Практические советы по изучению трудных тем из курса органической химии. САХАРОЗА

  • Карточки-задания
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение в доступной и понятной, а главное, интересной форме отдельных наиболее трудных вопросов школьного курса органической химии является не простым делом. Чтобы материал хорошо усвоился школьниками, он должен быть понятным и так исследован школьниками, чтобы результаты своих собственных исследований легли в основу разных практических навыков в обучении. Каждую такую тему я стараюсь изучать в первую очередь с позиции практического познания, которое сопровождает определенный теоретический блок по теме. Предлагаю вниманию коллег порядок изучения отдельных тем школьного курса органической химии с точки зрения практического исследования.
Иконка файла материала сахароза.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Практические советы по изучению трудных тем из курса органической химии. САХАРОЗА Повсеместно   распространенная   в   растительном мире сахароза в наибольшем количестве присутствует в  сахарном  тростнике  и  сахарной свекле. Именно  из этих   веществ   вырабатывается   кристаллический продукт,   общеизвестный   как   сахар.   Молекулярная формула сахарозы: С12Н22О11. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   1   «Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II)».  Налейте  в  пробирку 2–3 мл  гидроксида  натрия  и добавьте 3–4 капли сульфата меди (II). К полученной смеси   прилейте   2   мл   раствора   сахарозы.   Смесь перемешайте. О чем свидетельствует признак реакции? Нагрейте полученный раствор на пламени спиртовки. Что   происходит   с   окраской   смеси?   О   чем свидетельствуют произошедшие изменения? По   строению   сахароза   –  дисахарид,   молекула которого   состоит   из   остатков   циклической   формы глюкозы и циклической формы фруктозы (см. рис.). Знаете ли вы, что…  первый в России завод  по выпуску сахара был построен в Санкт­ Петербурге в 1719 г.  До 1800 г. он  перерабатывал  привозной  тростниковый сахар­ сырец, пока не  появились заводы по  переработке сахарной  свеклы. Знаете ли вы, что…  стандартом  сладости является  обычный сахар, или  Структурная формула сахарозы При   объединении   молекул   глюкозы   и   фруктозы образуется  О­гликозидная связь  (–С–О–) за счет их полуацетальных   Образующийся гидроксилов.сахароза. «Сладость»  сахарозы принята за  100 единиц.  Фруктоза по этой  шкале имеет 173,  глюкоза – 74, лактоза  – 16 единиц. Знаете ли вы, что…  сахароза – прекрасный консервант. Если  содержание сахара  (сахарозы) в готовом  варенье достигает 65– 70 %, то оно долго не  портится даже в  тепле. Такое бывает,  если сахара по весу  брали столько же,  сколько плодов  или ягод. дисахарид   не   способен   превращаться   в   открытую форму   с   образованием   альдегидной   (у   глюкозы)   и кетонной   (у   фруктозы)   форм.   Поэтому   сахароза   не дает качественных реакций на карбонильную группу. Велика   биологическая   роль   сахарозы   в растительном   мире:   это   не   просто   запасающее вещество,   это   промежуточный   продукт   между глюкозой   –   первичным   продуктом   фотосинтеза,   и более   сложными   углеводами   –   полисахаридами. Благодаря   хорошей   растворимости   в   воде   сахароза легко транспортируется по сосудам растений. Д е м о н с т р а ц и о н н ы й   о п ы т   «Кислотный гидролиз сахарозы». В   чистую   пробирку   наливают   1–2   мл   сахарозы, добавляют   несколько   капель   разбавленной   серной кислоты   и   закрепляют   в   держателе   для   пробирок. Смесь осторожно нагревают на пламени спиртовки в течение   4–5   минут.   К   полученному   раствору приливают несколько капель сульфата меди (II) и 4–5 мл   гидроксида   натрия   до   образования   осадка гидроксида   меди   (II).   Затем   нагревают   содержимое пробирки. О чем свидетельствует признак реакции? При гидролизе сахарозы образуются моносахариды: глюкоза и фруктоза. Кислота (точнее ионы водорода, образующиеся   при   ее   диссоциации)   в   этом   процессе является катализатором. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   2   (занимательный) «Змея из сахара». В  тарелку  насыпьте  конусом песок  и  пропитайте его   этиловым   спиртом.   В   центре   конуса   сделайте углубление   и   поместите   туда   смесь   из   2   г   пищевой соды   и   13   г   сахарной   пудры   и   подожгите.   При нагревании   сахар   превращается   в   карамель,   а   сода разлагается   с   выделением   углекислого   газа.   Что наблюдаете?   Подумайте,   почему   опыт   носит   такоеназвание.