Практический проект «Покормите птиц зимой!»

  • docx
  • 18.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала prakticheskiy_proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx

 

 

 

 

 

 

 

Практический проект

«Покормите птиц зимой!»





\

 

 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько  гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце ест

И для птиц тепло.

А. Яшин

Цель проекта:

   Расширить представление учащихся о зимующих птицах края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека  в жизни птиц.

 Задачи проекта:

Ø Воспитывать любовное, заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудную минуту.

Ø Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

Ø Изготовить кормушки  совместно с родителями.

Ø Провести акцию «Покормите птиц зимой!» Научить детей правильно подкармливать птиц.

Ø Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

    Проблема:

   На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Как помочь зимующим птицам? Чем питаются птицы зимой? Какие птицы зимуют в наших краях? Из чего можно сделать кормушки?

    Гипотеза:

  Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, то можно сохранить их численность. А, если  не  подкармливать птиц, то  они будут  клевать почки деревьев и вместо пользы  могут нанести вред!

Методы проекта:

Ø наблюдение

Ø познавательные  занятия

Ø обсуждение

Ø беседы

Ø экскурсии

Ø рефлексия.

    Планируемые результаты:

1.Личностные: осознание того, что ты в ответе за братьев наших меньших, чувство ответственности за сохранение зимующих птиц и среды их обитания.

2. Метапредметные: умение регулировать собственную деятельность, направленную на познание мира, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, способность работать с объектами окружающего мира.

3.Предметные: усвоение первоначальных сведений о зимующих птицах, умение наблюдать, фиксировать, исследовать, овладевать основами экологической грамотности.

      Сроки проведения – декабрь - март

      Актуальность:

    Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень  много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

   К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

    Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

      Практическая значимость проекта

    Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

          Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1.

 

 

Подготовительный

Определение творческого названия проекта, уточнение цели, определение сроков проекта определение источников информации

1.Уточнение информации;

2.Обсуждение задания.

3.Выбор и обоснование критериев успеха.

4.Рассматривание картинок с изображением птиц.

5.Чтение художественной литературы о птицах.

6.Прослушивание аудиозаписей.

 

Мотивация учащихся;

обсуждение цели проекта на заседании круглого стола.  Помощь по просьбам  учащихся

 

2.

 

 

 

 Основной

(Практический)

Выполнение

 Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта
 

1.Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме 2.Фотографирование, беседы  со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

3.Проведение природоохранной акции:

-участие в конкурсе  рисунков «Птицы – наши друзья», сочинений, мини – проекты.

-сбор материала из чего можно смастерить кормушку и изучение кормов для птиц.

-создание кормушек.

-выбор места для них.

-проведение наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

4.Оформление портфолио.

5.Обсуждение полученных результатов и  выводов.

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед:

Проведение урока окружающего мира «Птицы зимой».

Организация экскурсии.   Наблюдение;

3.

 

 

Итоговый

(Рефлексивно -  оценочная деятельность)

Подведение итогов работы над проектом.

Защита проекта.

Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;

-Оценка учениками своего участия в проекте;

- Оценить пользу проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).

Благодарность за работу в проекте.

 

                       Виды зимующих птиц нашей местности

                          https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/07/06/s_5b3f4074264ad/926596_1.jpeg

   Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. У самцов  верх головы - серый, бока головы - коричневые, "щечки" грязно-белые, на горле и груди - крупный черный "галстук". Спина коричневатая, пёстрая, грудь светло-серая. Самки однотонные серовато-бурые. Питается воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов.

                            

   Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

                           Картинка 6 из 58371

   Сорока - красивая птица, её не  возможно  спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют - белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это осёдлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. А ещё мне нравится, как она стрекочет. Так и хочется её передразнить.

                          https://cdn.pixabay.com/photo/2017/01/20/15/02/dove-1995049_1280.jpg

   Голуби - это парные птицы. Они, как лебеди или как волки, никогда не покидают и не меняют самку, исключая смерть подруги или друга. Не нашедший пары голубь долго может жить одиночкой. И все же одиночные голуби и пары составляют небольшие стайки, так они и кормятся в одиночку или небольшими группами, обычно утром и во второй половине дня. Порой они пролетают по 10-50 км от мест своего ночлега до мест кормежки.

