Практическое задание Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи
Оценка 5

Практическое задание Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи

Оценка 5
doc
13.06.2024
Практическое задание    Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи
Практическое задание Особенности высших психических функций.doc

Практическое задание

 

Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи

 

Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.

 

Психическая функция


Задание №1


Задание №2


Задание №3

Восприятие

«Бубен и колокольчик» (Развитие слухового восприятия) (5-7 лет)

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

.


«Яблоко» (Развитие зрительного восприятия) (4-7 лет)

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.


«Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия) (5-7 лет)

Дидактический материал: разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,плотный.мешочек.. . Описание игры.

Здание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Воображение

«Шкатулка (6 – 7 лет)

Цель: Развивать воображение и речь.

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.


«Перевёртыши» (6 – 7 лет)

Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разнее варианты решения.

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.


«Сказочная путаница» (6-7 лет)

Цель: Развивать воображение.

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложеное задание

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у

них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в

окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают

придумать сказку-путанку собственного сочинения. Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желаниимогут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть спомощью кукол или ролей.

Память

«Запомни рассказ» (5-7 лет)

Цель: Развивать слуховую память

Ход игры Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.


«Добавь слово» (5 – 7 лет)

Цель: Развивать слуховую память.

Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.


«Гуляем по саду» (5-7 лет)

Цель: Развивать зрительную память и наблюдательность.

Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи.

Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения.

Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает.

Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл.

Мышление

«Все пригодится» (5-7 лет)

Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей.

Дидактический материал: картинки с изображениями самых разных предметов, таких как игрушки, продукты, одежда, кухонная утварь и т. д

Ход игры.

Педагог предлогает ребенку отправиться в путешествие, например, на воздушном шаре, на поезде, на корабле. Уточните и конечную цель вояжа, допустим, необитаемый остров или морское побережье, а может, это просто домик в деревне? Теперь надо запастись всем необходимым: поочередно берите из стопки по одной из подготовленных картинок и предлагайте варианты использования того или иного предмета. Версии могут быть самыми неожиданными: «Этой кастрюлей мы будем вычерпывать воду, если в нашем судне образуется пробоина» и т. п.


«Поезд» (6 – 7 лет)

Цель: Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.

Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.

Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: - Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка.


«Что лишнее?» (4 – 7 лет)

Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш

Речь

«Узнай настроение» (4-5 лет)

Цель: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание

Ход игры. . Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

.


«Закончи предложение» (4-5 лет)

Цель. научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Материал. различные игрушки и предметы, окружающие ребенка

Ход игры. Педагог дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)»

-


«Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

«Узнай настроение» (4-5 лет)

Цель: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание

Ход игры. . Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

.


«Закончи предложение» (4-5 лет)

Цель. научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Материал. различные игрушки и предметы, окружающие ребенка

Ход игры. Педагог дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)»

-


«Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

«Узнай настроение» (4-5 лет)

Цель: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание

Ход игры. . Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

.


«Закончи предложение» (4-5 лет)

Цель. научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Материал. различные игрушки и предметы, окружающие ребенка

Ход игры. Педагог дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)»

-


«Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

 

Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).

 

Тема: Весна

 

Цели: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме

 

Задачи

 

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ. ;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-Упражнять в употреблении предлога «на»

Коррекционно-развивающие задачи:

-совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

-развитие координации речи с движением, самомассаж, пальчиковая гимнастика

 

Оборудование: картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: солнце.

 

Ход занятия.

 

Организационный момент: (в приемной)

-ребята, а кто принес такую красивую корзинку? Чья она? Как узнаем?

-Здесь загадка.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла. (весна)

 

Это было весной. Ярко светило солнце от которого в разные стороны разбегалось много лучей. Но один проказник лучик решил отправиться в путешествие. Подумаёте, что он делал. (бегал, прыгал, скакал, светил)

 

В группе, за столами

-Ребята, посмотрите в окно, чьи лучики заглядывают к нам в группу?

 

Кого разбудил ?

Из-под снега появилась трава.

В лесу проснулся в берлоге медведь.

На деревьях стали набухать почки.

Кругом тают сугробы и бегут ручьи.

На полянках появились первые цветы – подснежники.

