Изучение в доступной и понятной, а главное, интересной форме отдельных наиболее трудных вопросов школьного курса органической химии является не простым делом. Чтобы материал хорошо усвоился школьниками, он должен быть понятным и так исследован школьниками, чтобы результаты своих собственных исследований легли в основу разных практических навыков в обучении. Каждую такую тему я стараюсь изучать в первую очередь с позиции практического познания, которое сопровождает определенный теоретический блок по теме. Предлагаю вниманию коллег порядок изучения отдельных тем школьного курса органической химии с точки зрения практического исследования.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Практические советы по изучению трудных тем из курса органической
химии.
ГИДРОЛИЗ ЖИРОВ
Знаете ли вы, что…
энергетическая
ценность съедаемых
нами блюд обычно
гораздо выше, чем
количество
ежедневно
затрачиваемой
энергии. Излишки
съеденного
откладываются в
организме в виде
жира.
Обычный бутерброд
с маслом содержит
78 ккал, а кусочек
торта весом 100 г –
356 ккал. Чтобы
потра
тить столько
энергии, потребуется
час быстрой езды на
велосипеде.
Знаете ли вы, что…
история
мыловарения
насчитывает почти
6 тыс. лет. Однако
после падения
Животные жиры и растительные масла – одни из
важных составляющих нормального питания человека.
Они являются основным источником энергии: 1 г жира
при полном окислении (оно идет в клетках, с участием
кислорода) дает 9,5 ккал (около 40 кДж) энергии.
Жиры – самые высококалорийные продукты питания.
Калорийностью пищи называют количество энергии (в
кДж или ккал), которое дает 100 г пищевого продукта
организму человека.
Лабораторный опыт «Омыление жиров».
В большой фарфоровой чашке расплавьте 5 г
свиного или говяжьего жира и добавьте 20 мл 20%ного
раствора гидроксида натрия. Смесь нагревайте на
пламени спиртовки, помешивая стеклянной палочкой,
остерегаясь разбрызгивания. По мере выкипания в
чашку добавляйте воду. Через 10–15 минут пипеткой
отберите немного жидкости в пробирку с горячей
водой. Если на поверхности воды не образуются капли
жира и при встряхивании в пробирке возникает
обильная пена, процесс омыления завершен. Смесь в
чашке упаривайте еще несколько минут до образования
густой массы. Когда чашка остынет, полученную массу
вылейте в стакан с насыщенным раствором поваренной
соли. Мыло всплывет в виде хлопьев – произойдет
процесс высаливания. Хлопья соберите шпателем,
промойте водой, освобождая от излишков щелочи, а
затем соедините в однородную массу. Часть оставшейся
жидкости перелейте в пробирку, добавьте 2 мл
гидроксида натрия и 3–4 капли раствора сульфата меди(II). О чем свидетельствует признак реакции?
Вы провели щелочной гидролиз жира. При этом вы
получили натриевые соли высших карбоновых кислот
(мыло) и глицерин.
Гидролиз является важнейшим свойством жиров.
Под влиянием фермента поджелудочного сока жиры,
поступившие с пищей в наш организм, расщепляются на
глицерин и высшие карбоновые кислоты. Продукты
гидролиза всасываются ворсинками кишечника и снова
образуют жир, свойственный нашему организму.
В питании имеет значение не только количество, но
и химический состав жиров, особенно содержание в
жирах остатков полиненасыщенных кислот, примерами
которых являются линолевая и линоленовая кислоты.
Эти кислоты не синтезируются в организме человека.
Поэтому они получили название незаменимых кислот.
Эти кислоты участвуют в построении клеточных
мембран, регулировании обмена веществ в клетках,
способствуют выведению из организма избыточного
количества холестерина. Среди продуктов питания
наиболее богаты полиненасыщенными кислотами
растительные масла,
поэтому физиологическая
ценность растительных масел выше, чем жиров.
Римской империи и с
началом так
называемого темного
времени
в Европе чистота и
личная гигиена
отошли на второй
план. Второе
рождение мыла
произошло в Европе
лишь
в XIII веке.
Знаете ли вы, что…
в незначительной
степени гидролиз
жира протекает
и при неправильном
его хранении – под
действием влаги,
света и тепла. Жир
при этом
приобретает
неприятный вкус и
запах.
Поэтому жиры надо
оберегать от
сырости, хранить
в прохладном месте в
хорошо высушенной
посуде, избегая
соприкосновения
с воздухом.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему реакцию щелочного гидролиза жиров называют омылением?1.2. Как вы понимаете высказывание немецкого химика Ю. Либиха:
«Культура нации определяется количеством потребляемого ею мыла»?
1.3. Какие жирные кислоты называют «незаменимыми»? Почему им дали
такое название?
2. Выполните упражнение.
2.1. Составьте уравнение щелочного гидролиза: а) трипальмитина;
б) триолеина.
3. Решите задачи.
3.1. Энергетическая ценность оливкового масла составляет 898 ккал.
Столовая ложка содержит 17 г оливкового масла. Вычислите калорийность
такой порции этого пищевого продукта.
3.2. Вычислите, какой объем 20%ного раствора гидроксида натрия (
=ρ
1,22 г/мл) потребуется для полного омыления 8,9 кг тристеарина.
3.3. Вычислите, сколько тонн глицерина может выработать мыловаренный
завод из 100 тонн технического жира, содержащего 80,6 % трипальмитина.
4. Проведите опыт «Удаление жировых загрязнений с посуды пищевой
содой».
Удалить жир с посуды и кухонного инвентаря можно щеткой или губкой,
смоченной в водном растворе пищевой соды (50 г соды на 1 л воды). После
чистки ополосните и высушите посуду. На чем основано очищающее действие
соды?