Особенности личной эффективности школьников
В школе на детей ложится большая нагрузка. Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем, организацией рабочего места и распределением необходимых дел. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром интернета или телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.
Умение управлять своим временем и делами является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Навыки личной эффективности позволяют результативно управлять школьнику не только учебной деятельностью, но и жизненными ситуациями и проблемами в целом. Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам личной эффективности и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ученику научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно [4]. Таким образом, чтобы сформировать у ребенка навыки и умения планирования и эффективного управления собственной деятельностью, необходимо его обучить этому.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Насколько важен внешний вид рабочего стола школьника? Имеет ли он хоть какое-то отношение к личной эффективности?
Считается, что рабочий стол — это личное дело каждого. Если человеку не мешает беспорядок, если он способен найти нужную ему вещь даже в полнейшем хаосе, то какое значение имеет для учебной деятельности рабочее место? Многие одноклассники в процессе анкетирования говорили, что парта в классе или стол дома, заваленные различными вещами, даже помогают выполнять задания быстрей: «Всё всегда под рукой, даже в ящик заглядывать не нужно!». Но нам приходится учится в кабинете с другими школьниками и неряшливый вид рабочего места сразу бросается в глаза, вызывает неприятные эмоции и даже влияет на отношение к этому однокласснику. Мы учимся в коллективе, а значит обязаны относиться к коллегам уважительно. Никому не доставляет удовольствия наблюдать бардак на соседней парте.
Домашний стол или парту всегда необходимо содержать в порядке. Если на рабочем месте все лежит на своих местах, и мы точно знаем, где лежит тот или иной учебник или тетрадь, то и сам человек настраивается на определенный порядок действий. В процессе выполнения заданий нам намного легче сосредоточиться и все получается легко и быстрее. В противном случае, когда на столе царит хаос и кипы разложенных вещей и предметов мешают записать что-то важное, мы начинаем нервничать и наше настроение отражается на учебе. Такое положение вещей снижает как работоспособность, так и трудолюбие, и вряд ли в ближайшем будущем мы можем получить отличную оценку.
Психологи Л. Палладино, Т. Феррис, Д. Аллен подтверждают: чистота на рабочем месте обладает целительными свойствами. Когда мы наводим порядок снаружи, это помогает навести его и внутри — прежде всего, выделить главное: наши ценности, потребности, желания. И кроме того, выйти из пассивного состояния и взять на себя ответственность не только за учебу, но и за жизнь, обретая власть над вещами, отношениями и даже временем [1,17,23].
Алгоритм выполнения заданий от простого к сложному поможет привести к определенному порядку работу мышления. Начиная с простых дел и постепенно усложняя их школьнику будет легко не только работать с понятиями и определениями, но также быстрее устанавливать взаимосвязи между явлениями.
Самокритика представляет собой неотъемлемую часть внутреннего мира развитой личности. Это качество не имеет ничего общего с переживанием деструктивного чувства вины и самоедством. Оно является адекватным и объективным взглядом на себя со стороны. Самокритичность позволяет увидеть, как свои достоинства, так и промахи.
Объективная критика себя самого имеет практическую пользу в самых разных областях. В учебной деятельности самокритичность дает возможность найти более эффективные пути для достижения результата по заданиям. Это качество может пригодиться для того, чтобы школьники прикладывали больше усилий для получения необходимых знаний. Даже в отношениях с людьми, стоит отметить, что люди, которые могут правильно (адекватно) оценить себя, уважительно относятся к мнению окружающих и способны почерпнуть что-то новое от тех, кто разбирается в конкретном вопросе лучше. Те, кто может оценить свои поступки объективно, способны построить крепкие межличностные отношения, что также очень важно для развития личной эффективности.
Для многих людей может показаться странным: как можно сохранять позитивное настроение и стараться что-то делать, если все плохо? Наша природная реакция на плохое событие — спорить, отрицать и сопротивляться. Проактивное мышление помогает принимать событие как факт, а значит можно контролировать себя, свои поступки и эмоции. При этом необходимо концентрироваться на том, что изменить можно, а не на том, чего нельзя. Контролировать обстоятельства практически невозможно, можно лишь управлять самим собой. Вместо того, чтобы винить окружающих и внешние обстоятельства, проактивное мышление дает возможность взять ответственность за свою жизнь, свою реакцию на плохие события и свои действия. В этом одни преимущества: настроение остается хорошим, мысли настроены на то, чтобы решить проблему, а не забыть про нее. Это работает во всех сферах детской жизни — от взаимоотношений в семье до общения в школе.
Для многих интересно будет узнать, как развить в себе проактивное мышление, какие конкретные шаги необходимы и их последовательность. По мнению Уильяма Б. Ирвина существует несколько правил проактивности:
1. В любых обстоятельствах акцентировать внимание на поиски возможности исправить ситуацию.
2. Прилагать активные усилия, вместо того чтобы утешать себя и искать вину в неблагоприятных факторах внешней среды.
3. В сложной ситуации искать любые доступные возможности повлиять на ее положительное разрешение [9].
Позиция, когда человек считает виновными в своих неудачах окружающих и неблагоприятные условия, не предполагает активных действий по изменению происходящего. Это простой путь, но он не приведет к успеху. Это выбор слабых людей, которым проще «плакаться в жилетку» и упрекать всех вокруг, чем предпринимать необходимые шаги по изменению своей жизни.
Если бы мы могли запрятать в дальний угол шкафа наши страх, гнев и грусть, все пришло бы в порядок? «Сама по себе эмоция — не проблема — объясняет психотерапевт Б. Рот. — Ведь по сути она — механизм выживания: когда мозг получает от органов чувств информацию, которая, как он считает, указывает на опасность, он включает страх (чтобы убежать от угрозы), гнев (чтобы бороться с ней) или грусть (чтобы уйти в себя, ожидая, что угроза пройдет стороной)» [18].
Избавиться от эмоции невозможно, но мы можем найти ей правильное место, научившись ее распознавать и понимать. Если мы теряем душевное равновесие, на это всегда есть причина. При этом необходимо, чтобы мозг взял управление на себя и начал пытаться погасить эмоцию, сдержать или объяснить ее, даже, если произошло что-то, что стало сигналом тревоги для тела.
Нельзя не отметить еще один важный фактор - отслеживание эффективности каждого дня. Первое время необходимо фиксировать выполнение или не выполнение какого-либо дела, сделанных заданий и результаты дня в целом. Это может быть: система «плюс – минус»; отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или придумать собственную систему, которая будет способствовать стимулированию личной эффективности. Такой контроль необходим для того, чтобы наглядно видеть результаты проделанной работы и обучаться навыкам самоконтроля.
Личная эффективность зависит от того, как мы будем управлять этими пятью составляющими. Они тесно взаимосвязаны, но не могут переходить друг в друга, поэтому нужно развивать все составляющие одновременно. Если рабочее место готово для использования, но при этом мы не представляем себе, что и как делать, не можем сосредоточиться и постоянно отвлекаемся – результат не будет впечатлять. Никакое проактивное мышление не поможет справиться с проблемой, если негативные эмоции переполняют человека.
Основная задача при обучении личной эффективности – превратить последовательность в привычку. Регулярная, последовательная практика постепенно переходит в привычный режим, и тогда уже школьникам не придется мотивировать и убеждать себя каждый раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.