Птицы прилетели и стали вить гнёзда.

Самостоятельный рассказ (по карточкам-схемам)

 

Психогимнастика.

-давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуйте, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

 

Основная часть (в группе, у окна)

Беседа

- Подходите к окну. Посмотрите за окно (картинку «Весна» на доске). Как вы догадались, что пришла весна?

-что происходит с солнцем весной?

-Почему тает снег? Что появляется на земле? Что происходит с деревьями весной? Что пробивается из-под снега? Кто прилетает весной? Каких перелетных птиц вы знаете?

- На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Массаж лица «Весна» (на стульях, на ковре)

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо. — поглаживание

Иногда идет холодный дождик — постукивание подушечками пальцев

По утрам еще пощипывает морозец, — пощипывание

С каждым днем солнышко светит теплее. — поглаживание

- Ребята! На что по форме похоже солнце? На какую игрушку? (на мяч)

-Что можно делать с мячом? (бросать, катать, играть)

- Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом на ковре)

- большой- маленький; светло-

- день- ночь; пасмурно-

- грустный- веселый; - чистый- грязный;

- высокий- низкий; - широкий- узкий;

- старый- новый; - медленный- быстрый;

- сухой- мокрый; - тяжелый- легкий. -холод- - прилететь-

-Ребята, посмотрите кто залетел к нам в форточку? (кукушка) Что это у нее в клювике? (письмо) Как мы узнаем, что там написано?

Из –под снега расцветает

Раньше всех весну встречает (подснежник)

На ковре

-Так о каком растении говорится в стихотворенье?/Подснежник/.(2-3 человека)

-Почему этот цветок назвали «подснежник?»

-Какой первый звук в слове Подснежник? (п) Гласный или согласный?

- Это самый первый нежный цветок. Посмотрите, какой он красивый.

- Какие части есть у подснежника? (по показу (стебель, листья,бутон)

- Кто может сказать какой стебель? (длинный, зеленый)

- Какие листья по форме? по цвету? (тонкие, длинные, зеленые)

- Какой цветок? (красивый, белый, нежный)

 

-Придумайте предложение о подснежнике.

-Части есть не только у подснежника, но и у слов. Как узнать, сколько частей в слове.

«Прохлопай слово»

Подснежник, весна, тепло, почка, муравей, жук, капель, трава, ручей, дождь, лужа, листья, птицы, сосулька, небо, лепестки, солнце.

- Что происходит весной с животными и насекомыми. (просыпаются)

-Разноцветная, порхает. Кто это?

-Посмотрите, какая бабочка залетела к нам в группу.

«Где сидит бабочка?» (дети сели за столы)

(на столе, на полке…. на тетрадке)

-Какое маленькое слово помогало говорить, где сидит бабочка?

Итог. Заключительная часть.

-О каком времени года мы сегодня говорили? Придумайте предложение о весне, а картинка вам поможет.

-Ой, ребята! Посмотрите, что это? (подснежник) Значит весна наступила!

Весна вас благодарит, за то, что вы много о ней знаете и дарит вам эти первые цветы, можете их раскрасить.

Дифференцированная оценка деятельности детей.


 

Практическое задание Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи

Практическое задание Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи

Воображение «Шкатулка (6 – 7 лет)

Воображение «Шкатулка (6 – 7 лет)

Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий

Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий

Теперь надо запастись всем необходимым: поочередно берите из стопки по одной из подготовленных картинок и предлагайте варианты использования того или иного предмета

Теперь надо запастись всем необходимым: поочередно берите из стопки по одной из подготовленных картинок и предлагайте варианты использования того или иного предмета

Закончи предложение» (4-5 лет)

Закончи предложение» (4-5 лет)

Упражнять в употреблении слов-антонимов

Упражнять в употреблении слов-антонимов

Речь «Узнай настроение» (4-5 лет)

Речь «Узнай настроение» (4-5 лет)

Ребята, посмотрите в окно, чьи лучики заглядывают к нам в группу?

Ребята, посмотрите в окно, чьи лучики заглядывают к нам в группу?

Почему этот цветок назвали «подснежник?» -Какой первый звук в слове

Почему этот цветок назвали «подснежник?» -Какой первый звук в слове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024