Практические работы по русскому языку

  • docx
  • 02.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала практическая новая.docx

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Практическая работа по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

                                                                Преподаватель: Смирнова К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа по русскому языку.

ТЕМА: Чередование гласных в корнях.

 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните чередующиеся гласные

– а,  – о.

Прик…снуться - прик…саться, прик…сновение - кас…тельная, предл…жить – предл…гать, покл…ниться – кл…ниться, накл…няться – раскл…няться, заг…релый – загар, разг…раться – г…реть – гарь, зорька – з…ря – з…рница, зоренька – оз…рять – оз…ренный, р…сти – р…сли, прир…щивать – прор…стать – зар…сли, ур…вень – ур…внение, ср…внять – ср…внить, ур…внять – пор…вняться, выр…вненный – выр…вненный, пром…кать – обм…кнуть, вск…чить – приск…кать.

 

Задание 2. Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения.

Сложение – слагаемое, приложение – прилагательное, растение – росток, водоросль – отрасль, ровный – равнина, кланяться – клониться, пловец – плывун – плавучий.

 

Задание 3. Спишите, объясните чередования гласных в корнях.

1. Входя, я слышал, как дворник, гремя ключами, запирал ворота. 2. Тишина умирающих деревень поражала неотвратимостью. 3. Глаза застилали непрошеные слезы. 4. В марте начнет прибывать вода, поэтому надо поторапливаться. 5. Накинулись на деревенскую еду, обжигал рот горячим борщом. 6. Холодный блистающий свет луны завораживал. 7. Глаза у девочки были ясные, блестящие. 8. Поблекшие было цветы ожили под лучами утренней зари. 9. Машины сровняли деревню с землею. 10. Поравнявшись с прохожим, она поняла, что ошиблась.

 

Задание 4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где надо, пропущенные буквы.

Идет лесник по (не)приметной тропке, прод…рается сквозь чащ…бу, а порой и переб…рается через топкий лесной ручей. Ветер трепл…т густую крону пр…кл…ненных к земле лип, разв…вает зеленые к…сынки берез.

Вот лесник  останавливается у (не)высокого деревца, накл…няется, нет, не п…ганки, р…стущие здесь, привлекают его внимание. Лесник от…скивает в сумке инструменты, пр…ступает к работе, и вот уже из тела дерева вынут бл…стящий кусочек металла – осколок снаряда. Ничего, скоро рана обр…стет корой, и дерево будет жить (по)прежнему. А вот он пор…внялся с дубком, который уже перенес такую же операцию. Теперь и не найдешь его раны: молодая кора ср…вняла даже шрам.

Останавливается Иван Куз…мич возле р…стков сосны, нежно прик…сается к ним, и от его прик…сновения они ласково кивают пушистыми верхушками. Вот бы привести сюда непр…рекамых скептиков, которые пол…гают, буд(то) сосна не может р…сти на черноземе. В пр…ображенном питомнике выр….щено около двух ми….ионов саженцев листв…ых и хвойных пород.

Лесник присл… спиной к стволу, вслушивается в без…скус…ный перезвон птичьих голосов. Вдруг к привычным запахам примешивается г…рьковатый запах. Что за нав…ждение? Где г…рит? Впереди, зловеще бл…стая, уже текли змейки пламени. Превозм…гая боль в обо…ё…ых пальцах, лесник спешит приг…сить пламя, и вот уже один за другим, дойдя до очище…ой земли, гаснут огне….ые ручейки. Он выт…рает пот со лба. Туда, где только что бушевало беше…ое пламя и деревья стояли, словно окр…плё…ые кровью, возвр…щается пр…вычная тишина.

 

ТЕМА: Правописание о и е после шипящих и ц в составе разных морфем. 

1.     Гласные о и е после шипящих в корнях слов.

2.     Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

3.     Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях глаголов, причастий и отглагольных существительных.

4.     Гласные о и е после ц.

 

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в словах, где пропущены буквы. Объясните их правописание.

 

1.     Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч…й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…вая крыша, жж…ный кофе, ноч…вка в лесу, вооруж…ное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный  ш…винизм.

2.     Тихий ш…рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, двойной ш…в, мельничный ж…рнов, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

3.     Ц…окольный этаж, ц…канье копыт, получить письмец…, идти с отц…м, погрозить пальц…м, молодц…ватый вид, глянц…витая бумага, превосходный танц…р, танц…вать мазурку, гарц…вать на лошади, облиц…вка стен, облиц…вать здание, склониться над колодц…м, пунцовые губы.

