществ   существует   генетическая   связь,   которая возможна благодаря химическим превращениям».