Практическое задание
Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи
Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.
Психическая функция |
|
|
|
Восприятие |
«Бубен и колокольчик» (Развитие
слухового восприятия) (5-7 лет) |
|
|
Воображение |
«Шкатулка (6 – 7 лет) |
|
|
Память |
«Запомни рассказ» (5-7 лет) |
|
|
Мышление |
«Все пригодится» (5-7 лет) |
|
|
Речь |
«Узнай настроение» (4-5
лет) |
«Узнай настроение» (4-5
лет) |
«Узнай настроение» (4-5
лет) |
Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).
Тема: Весна
Цели: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме
Задачи
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ. ;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
-Упражнять в употреблении предлога «на»
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
-развитие координации речи с движением, самомассаж, пальчиковая гимнастика
Оборудование: картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: солнце.
Ход занятия.
Организационный момент: (в приемной)
-ребята, а кто принес такую красивую корзинку? Чья она? Как узнаем?
-Здесь загадка.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (весна)
Это было весной. Ярко светило солнце от которого в разные стороны разбегалось много лучей. Но один проказник лучик решил отправиться в путешествие. Подумаёте, что он делал. (бегал, прыгал, скакал, светил)
В группе, за столами
-Ребята, посмотрите в окно, чьи лучики заглядывают к нам в группу?
Кого разбудил ?
Из-под снега появилась трава.
В лесу проснулся в берлоге медведь.
На деревьях стали набухать почки.
Кругом тают сугробы и бегут ручьи.
На полянках появились первые цветы – подснежники.
Птицы прилетели и стали вить гнёзда.
Самостоятельный рассказ (по карточкам-схемам)
Психогимнастика.
-давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуйте, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)
Основная часть (в группе, у окна)
Беседа
- Подходите к окну. Посмотрите за окно (картинку «Весна» на доске). Как вы догадались, что пришла весна?
-что происходит с солнцем весной?
-Почему тает снег? Что появляется на земле? Что происходит с деревьями весной? Что пробивается из-под снега? Кто прилетает весной? Каких перелетных птиц вы знаете?
- На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Массаж лица «Весна» (на стульях, на ковре)
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо. — поглаживание
Иногда идет холодный дождик — постукивание подушечками пальцев
По утрам еще пощипывает морозец, — пощипывание
С каждым днем солнышко светит теплее. — поглаживание
- Ребята! На что по форме похоже солнце? На какую игрушку? (на мяч)
-Что можно делать с мячом? (бросать, катать, играть)
- Я предлагаю вам поиграть.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом на ковре)
- большой- маленький; светло-
- день- ночь; пасмурно-
- грустный- веселый; - чистый- грязный;
- высокий- низкий; - широкий- узкий;
- старый- новый; - медленный- быстрый;
- сухой- мокрый; - тяжелый- легкий. -холод- - прилететь-
-Ребята, посмотрите кто залетел к нам в форточку? (кукушка) Что это у нее в клювике? (письмо) Как мы узнаем, что там написано?
Из –под снега расцветает
Раньше всех весну встречает (подснежник)
На ковре
-Так о каком растении говорится в стихотворенье?/Подснежник/.(2-3 человека)
-Почему этот цветок назвали «подснежник?»
-Какой первый звук в слове Подснежник? (п) Гласный или согласный?
- Это самый первый нежный цветок. Посмотрите, какой он красивый.
- Какие части есть у подснежника? (по показу (стебель, листья,бутон)
- Кто может сказать какой стебель? (длинный, зеленый)
- Какие листья по форме? по цвету? (тонкие, длинные, зеленые)
- Какой цветок? (красивый, белый, нежный)
-Придумайте предложение о подснежнике.
-Части есть не только у подснежника, но и у слов. Как узнать, сколько частей в слове.
«Прохлопай слово»
Подснежник, весна, тепло, почка, муравей, жук, капель, трава, ручей, дождь, лужа, листья, птицы, сосулька, небо, лепестки, солнце.
- Что происходит весной с животными и насекомыми. (просыпаются)
-Разноцветная, порхает. Кто это?
-Посмотрите, какая бабочка залетела к нам в группу.
«Где сидит бабочка?» (дети сели за столы)
(на столе, на полке…. на тетрадке)
-Какое маленькое слово помогало говорить, где сидит бабочка?
Итог. Заключительная часть.
-О каком времени года мы сегодня говорили? Придумайте предложение о весне, а картинка вам поможет.
-Ой, ребята! Посмотрите, что это? (подснежник) Значит весна наступила!
Весна вас благодарит, за то, что вы много о ней знаете и дарит вам эти первые цветы, можете их раскрасить.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.