 

Задание 2. Запишите под диктовку. Объясните правописание данных слов.

Анчоус, бесшерстный, боржоми, дешевейший, желчный, зажегший, изжога, мажорный, отщелкнуть, печенка, полушепот, пончо, пощечина, прожеванный, пшенник, расческа, решетчатый, трущоба, цоканье, челн, четкий, бесшовный, вечерка, вечор, грубошерстный, желудь, жестче, жонглировать, крыжовенный, многоженство, ожог (руки), пижон, по дешевке, прожорливый, цокотать, бечевка, кошелка, ожег (руку), пережог, шорты, жердочка, жом, капюшон, шомпол.

 

Задание 3. Запишите под диктовку. Объясните правописание данных слов.

Глициния, инициал, инициатива, лейкоцит, марципан, на цыпочках, одноцилиндровый, панцирь, пациент, пацифизм, принцип, рецидив, цивилизованный, цыган, цыкнуть, цыц, цианистый, цигейковый, цикламен, циклевание, циклический, циклон, циклоп, цикорий, циничность, цирк, цирюльник, цистерна, цитата, циферблат, цыпочки, цыпленок.

ТЕМА: Употребление прописной буквы.

 

Задание1. Напишите под диктовку следующие словосочетания. Объясните их значения.

Эпоха Возрождения, возрождение традиций прошлого, гарпагон (о скупом), геркулес для каши, этакий голиаф (о великане), гомерический смех, гордиев узел, гурьевская каша, дамоклов меч, донжуанство, современные донкихоты, Заполярье, иван-да-марья, выстрел катюши, мамаево побоище, Мельпомена, муза, Северная Пальмира, зеленый пастернак, Первомай, сирена, мифы об Аполлоне, бес, дриада, древнеславянский бог Перун, метать перуны, пиррова победа, пифагорова теорема, Подмосковье, итальянский Ренессанс, в стиле ренессанса, робинзонада, Родина, перейти Рубикон, сиамские близнецы, играть на страдивариусе, Терпсихора, тришкин кафтан, троянский конь, Фаренгейт, френч, юлианский календарь, юрский период, Ростовский государственный университет, абсолютный чемпион мира, Австралийские Альпы, автономный округ, Антарктика, Белый дом, Библиотека иностранной литературы, Ближний Восток, вальпургиева ночь, Варшавский Договор, г. Великие Луки, велогонка Мира, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Девятое января 1905 года, День независимости России, День учителя, Дом-музей Л.Н. Толстого, Древняя Русь, Дульцинея Тобосская (героиня романа), моя дульцинея, заслуженный хор России, Звезда Героя Советского Союза, знаки зодиака, курган Славы, месячник безопасности.

 

Задание 2. Раскрывая скобки, образуйте составное название. Запишите и подчеркните прописные буквы.

Образец. (центральный, заочный, политехнический) институт. – Центральный заочный политехнический институт.

(ярославский, драматический) театр; (феодосийский, государственный, картинный) галерея имени И.К. Айвазовского; (московский, полиграфический) институт; (московский, государственный) консерватория имени П.И. Чайковского; (костромской, текстильный) институт; (батумский, ботанический) сад; (горьковский, инженерно-строительный) институт имени В.П. Чкалова.

 

 

ТЕМА: Правописание заимствованных слов.

 

1.     Фонетические, морфологические и акцентологические признаки заимствованных слов.

2.     Способы передачи заимствованных слов: транскрипция, транслитерация, перевод.

3.     Международные словообразовательные элементы.

 

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните международные словообразовательные элементы.

1. После обеда Порфиша был призван на ауд…енцию к отцу. 2.За столом, покрытым кумачом, сидели члены пр…зидиума. 3. Ауд…тория сыплет вопросы колючие. 4. Произведения Пушкина проникнуты глубочайшим гум…низмом.

5. Л…бораторные работы должны быть тесно связаны с практикой. 6.Ави…почта является одним из наиболее удобных средств связи. 7. Научная книга, посвященная исследованию какого-нибудь одного вопроса, од­ной теме, называется м…нографией. 8. На заводе был проведен хр…нометраж трудовых процессов.

 

 

Задание 2. Прочитайте. Укажите, какие неточности допущены в употреблении слов.

1. Ранние рассказы писателя выходили под разными вымышленными псевдонимами. 2. В повести «Разгром» А.Фадеев изобразил борьбу против японской военной оккупации. 3. В короткий срок народ создал промышленную индустрию.

4. Среди народного фольклора особое место занимают былины. 5. Олег пользовался среди товарищей большим приоритетом. 6. Хронометраж времени показал, что часть времени тратится малоэффективно.

