ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема «Социальные роли»
Проверяемые результаты освоения программы:
знать/понимать понятия социальная роль, имидж, ролевой конфликт.
уметь:
объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;
соблюдение точной последовательности в выполнении действий, при выполнении
практической работы, в соответствии с требованиями инструкций;
брать и нести ответственность за принятые решения, за результат выполнения заданий;
рациональное распределение времени при выполнении поставленных задач.
Цель: формирование умения необходимого для эффективного взаимодействия с социальной
средой.
Инструкция.
Время выполнения: 90 мин.
Работа в парах.
Внимательно прочитайте задания и выполните их.
После выполнения всех заданий, запишите вывод практической работы.
Используя требования к качеству выполнения работ и критерии оценки, оцените свою работу.
Учебнодидактический материал:
фрагмент из книги Г. Олпорта «Становление личности»;
текст «Социальные роли личности»;
задания 1, 2,3.
Требования к качеству выполнения работ.
1. Работа выполнена в соответствии с заданиями.
2. Ответы полные, грамотные, логичны, аргументированы.
3. Работая в паре, соблюдалось взаимопонимание, бесконфликтное взаимодействие.
4. Задания выполнены в соответствии с нормами времени.
Задание № 1.
Инструкция.
Поработайте с текстом.
Ответы на вопросы запишите в тетради для практических работ.
Задание.
1.Прочтите текст «Социальные роли личности».
От человека, занимающего определенное социальное по
ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К
примеру, статус учителя предполагает конкретный набор
действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с
родителями учеников), определенную манеру общения со
школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до
статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе
ния ждут, к примеру, от попзвезды. Таким образом, оце
нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с
неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле
дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан
ного социального положения. Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения
называют в социологии социальной ролью. Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас
достаточно много.
Совокупность ролей, выполняемых челове
ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя
совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста
вим себе пожилого академика, который, выступая на науч
ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после
заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу
монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного
журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог
раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим,
сословное общество Средневековья. Тем не менее, несовпаде
ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре
альных поступков личности вызывает непонимание со сто
роны окружающих, а нередко и осуждение.
Напряженные отношения — ролевой конфликт — возника
ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи
ваться требований трудносовместимых ролей.
Например, про
фессиональный рост требует значительных личных усилий по
овладению специальностью, затрат времени. Для женщины
это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при
ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче
редь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя
ется многими факторами. Один из них — это возраст. Для
периода юности, по оценкам социологов, характерна роле
вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос
лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость
социального положения молодого человека. Он постепенно
теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол
жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со
циальными ролями.
Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.
Именно сравнение роли человека в обществе и образного
ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за
явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра
вится?»:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему
от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са
мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему
приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре
бований общества по отношению к нему (не исключая, ко
нечно, его собственных целей и способностей).
2. Ответьте на вопросы:
1. Что такое социальная роль?
2. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 3. В чем сущность ролевого конфликта? Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого
конфликта.
4. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?
5. Раскройте особенности статусноролевой ситуации в юношеском возрасте.
Задание № 2.
Инструкция.
Прочитайте текст.
Ответы запишите в тетради для практических работ.
Задание.
1. Прочтите текст.
2.
2.
Человек, как уже говорилось, играет разные социальные роли. Иногда ему приходится
отступать от своих принципов, иногда унижаться, иногда подлаживаться под мнение той
или иной социальной группы. Может ли человек всегда быть бескомпромиссным, достоин
ли он осуждения, когда для достижения цели изменяет себе? По этому поводу существуют
разные суждения. С какими из них вы согласны, а какие отвергаете полностью?
Ответьте на вопросы:
1. Человек, ради успеха играющий навязанную ему роль, достоин
осуждения.
2. Следовать требованиям, предписываемым молодежной
субкультурой, — удел человека с невысоким интеллектом.
3. В любую социальную роль легко входят неискренние люди.
4. По той роли, которую человек играет в социальной группе,
можно оценить уровень его нравственной культуры.
Задание № 3.
Инструкция.
Поработайте с текстом.
Ответы на вопросы запишите в тетради для практических работ.
Задание.
1. Прочтите отрывок из книги Г. Олпорта «Становление личности».
«Студент пишет: я не верю, что у меня есть стабильные черты. В
понедельник я был доминирующим лидером, но на протяжении всего
вторника меня преследовали мелкие неудачи, и к среде я чувствовал себя
неполноценным и стал униженным и подчиненным. При некоторых
внешних условиях я автократ, но при других — анархист. Мои личные
Ответьте на вопросы.
Опираясь на обществоведческие знания и свой жизненный опыт, приведите ситуации, в которых
человек неузнаваемо меняется. Раскройте причины этих изменений. Как, повашему, можно ли
сказать, что в этих изменяющихся ситуациях он исполняет разные социальные роли или это разные
проявления его характера? Обоснуйте свою точку зрения.
Критерии оценки.
Оценка
Отлично
Отметк
а
5
Условия, при которых выставляется оценка
работа соответствует всем критериям обозначенными для
выполнения практической работы; студент показывает
творческий подход; самостоятельно находят
дополнительный материал. Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Вывод.
4
3
2
практическая работа не соответствует одному из критериев
(1, 2, 3, 4).
практическая работа не соответствует двум из критериев
(1, 2, 3, 4).
практическая работа не соответствует ни одному из
предъявленных критериев.
Практические работы по обществознанию
Практические работы по обществознанию
Практические работы по обществознанию
Практические работы по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.