Обитая возле человеческого жилья, сизые голуби  поедают пищевые отходы и зерна пшеницы, ячменя или кукурузы. Они не избегают и людных мест, добывая корм на  свалках. Питаются  растительными кормами, отыскивая пропитание в зарослях кустарников и предпочитая семена, ягоды и плоды фруктовых деревьев. Не отказываются иногда съесть и насекомых.

                 Картинка 4 из 156875

     Вороны – это птицы, которые всем нам хорошо известны. Вороны водятся в лесах всех типов и, кроме того, являются обычными обитателями поселений. Наиболее широко распространена серая ворона. По величине она крупнее грача и галки, но раза в два меньше ворона. Серые вороны — двухцветные птицы: туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные.

    Вороны всеядны. Пожирают зерно, зелёные части растений, плоды и многое другое. Они уничтожают грызунов  в большом количестве, истребляют также вредных насекомых и моллюсков, подбирают зерна растений, принося пользу. С другой стороны, вороны причиняют вред. Они воруют яйца других птиц и уничтожают птенцов. Очень осторожны, избегают человека.

                   http://www.photoresurs.ru/photo/image/bird/DSCN7917.jpg

        Клёст - всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный.  Питаются они семенами хвойных деревьев и лишь в крайнем случае едят семена некоторых лиственных деревьев; кроме того, они едят насекомых, особенно тлей. Для вскрытия шишек им и служит перекрещенный сильный клюв; при этом клесты умеют ловко подвешиваются к шишкам вниз головой. Очень осторожны, избегают человека.

                       

   Когда приходит зима в города и сёла, в поисках корма прилетают маленькие красногрудые птички. Это — снегири. Они питаются почками деревьев, различными ягодами, выедая из них семечки и полностью выбрасывая мякоть. У птиц характерное пение «жю-жю-жю». Гнездятся в основном на хвойных деревьях, зимой широко кочуют.

     Многих людей может интересовать вопрос о том, куда улетают снегири летом? Оказывается на лето они просто скрываются от людского взора, прячась в густых лесах, чащах.

                        http://club.foto.ua/uploads/photos/103/103147_2.jpeg

   Большой пестрый дятел - птица оседлая. Голос громкий, резкий - "кик-кик". Селится в хвойных лесах и парках. Зимой дятел - кузнец. Он  питается семенами сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. Гнездится в самостоятельно выдолбленных дуплах.

    Провели опрос среди учащихся.

Мы получили следующие результаты.

Таблица 1

 

        Вывод: исходя из данных опроса, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство учащихся волнуется по поводу жизни птиц нашей местности зимой.

Таблица 2

 

    Вывод: по результатам опроса видно, что большинство учащихся понимают о важности развешивания зимой кормушек  для птиц и делают это.

Таблица 3

 

 

    Вывод: исходя из данных опроса, видно, что учащиеся регулярно подкармливают птиц зимой и лишь незначительный процент учащихся забывает о важности частой подкормки птиц.

      Следующим шагом работы стал сбор информации  об особенностях питания зимующих птиц, о кормушках.

     Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо  знать, чем они кормятся? Изучив литературу,  мы составили таблицу о видах корма для птиц.

                      Виды корма для зимующих птиц нашего села.

 

Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Воробей

Семена сорных растений, хлебные крошки.

Овес и просо, пшеничные отруби,  а также крошки белого хлеба

Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.

Крупы, семена арбуза и дыни, семена тыквы, крошки белого хлеба.

Синица

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Семена, несоленое  сало.    Очень  любят     семечки  подсолнечника.

Дятел

Семена  сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

 Сухофрукты, свежие мягкие фрукты.

Снегирь

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, бузины, боярышника.

 Ворона

Всеядна.

Может питаться любыми отходами  на мусорных контейнеров.

 

   Из таблицы  видно, что основной корм для птиц  семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки  арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное  свиное сало. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины.

  При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

   Мы объявили в классе акцию «Покормите птиц зимой!»  Ребята вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из  пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные  кормушки, сделанные из дерева. Вначале  декабря мы  вышли на территорию школы, для того чтобы развесить кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом и наблюдать за птицами.  Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера или рано утром.  Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют  бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Мы делаем большое и доброе дело – помогаем выжить птицам зимой, спасаем их от голода. А птицы не останутся в долгу, летом они будут защищать растения от вредителей.

     Результаты наблюдений.

  Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками . Наблюдения проводились как на улице на территории школы (а также из окна нашего класса), так и из окон своих домов.   На территории школы мы наблюдали стаю ворон, которые были в поиске корма и никого не боялись. Мы записывали в лист наблюдений  число птиц, прилетающих к кормушке, наблюдали за их поведением.

    Какие птицы обычно прилетают на кормушки?  В первый день, когда мы повесили кормушки, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в наших кормушках – синички, воробьи, вороны. 

  Месяц

 

   Число

Декабрь

январь

февраль

март

 

 

7

 

 

14

 

 

20

 

 

24

 

 

10

 

17

 

25

 

1

 

9

 

15

 

23

 

3

 

10

 

15

Синицы

 

1

3

5

4

6

5

5

6

7

5

6

3

5

6

Воробьи

 

2

1

2

4

8

5

4

6

5

7

5

6

4

5

Вороны

 

0

0

0

2

1

3

1

2

4

6

4

3

5

6

 

                              Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из картонных пакетов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв)

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

   Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, синиц и ворон, а  дятлы и сороки к нам на кормушки не прилетали.  При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала и семечки, а воробьи в любую кормушку. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем их численность.

   Птицы - наши друзья! Они защищают растения от вредителей, украшают нашу природу, нуждаются в поддержке человека.  Не  страшна зима  птицам,  если  есть  корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. 

     Привлекая родителей к совместному с детьми решению задач проекта, мы убедились в ценности активного участия родителей и детей в различных видах деятельности.

  Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.

   Заключение

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

ü В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях оседлые и кочующие птицы.

ü Сытой птице мороз не страшен.

ü Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.  

ü Подготовили презентацию  и познакомили учащихся начальных классов нашей школы с зимующими птицами нашего села.

     Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек для птиц превращается в огромного великана, который может им помочь в трудную пору жизни. Так не скупитесь же на доброе отношение к животному миру вокруг!

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

                                                 Т. Евдошенко «Береги птиц»

                                          Приложение 1.

                                       Загадки про птиц.

- Отгадывая загадки, найденные ребятами, мы лучше узнали птиц.

v Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

v Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?... (Галка)

v Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)

v Угадайте, что за птица

           Скачет по дорожке,

           Кошки не боится –
           Собирает крошки,
           А потом на ветку прыг
           И  чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

v Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)

v Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

v  Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

v Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

v Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

 

                                   Приложение 2

                             Викторина о птицах

·        Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи.)

·        У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

·        Какая птица - самая большая в мире? (Африканский страус.)

·        Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, короле.)

·        Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест.)

·        Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка.)

·        Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны.)

·        Название какой птицы состоит из 40 букв? (Сорока.)

·        Эта птица называется как каша, которую любят есть по утрам англичане. (Овсянка.)

·        Почему грач прилетает первым?  (Грачу достаточно  первой проталинки, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным  клювом он выкапывает из земли личинки различных насекомых и червей.)

·        Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги.)

·        Какая птица выше всех летает.  (Орел.) 

·        Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

·        Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая.)

·         Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

·        Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.) 

·          Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.) 

·         Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

·        У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.) 

·        В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, сова – ночью.)

 Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (Кукушка не вьет гнезда.)

·         Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод.)

·        Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)

·        Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

                                        Приложение 3

          Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок о птицах.

1. Слово не воробей...  (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем..  (журавль в небе).

3. Всякая птица свое...  (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине...  (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без...  (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины...  (не годится).

7. Всякая птица своим пером...  (гордится).

8. Всякая птица по-своему...  (поет).

9. У каждой пташки – свои...  (замашки).

10. Вороне соколом...  (не быть).

11. Мала синичка, да...  (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом...  (сыта).

13. Сорока без причины не ...  (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте...  (принесла).

                                      Приложение  4.

                                 Приметы о зимующих птицах:

§  Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.

§  Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.

§  Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.

§  Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.

§  Каркают вороны всей стаей – к морозу.

§  Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.

§  Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.

§  Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.

§  Сова кричит – на холод.

§  Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

§  Ворона кричит зимой – к метели.

§  Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

§  Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

§  Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.

§  Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.

                                          Приложение 5

         .

                                              Приложение 6.

                                      Виды кормушек:

                 

         Картинка 13 из 1252     

 

 

              Картинка 13 из 1252          75165-remont-vaz-2121-mashina-dergaetsya-pri-uskarenii

 

 

 

 

                                 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также