 

Задание 3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ектуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…ел…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, ди…ертация, г…раж, л…зарет, р…скошный, …рдинарец, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард,  пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, ар…матичный, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, амф..брахий, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.

 

Задание 4. Определите по толковым словарям или «Словарю иностранных слов» значения тех слов, которые вам неизвестны. Выпишите из приведенного перечня слова, этимологию которых вы знаете. Дайте объяснение происхождения этих слов.

 

 

 

ТЕМА: Правописание согласных.

 

1.     Правописание звонких и глухих согласных.

2.     Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

3.     Непроизносимые согласные.

4.     Буквы щ, ч и сочетания согласных шч, жч, сч, зч, стч, здч.

 

Задание 1. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ре…кий ветер, ли…кая бумага, ги…кий шланг, ме…кий стрелок, ро…кое поведение, зы…кий песок, то…кое болото, оловя…ая кру…ка, зя…кий, корме…ка, бранд…ойт,  набре…ший, выру…ка, деле…ка, зно…кий, инструкта…, ко…ьба, метаста…, нагре…ший, шане…ка, муля…, па…гауз, до…атый, мере…ка, пичу…ка, разве…ка, реви…ский, тунея…ство, скла…чина,  мун…штук, обтя…ка, повя…ший.

 

Задание 2. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ба…жо, благос..ный, високос…ный, глас…ность, горес…ный, декаден…ство, емкос…ный, интриган…во, компроме…тировать, корыс…ный, кос…ный, нашес...вие, нидерлан…ский, окрес…ный, переез…ной, предвес…ник, пятна…цать, развер….ый, ровес…ник, сер…чишко, сказуемос…ный, трехлопас…ный, хлес…че, я…ство, гнус…ный, дерзос…ный, доплес…нуть, захолус…ный, ислан…кий, конста…тация, надзвезд…ный, наперс…ник, поверхнос…но, поз…неспелый, челюс…ной, перехлес…нутый, подвлас…ный, кос…ный, ревнос…ный, скомпроме…тировать, целос…ный, бестелес…ный, беспредеце…дентный, чес…ной, интриган…ка, завис…ник.

 

Задание 3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни и приставки.

И…ябнуть, и…якнуть, и…жарить, во…лавить, во…оздать, ра…ветать, ра…цвет, ра…шатать, ра…жаловать, ра…ыпать, бе…аветный, бе…менный, бе…жизненный, бе…шумный, чере…седельник, забре…жить, бры…жущий, во…жи, задребе…жал, со…женный, …женый сахар.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Жу…жит, прое…жать, мо…жевеловый, мо…жечек, ра…житься огоньком, дро…жи, и…жога, размо…жить, брю…жать, ра…жать, ра…жалобить, ра…жечь, разо…женный, вые…женная лошадь, вы…женная поляна, бре…жущий, мо…жевельник.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте по орфографическому словарю написание слов.

Кристал…ический, трехто…нка, ко…респондент, глав…рач, груп…орг, пятибал…ный, кристал…но, грам…офон…ый, грам…запись, прес…конференция, матро…ская, безантен…ый, спецкор… газеты, кол….он…ада, колон…ка, груп…ка, тер…ас…а, тер…икон, ком…ентатор, фин…ка, кол…ективный, пас…ажирский, пас…овать, компромис…ный, кас…овый, прес…ованый, конгрес…мен, стать ас…ом в своем деле, контр…азведка.

 

Задание 6. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Бак…лавр, бал…ада, бал…отироваться, бал….юстрада, б…ндероль, б…рельеф, бар…икада, бацил…а, б…йкот, бюл…тень, бюр…кратизм, вас…ал, гам…а, Ган…ибал, гег…мон, гиен…а, г…меопатия, г…норар, горил…а, гум…анизм, гут…аперча, д…з…ртир, декл…мация, декла…рация, де…терм…низм, деф…ект, д…фицит, ди…гональ, дилем…а, дискр…д…тировать, ди…грам…а, д…ректива, дис…ертация, диф…еренциал, диф…ракция, диф…узия, драм…а, дрес..ировать, дюрал…мин…вый, ил…юзия, им…тация, им…унитет, им…грант, имп…зантный, импрес…арио, импрес…онизм, инкас…атор, ин…рустация, интр…дукция, ип…охондрия, ип…одром, ир…ациональный, ир…игация, к…играфия, кал…ория, к…пил…ярность, карб….нарий, клер…кал, кол…ледж, кол…ектор, кол…оквиум, кол…ония.

 

Двойные согласные на стыке морфем и в заимствованных словах.

 

Задание 1. Составьте предложение с приведенными ниже словами, объяснив их написание.

1)    Кристалл – кристальный; колонна – коло…ка; тонна – трехто…ка; оперетта – оперетка; финн – фи…ка, фи…ский; норманны – норма…ский, Анна – А…ка; антенна – анте…щик, анте…ка; манна – ма…ка; бриллиант – бри…ьянт.

2)    Групповой комитет – групком; коммерческий банк – комбанк; граммофонная запись – грамзапись.

 

Задание 2. Образуйте имена прилагательные по следующей модели;  без ума – безумный, без радости – безрадостный. Объясните правописание полученных слов.

Без страха, без забот, без смысла, без снега, без края, без остановки, без системы, без земли, без сознания, без пошлины, без содержания, без срока, без характера, без чувств.

 

Задание 3. Образуйте и запишите глаголы, объяснив выбор подходящей приставки. Если их будет несколько, запишите все.

Приставки: раз-(рас-), из-(ис-), воз-(вос-), вз-(вс-)

Бросать, путать, гадать, следовать, жевать, шевелить, ссориться, бить, пугать, царапать, черпать, жить, портить, калечить, принять, делать, пахать, дернуть.

 

Задание 4. Перепишите слова, выделяя в них приставки. Например: Ис-пользовать.

Иззябнуть, иссякнуть, изжарить, низвергнуть, ниспослать, ниспровергнуть, снисходительный, низкий, низший, воззрение, восстание, восславить, рассориться, разборчивый, расстилаться, раззнакомиться, безжизненный, бесшумный, бессчетный, чрезмерный, чересполосица, чересседельник.

 

Задание 5. Объясните, почему в одних словах перед согласной в приставке пишется буква «с», а в других – т»з».

1)    сделать, разделать, растащить, здесь;

2)    сжать, сшить, разжать, расширить;

3)    низкий, низший, снисходительный;

4)    здание, сдавать, стащить, раздается;

5)    сшибать, скинуть, ни зги не видно, раскинуть, разгибать.

 

Задание 6. Составить предложения со словами, уточнив в словарях их значение:

Асс-ас, бонна – бона, брасс – брас, ведды – веды, кокк – кок, колла – кола, панно – пано, пасс – пас, пенни – пени, раппорт – рапорт, хетты – хеты,  сомма – сома.

 

 

ТЕМА: Разделительные ъ и ь.

 

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные ъ и ь.

Ад…ективизация, ар…ергард, ател…е, барел…еф, без…емкостный, без…отходный, без…ядерный, вз….ерошить, вз…яриться, волеиз…явление, внич…ю, всер…ез, вольтер…янец, в…едливый, в…етнамец, гегел…янец, гил…отина, грил…яж, дез…инфекция, двух…элементный, двух…ярусный, д…явол, жит…е-быт…е, из…обильный, из…ян, ин…екция, интерв…ю, кар…ера, кинос…емка, кол…е, компан…он, контр…агент, котил…он, кон…юнктура, кур…езный, кур…ер, лос…он, медал…он, меж…языковой, монпас…е, мурав…ед, на…яву, об…условить, об…ездчик, пред…уборочный, под…якорный, под…ячий, про…екция, п…едестал, ре…естр, раз…яснять, с…агитировать, сверх…естественный, сверх…урожайный, с…обез…янничать, суб…ект, фамил…ярный, фел…етон, фокс…тер…ер, шампин…он, шансон…е, шин…он.

 

Задание 2. Запишите в две колонки слова с разделительным ъ и ь, произведите их морфемный анализ, дайте мотивацию своего выбора.

Ал…янс, в…ехать, в…юшка, гнездов…е, д…як, звер…е, зимов…е, интер…ер, ин…екционный, итал…янский, кар…ер, кол…е, кол…раби, конс…ержка, конферанс…е, кур…ерша, лос…он, об…емлемый, пен…юар, от…евшийся, кабал…еро, от…единенный, челобит…е, от…ять, побатал…онно, мин…он, пред…явитель, бел…этаж, с…естной, раз…яриться, шевал…е, фельд…егерь, бел…этаж, полын…я, рант…е, трел…яж.

 

 

 

ТЕМА: Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Гласные ы и и после приставок.

 

1.     Приставки с неизменным написанием.

2.     Приставки на з – с .

3.     Приставки на гласный.

4.     Приставки пре- и при-.

5.     Гласные е и и после приставок.

 

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на з –с; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте предложения.

Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный,  бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…адвижка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.